12:39 , 16 апреля 2018

Мой герой Мак Мерфи (Памяти Милоша Формана. Очень личное)

1976 год. С развитым социализмом, Политбюро ЦК КПСС и пятилеткой за три года ещё всё в порядке. Но уже пришел Горбачев, уже объявил гласность и перестройку. И вот в рамках этой политики в Москве организовали «Фестиваль фестивалей», куда привезли лучшее, но раньше никогда не показываемое у нас мировое кино.

Кинотеатр «Космос», утро. Мы стоим в очереди в кассу на «Полет над гнездом кукушки» режиссера Милоша Формана. Над фильмом ореол запретности, разрушения основ и Джека Николсона. Да, ещё психбольницы в натуре, а это всегда интересно: ну хочется же полюбоваться на самих себя, необезображенных, каких уж есть.

Очередь выпирает на улицу и уходит за горизонт в сторону ВДНХ. Советский народ изголодался по высокому искусству. Я стою пять часов и покупаю-таки заветный билет. Не на сегодня, куда там, на следующую неделю.

…То, что я увидел, перевернуло меня абсолютно. Распотрошило, вывернуло наизнанку. Где-то в глубине души я подозревал, что такое возможно, но боялся сказать. После этого Мак Мерфи-Николсон навсегда стал моей путеводной звездой. Вот так жить — свободно, нарушая тупые запреты, не комплексуя, говорить и делать то, что считаешь нужным здесь и сейчас и плевать на условности — поверьте, для человека, только что вылупившегося из подростка, такое кино стало Библией, а «невменяемый» герой — культовой иконой стиля. Да, в конце Вождь его душит подушкой, но он хотя бы попробовал.

Книжку Кена Кизи я прочел много лет спустя и уже никак ей не очаровался. А фильм Милоша Формана остался со мной как мечта, но и как руководство к действию. Я сразу выучил все реплики «Полета…», все кадры, я нёс их в себе, боясь расплескать. И больше уже не пересматривал этот фильм, потому что он весь был во мне, а разочаровываться из-за того, что я многое узнал по дороге за последующие годы не хотелось.

Милош Форман, упорхнувший на свободу из-за защелкнутой клетки задавленной Пражской весны, делал кино о человеке в тоталитарной системе ценностей, о его естественной несовместимости с жизнью в тюрьме-психушке. Но ценность фильма ещё и в том, что каждый может там найти свой уровень познания, уровень откровенности. Это многослойный пирог, понятный и простаку, и интеллектуалу — мечта для любого режиссера.

Милош Форман осуществил свою мечту, не на родине, а в Америке. Да, он хотя бы попробовал. У него получилось дать нам надежду, сказать человеку, любому: ты свободен! А это дорогого стоит.

1457012

Читайте также:

Иван Ургант: «Выгоним сионистов из «Московского комсомольца», и заживем!

Александр Минкин: «Большая победоносная война»

Толстой дал дуба: санкциями против США россиян лишают лекарств

Комментарии

13

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


kryymsdyk 16 апреля 2018 | 12:55

Большинству россиян это не надо.


patrik05 16 апреля 2018 | 12:56

Патрик Макмерфи был портянкой и боролся против американского империализма.


ogrig Олег Савин 16 апреля 2018 | 12:58

patrik05: Ну не 1976 год. Горбачев появился спустя почти 10 лет.


(комментарий скрыт)

ogrig Олег Савин 16 апреля 2018 | 13:09

patrik05: .....мы хотя бы попробовали.
===========================================
Мы попробовали только 3 августовских дня в 91.
А потом дурдом вернулся.

"Пролетая над гнездом кукушки" с Николсоном - классика мирового кино. Потрясающая вещь!


(комментарий скрыт)

arye_11 16 апреля 2018 | 12:59

patrik05:
Кем бы он ни был, но ты не Патрик.
Ты Путрик, или, скорее всего, Хухрик.


(комментарий скрыт)

arye_11 16 апреля 2018 | 12:57

Помню тот "Фестиваль Фестивалей".
Там еще много чего хорошего было - "Кабаре". "Полковник Редль", ну, и конечно "Полет над гнездом кукушки".
А через год-два показали "Однажды в Америке".
Именно тогда и пришло понимание - все меняется. Не только ранее недоступные фильмы стали доступны, а вообще все меняется. Сама жизнь становится другой.
З.Ы.
Автор. Только год все же не 1976, а 1986.


(комментарий скрыт)

kryymsdyk 16 апреля 2018 | 13:00

Хорошо, что здесь вывесили этот текст Мельмана, а не позорное интервью с позорным Ургантом.


(комментарий скрыт)

problema2016 16 апреля 2018 | 14:15

Светлая , благодарная память великому кинорежиссеру и человеку Милошу Форману. Сколько людей , посмотрев только этот фильм , стало поступать по человечески....


valgallian 16 апреля 2018 | 14:16

Понятно, что Александр Мельман описал именно личные воспоминания, но всё же не стоило бы фокусировать память о великом Формане только лишь на "Пролетая над гнездом кукушки". Милош был абсолютным мастером попадания в нерв. Его "Регтайм", его вариация "Опасных связей", его "Народ против Ларри Флинта", его "Амадей", его "Волосы" - это всё вехи в кинематографическом искусстве, совершенно заслуженно отмеченные многочисленными наградами!
В чём невозможно не согласиться с Мельманом - Милош Форман был абсолютно свободным человеком. И он ни разу не позволил себе торговать своей свободой, понимая, очевидно, что утратив свободу он утратит и свой дар. В этом плане как нельзя кстати напрашивается сравнение Формана с так же обладателем "Оскара" Владимиром Меньшовым. Режиссёр, которого в брежневское время банально не пустили получить честно заработанную главную кинематографическую награду, а вместо него "Оскар" получил резидент КГБ под прикрытием должности атташе по культуре.... Вот этот самый Меньшов нынче уверенно заявляет, что брежневское время - лучшее из времён. Ну и что стало с даром Меньшова? Он испарился, как снег по весне.
Можно творить (что доказано сотнями примеров), будучи крепостным поневоле. Но будучи страстным лакеем возможно только с важным видом артикулировать: - "Чего изволите-с?".

Вечная память великому режиссёру и свободному человеку Милошу Форману!

Валерий (Киев)


wowagera 16 апреля 2018 | 14:50

Мне тогда тоже фильм очень понравилсы..


listen_up 16 апреля 2018 | 14:58

Мельман, неужели Вы такой старый, что не помните, когда появился Горбачев. По секрету -1985.
Николсон сделал славу этому фильму. Да и себе. Ведь к 1975 г. он был уже не новичок в Голливуде. Но вот, например, в фильме Беспечный ездок (1969) он не произвел особого впечатления. Форман, однако, увидел и вытащил наружу мощный актерский талант Николсона. После Кукушки Николсон шел от успеха к успеху. У Формана тоже потом были шедевры, в частности, мой любимый мюзикл Волосы и конечно Амадей. Гений был этот режиссер


(комментарий скрыт)

kolobok18 16 апреля 2018 | 17:54

stagla:
//...хотя он там по сути не главный персонаж...//
——————————
Ага...
Там пульт в душевой — главный персонаж.
Немногословный такой, по-пролетарски надёжный, «классово-близкий», в общем...
Но значение его раскрывается только в самом конце фильма.


spitac 16 апреля 2018 | 21:32

stagla: "А вообще конечно - делать себе кумиром асоциального типа: алкоголика, дебошира, неразвитого интеллектуально человека, живущего больше инстинктами"

Ну, правильно! Должен быть член КПСС или на худой конец ЕдРа.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире