metkere

Илья Кабанов

13 января 2018

F


Фото: Михаил Меньшиков.

Огромная конструкция высотой больше 200 метров посреди пустыни Негев вызвала много вопросов, когда мы ехали из Тель-Авива в Эйлат. Секретный космодром? Наблюдательная вышка? Корабль инопланетян? После непродолжительного чемпионата по поиску в интернете, ответ стал очевиден: оказывается, мы заметили центральную башню будущей Ашалимской гелиотермальной станции, одной из крупнейших в мире.

Ашалимская станция устроена по принципу гелиоконцентратора — устройства для концентрации энергии Солнца, которое в десятки раз эффективнее обычных солнечных панелей. В основе проекта станции — 55 тысяч управляемых компьютером гелиостатов (зеркал), положение которых меняется в соответствии с движением Солнца. Зеркала направляют отраженный свет на «солнечный парогенератор» — специальный котел, расположенный на вершине центральной башни. Солнечная башня высотой 250 метров будет самой высокой в мире.

Сюжет Euronews про ашалимскую станцию.

Станция будет вырабатывать 121 МВт электричества — 2% всего потребления Израиля. Электричества, производимого в Ашалиме, хватит на обеспечение чистой энергией 120 тысяч домов. Каждый год комплекс будет помогать экономить 110 тысяч тонн выбросов CO2.

Строительством станции стоимостью 570 миллионов долларов занимается совместное предприятие GE, BrightSource и NOY Infrastructure & Energy Investment Fund. Компания планирует начать эксплуатацию станции в начале 2018 года, что приблизит Израиль к реализации его цели вырабатывать к 2020 году 10% электроэнергии с помощью возобновляемых источников.

Кстати, в Советском Союзе первый крупный гелиоконцентратор был создан в 1946 году в Ташкенте.

Оригинал

2017 год был лучшим годом в истории
Фото: Erwan Hesry / unsplash.com.

Новости, который мы читаем и смотрим каждый день, создают обманчивое впечатление, что мир катится в пропасть. Проблема в том, что медиа концентрируются на плохих новостях — пишут про упавшие самолеты, а не, что взлетели. При этом 2017 год был, вероятно, лучшим за всю историю человечества, уверен колумнист The New York Times Николас Кристоф.

В 2017 году в мире меньше чем когда-либо раньше людей голодали, находились на чертой бедности или были неграмотными. Было меньше детских смертей, снизилась доля больных проказой, трахомой и другими заболеваниями. Только с 1990 года более 100 миллионов детей выжили благодаря вакцинации, лечению диареи, пропаганде грудного вскармливания и других простых шагов.

По расчетам экономиста Оксфордского университета Макса Розера, число людей, живущих в условиях крайней нищеты (располагающих менее, чем двумя долларами в день), сократилось на 217 тысяч человек. Каждый день 325 тысяч человек получают доступ к электричеству, а еще 300 тысяч получают доступ к чистой питьевой воде. Еще в 1960-х годах большинство людей были неграмотными и жили в крайней нищете. Сейчас менее 15% жителей планеты неграмотны и менее 10% живут в условиях крайней нищеты. Через 15 лет неграмотность и нищета должны исчезнуть.

Очень убедительно. Кстати, Кристоф пишет такие колонки каждый год.

Оригинал

Познакомьтесь с новым сибирским динозавром Фотографии: Томский обзор / Пресс-служба ТГУ.

Ученые Томского государственного университета, Санкт-Петербургского государственного университета и Зоологического института РАН описали новый род и вид динозавров, найденный в Сибири. Длина динозавра возрастом около 100 миллионов лет могла достигать 20 метров, а вес 50 тонн. Новый род получил название сибиротитан (Sibirotitan), а вид – Sibirotitan astrosacralis (Сибиротитан звездокрестцовый).

Останки сибиротитана ученые нашли в 2008 году в разрезе Шестаковский Яр в Кемеровской области, который включает одни из крупнейших местонахождений динозавровой и мамонтовой фауны в России. Из одних обнаруженных частей палеонтологи собрали почти целый крестец, а из других многочисленных кусочков удалось смонтировать часть лопатки и шейные позвонки.

«Новый род динозавров описан по нескольким изолированным позвонкам, которые, скорее всего, принадлежат одной особи, – объясняет сотрудник лаборатории континентальных экосистем мезозоя и кайнозоя геолого-географического факультета ТГУ Степан Иванцов. – Кроме того, к нему же относится фрагмент стопы, описанный в 2002 году. Вместе с ученым из Зоологического института РАН, профессором Александром Аверьяновым, работающим в нашей лаборатории, мы провели сравнительный анализ остатков с зауроподами, найденными в других странах. Оказалось, что у нашего ящера есть анатомические особенности, отличающие его от всех известных собратьев».

Видео из экспедиции в Шестаково.

Характерной чертой нового рода является наличие пяти крестцовых позвонков, крестцовых ребер, ориентированных радиально (в форме звезды), и особого гребня на невральной дуге туловищного позвонка. Древних ящеров с таким строением скелета еще нигде не находили. Сибиротитан — второй описанный в России зауроподом (первого нашли в Забайкалье).

Инфографика: Томский обзор / Пресс-служба ТГУ.

Статья с описанием динозавра вышла у журнале Gelios.



Оригинал

Здравствуй, 2018 год: роботы теперь танцуют стриптиз
Фото: The Sun.

Стрип-клуб Sapphire Club решил не отставать от технологических компаний и тоже принял участие в выставке Consumer Electronics Show в Лас-Вегасе. На его сцене роботы танцевали стриптиз вместе с живыми исполнительницами. Будем откровенны: не так мы себе представляли будущее.

Роботы смогли впечатлить не всех посетителей клуба. Один из них заметил, что видел роботов, которые вытворяют гораздо более впечатляющие вещи. Посмотрите, к примеру, как роботы управляют отелем, складывают одежду после стирки и солируют в опере.

Оригинал

Маттео Валлериани Фото: dw.com.

«Мне приходится удивляться, насколько легче несколько сотен лет назад, когда весь мир учился в сущности по одному учебнику, ученые люди и информация перемещалась через границы», – говорит профессор Института истории науки Макса Планка в Берлине Маттео Валлериани. Валлериани осенью прочитал в Москве популярную лекцию по приглашению Гете-Института и дал интервью российским медиа. Я выбрал самые интересные цитаты историка науки.

— Давайте отправимся в античность, в первый век до нашей эры. Это был век инноваций, особенно во всем, что связано с водой. Новые возможности по доставке воды – это расширение обитаемой зоны, это ирригация. Да даже шахтерское дело в античности было почти всегда связано с водой – люди активно пользовались гидростатическим принципом Паскаля. Все эти связанные с водой технологии возникли в нескольких городах греческого мира, Сиракузах, Александрии, это был очень локальный прогресс, который затем подхватила и сделала мировым стандартом набирающая силу Римская империя. И со временем возник вопрос: как можно описать движение воды математически? Идеи, которые возникли в тот период, повсеместно использовались до XVII века. Например, в третьем веке до нашей эры был придуман винт Архимеда, с его помощью можно поднять воду наверх, а дальше по оросительным каналам направить на ирригацию – это решение стало технологическим стандартом на следующие две тысячи лет. Важно, что это знание распространялось бесплатно, для него не было границ, потому что чтобы понять, как работает винт Архимеда, не обязательно знать греческий, читать труды Архимеда – достаточно просто увидеть. И это технологический прогресс, который идет без всякой науки, для которого не нужны философы и ученые.

— Научный мир сейчас фрагментирован, тебе не нужно изучать физику, если не собираешься ей заниматься. Если вносят изменения в чужую область, тебя это почти никак не затрагивает.

— Содержание наших дисциплин меняется так быстро, что мы просто сметаем границы. И я думаю, что импульс в значительной степени исходит именно от истории науки, так как она по определению междисциплинарна: нам нужны ученые, историки, философы, математики, социологи, антропологи и так далее; в противном случае мы не можем изучать науку так, как сегодня это принято делать.

— Представьте, например, строительство корабля по старинной методике – скажем, корабля викингов. По старой системе ты учился у своего отца, и ты действительно усваивал, как строить корабль, но ты был не в состоянии даже объяснить это. Если бы пришли инженеры и спросили о каком-нибудь передаточном отношении рычага весла, какие бы отличные корабли ты не делал, ты не мог бы ответить на подобный вопрос. Не просто потому, что ты не знаешь ничего о рычагах, но и потому, что для тебя весла корабля – лишь часть одного большого целого. И когда приходят другие и задают подобные вопросы, они подрывают целое. Для тебя сложнее улучшить корабль, потому что для тебя это означает построить совершенно новый корабль. Они же просто поменяют весельную систему, и корабль пойдет быстрей. Но кто знает, насколько это лучше – может, у них что-то еще пойдет не так.

— Взять хотя бы генетику – ее возможности сегодня пугают многих. Но я совершенно не согласен с людьми, которые предлагают запретить эти исследования. Просто они должны проводиться на общественные деньги, а не частные вложения, и деятельность ученых должна быть абсолютно прозрачна, результаты исследований должны быть в открытом доступе. Тогда нам нечего будет бояться.

— Каждое отдельное маленькое изобретение выглядит довольно случайным, но в общей перспективе случайностей уже нет. Вероятно, у нас есть универсальный когнитивный механизм, с помощью которого мы можем приобретать новое знание и развивать его.

— Даже в XIV веке, когда в Европе разразилась эпидемия чумы и треть населения погибла за 15 лет, люди не решили, что это произошло из-за тотально неверной концепции здравоохранения. Они думали, что все из-за грязного воздуха, а если забраться повыше, где воздух чище, — там риск заболеть меньше. Кстати, поэтому в тот период в Европе строилось так много башен. И это была вполне научная идея, в каком-то смысле даже действенная.


Оригинал

Что обходится дороже: сериал The Crown или сама королева Елизавета II? Судя по всему, британская королевская семья все еще дороже сериала. Бюджет одного сезона «Короны» — от 50 до 100 миллионов фунтов, по разным оценкам. Годовой бюджет монархии, включая расходы на безопасность, церемонии и королевские визиты — около 300 миллионов фунтов.

То есть, на деньги, которые королевская семья тратит за год, можно было бы снять от трех до шести сериалов The Crown. Кстати, именно в шесть сезонов планируют уложиться создатели.



Оригинал


25 декабря на экраны выходит рождественский эпизод культового сериала Doctor Who — последний для нынешнего исполнителя главной роли Питера Капальди и первый для Джоди Уиттакер, первой женщины в роли Доктора. Специальную серию «Дважды во времени» можно будет увидеть в кинотеатрах 50 городов России. Ну а мы вспомним, какие исторические персонажи становились героями Doctor Who.

Сериал Doctor Who (название которого часто переводят как «Доктор Кто», хотя более точным вариантом будет «Какой Доктор?» или даже «Что еще за Доктор?») выходит на канале BBC с 1963 года, став старейшей фантастической программой на телевидении. Первые сезоны были еще черно-белыми, но уже тогда в них появились фирменные детали, остающиеся неизменными и полвека спустя: знаменитая мелодия начальных титров, бессмертный главный герой, способный менять лица, и его космический корабль – он же машина времени – замаскированный под полицейскую будку образца 1950-х годов.



«Доктор» задумывался как образовательная передача, авторы которой хотели рассказывать британским школьникам про Древний Рим, елизаветинскую Англию и колонизацию Америки. Как заставить школьников смотреть исторические фильмы? Нужно сделать исторических персонажей частью фантастических сюжетов, где императоры будут действовать на одном поле с инопланетянами, а быт первобытных людей можно будет рассматривать глазами путешественников во времени. Такой подход обеспечил сериалу долгую жизнь и любовь нескольких поколений подростков и их родителей. Другим фактором успеха стал неожиданное решение сделать главного героя – того самого Доктора – способным «регенерироваться», в один прекрасный момент меняя свой внешний вид. Это позволило безболезненно менять уходящих актеров, которые не успевали наскучить зрителям.

В разное время союзниками или противниками Доктора становились королева Виктория, Людовик XV и мадам Помпадур, Чарльз Диккенс, Альберт Эйнштейн, Уильям Шекспир, Агата Кристи, Адольф Гитлер (впрочем, он в сериале был роботом) и многие другие исторические личности. К некоторым из них сценаристы питают особую слабость, время от времени возвращая их на экран: скажем, королева Елизавета I даже вышла замуж за Доктора, хотя среди поклонников сериала не утихают споры о том, был ли брак консуммирован. Английский премьер-министр Уинстон Черчилль в мире Doctor Who стал большим другом главного героя, который, в свою очередь, несколько раз вносил вклад в Битву за Британию.

Пожалуй, наиболее яркими образами в сериале стали Винсент Ван Гог и Ричард Никсон. Первого играет характерный актер Тони Карран, которому обычно достаются роли жуликов и воров. В «Докторе» же он изображает безумие гения с реализмом, не свойственном детским фантастическим фильмам. Глубокие и нездешние работы Ван Гога сценаристы объясняют не склонностью к употреблению абсента, а тем, что художник слышал цвета – навык, которые помогает ему не только рисовать подсолнухи, но и спасать французскую глубинку от потерявшегося инопланетянина.

Ричард Никсон, в свою очередь, в сериале выступает в свойственном ему образе организатора (или жертвы) масштабной теории заговора. Британские телевизионщики работают тут в унисоне с традиционно «демократическим» Голливудом, откровенно высмеивая незадачливого президента-республиканца, которому в какой-то момент приходится смириться с тем, что в ФБР служит агент-гей. Неудивительно, что старик поспешил уйти в отставку!



Оставаясь на экранах больше пятилесяти лет, Doctor Who учит зрителей нескольким простым, но важным истинам. Во-первых, история – это не истлевшие страницы и замшелые памятники, а живые сюжеты, достойные некоторого ревизионизма. Во-вторых, национальные герои и мировые лидеры не обязательно должны быть позолоченными истуканами, над ними можно и нужно смеяться. И, наконец, в-третьих, добро всегда побеждает зло. Даже если иногда для этого приходится прибегать к помощи странного пожилого инопланетянина, прилетевшего спасать нас в замаскированном под винтажную будку космическом корабле.

Прокат рождественского эпизода в российских кинотеатрах организовали Британский Совет и арт-объединение CoolConnections. Полная версия этой заметки была написана для исторического журнала «Дилетант».

Оригинал

Ученые могут добиться успеха в любой момент своей карьеры

Эта инфографика говорит нам, что наука – лучшее занятие на свете. А еще автор получил за нее 1000 долларов, победив в конкурсе Information is Beautiful в номинации «Наука и технологии».

О чем речь? Исследователи выбрали 10 000 ученых и посмотрели, как цитируются их научные работы. Каждая линия – карьера одного ученого. Пики – публикации, на которые активно ссылаются другие ученые. Оказалось, что самые цитируемые, а значит самые важные, публикации могут встречаться в любой момент карьеры ученого. Статья, написанная ученым в возрасте аспиранта или умудренного сединами профессора, рвущегося к успеху пост-дока или довольного жизнью профессора. Распределение самых важных статей случайно. Что это значит? В любой момент своей карьеры ученый может стать успешным. Нужно только захотеть. Не знаю, в какой еще области деятельности в любой момент есть возможность начать с нуля и добиться успеха.

Автор: Егор Задереев

Оригинал

Документальные фильмы позволяют узнать историю из первых рук и понять мотивы действий людей, государств и корпораций. А ещё документалки помогают разобраться в устройстве мира и объясняют, что такое хорошо и что такое плохо, — в общем, учат жизни. Специально для «Мела» я выбрал несколько фильмов, которые совершенно необходимо посмотреть самим и показать детям.

«Шоа» (1985)

2861854

О чём: Французский режиссёр Клод Ланзманн много лет интервьюировал бывших узников и надзирателей нацистских концлагерей и пассивных очевидцев происходившего. Некоторых собеседников он снимал тайно: такой спорный подход не только стоил режиссёру избиения недовольными немцами, но и обеспечил невероятный уровень откровенности. Отснятые 350 часов интервью превратились в невероятный девятичасовой фильм. Один из самых ярких моментов: признание машиниста составов в лагерь смерти Треблинку, который понимал, что ждёт его пассажиров, и мог работать только после того, как выпьет водку.

Почему нужно смотреть: Сразу после окончания Второй мировой войны люди ужаснулись преступлениям нацизма — и даже решили о них забыть. «Шоа» вернул голос жертвам и превратил осуждение Холокоста в важную часть современного общественного диалога.

«Рождённые в СССР» (1991−2012)

2861856

О чём: Монументальный проект режиссёра Сергея Мирошниченко исследует жизнь одних и тех же героев с интервалом в семь лет. В первом фильме серии мы видим семилетних детей, во втором — уже 14-летних подростков. К четвёртому фильму героям уже по 28 лет — они выросли вместе со страной. И главное, история не заканчивается. В следующем году начнутся съёмки следующей серией. По замыслу режиссёра, сериал будет продолжаться до семидесятилетия героев.

Почему нужно смотреть: Судьбы двадцати героев стали иллюстрацией турбулентных социальных изменений на территории Советского Союза. Один переехал из Бишкека в Новосибирск, другой — из России в США. Герои фильма были очевидцами военных конфликтов в бывших союзных республиках, служили в армии разных стран, женились, разводились, рожали детей, открывали бизнес и работали в колл-центрах. В это зеркало постсоветской жизни можно смотреть бесконечно.

«Обыкновенный фашизм» (1965)

О чём: Двухчасовая картина советского классика (и автора нескольких фильмов о Ленине) Михаила Ромма, которая была снята к 20-летию победы над гитлеровской Германией, рассказывает об ужасах нацизма, используя его главное оружие — нацистскую пропаганду. С помощью монтажа, музыкального сопровождения и закадрового комментария (который читает сам режиссёр) Ромм превратил кинохронику Рейха в смертельный приговор нацистам.

Почему нужно смотреть: Антифашистский фильм получился у Ромма антитоталитарным в более широком смысле. Современники видели в картине параллели с советской жизнью и восхищались смелостью автора. Полвека спустя в «Обыкновенном фашизме» можно искать (и при желании найти) сходство с современной Россией.

«Цвет нации» (2013)

2861860

О чём: Журналист Леонид Парфёнов продолжает исследовать события, людей и явления, без которых нас сложно представить и ещё сложнее понять. Здесь его интересует даже не портрет пионера цветной фотографии Прокудина-Горского, а то, как изменились за 100 лет снятые им места. От Вологодской области до Санкт-Петербурга и от Твери до Тулы — Парфёнов идёт по стопам Прокудина-Горского и рассказывает в своей фирменной манере о России, которой давно нет.

Почему нужно смотреть: Фильм Парфёнова показывает, какой красочной была страна, знакомая нам исключительно по чёрно-белым кадрам. Самый запоминающийся момент: три девушки в разноцветных сарафанах, которые держат в руках тарелки с ягодой. Эти прапрабабушки сегодняшних школьников — символ дореволюционной России.

«Неудобная правда» (2006)

2861862

О чём: «Я бывший будущий президент Соединённых Штатов» — любит повторять Альберт Гор, который все 1990-е был вице-президентом Билла Клинтона, а в 2000 году не стал президентом, хотя, по сути, выиграл выборы у Джорджа Буша-младшего. Чем заняться влиятельному человеку после завершения политической карьеры? Гор стал проповедником глобального потепления. Его документальный фильм «Неудобная правда» рассказывает о причинах и возможных последствиях резкого потепления. Фильм получил два «Оскара» и принёс самому Альберту Гору Нобелевскую премию мира «за изучение последствий глобальных климатических изменений, вызванных деятельностью человека, и выработке мер по их возможному предотвращению».

Почему нужно смотреть: Две трети зрителей признавались в одном из опросов, что после просмотра фильма изменили своё мнение об изменении климата. Политики начали обсуждать глобальное потепление и в итоге приняли в 2015 году Парижское соглашение о климате, в рамках которого все страны миры (кроме, по иронии судьбы, США) обязались сократить вредные выбросы.

Оригинал


Байкал с борта МКС в марте 2012 года. Фото: Антон Шкаплеров, Анатолий Иванишин / Роскосмос.

Озеро Байкал прекрасно выглядит не только вблизи, но и из космоса. Мы выбрали 13 лучших фотографий Байкала и Иркутска, сделанных космонавтами и искусственными спутниками Земли. Если ищите материал для идеальных экранных заставок, то лучше точно не найти.

В сентябре 2011 года спутник Aqua снял туман над Байкалом с помощью инструмента MODIS:


Фото: Jeff Schmaltz, MODIS Rapid Response Team / NASA.

В мае 2012 года все тот же MODIS запечатлел, как Байкал освобождается от льда:


Фото: Jeff Schmaltz, LANCE/EOSDIS MODIS Rapid Response Team / NASA.

Еще одна фотография весеннего Байкала, сделанная в апреле 2014 года с борта МКС:


Фото: NASA.

Пожары на берегу Байкала попали в объектив камеры спутника Landsat 8 в сентябре 2015 года:


Фото: Joshua Stevens, U.S. Geological Survey / NASA.

Таким увидели Байкал российские космонавты в марте 2012 года:


Фото: Антон Шкаплеров, Анатолий Иванишин / Роскосмос.

Лед на Байкале, январь 2011 года:


Фото: Jeff Schmaltz, MODIS Land Rapid Response Team / NASA.

Еще один снимок, сделанный на МКС российскими космонавтами в марте 2012 года:


Фото: Антон Шкаплеров, Анатолий Иванишин / Роскосмос.


Мои любимые спутниковые фотографии Байкала показывают загадочные круги на льду. Этот снимок сделали астронавты МКС в апреле 2009 года:


Фото: NASA.

А это изображение тогда же сделал уже знакомый нам прибор MODIS (здесь нужно присмотреться, чтобы найти два круга):


Фото: NASA.

Композитный снимок из трех изображений, полученных приборами спутника Sentinel-1A в январе-марте 2015 года. Разные цвета показывают положение льда в разное время:


Фото: Copernicus data (2015)/ESA.

И, наконец, Иркутск в марте 2012 года:


Фото: Антон Шкаплеров, Анатолий Иванишин / Роскосмос.

А теперь чуть крупнее:


Фото: Антон Шкаплеров, Анатолий Иванишин / Роскосмос.

Красота!

Оригинал

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире