Когда мне это прочитали по телефону, я ему не поверил. Ну, большой мальчик уже, неужели не ведал, что натворил. Артисту было бы ещё простительно, он зависим, он пластилин в руках режиссера и может отвечать только за себя, за собственную роль. Но Юрий Быков…

...На кинофестивале в Вологде я впервые увидел его фильм «Майор». Был поражен, ошарашен. Стал требовать: «Позовите мне Быкова!» Так хотелось высказать лично. Быкова позвали, я выразил своё восхищение, долго тряс руку, лез обниматься. «Это второй Балабанов!» — говорил потом всем. Нет, первый Быков! В «Майоре» он разоблачил всю ментовскую криминальную систему, там была такая правда, ни с чем несравнимая. И такой талант…

Потом был «Дурак», где Быков пошел ещё дальше. Здесь он уже говорил об архетипе нашего менталитета, нашего вселенского пофигизма «всё до лампочки». Он просто вскрыл код доступа, на котором держится страна и народ, показал нас самих себя, заставив вглядеться в собственное кривое зеркало. На самом деле всем по барабану, никому ни до чего нет дела и плевать на всё… А у кого душа болит за то, как мы живем, кто хочет что-то изменить, кто неравнодушен, тот дурак. Вот на таких «дураках» Россия и держится.

Потом Быкова взяли на Первый канал, и он снял сериал «Метод» с Константином Хабенским и Паулиной Андреевой. Необычный, стильный, не от мира сего. Про маньяков, про мир в отсутствие нормальных людей. Где честный и справедливый маньяк преследует себе подобных, только убийц и насильников. Так вышло, а могло быть наоборот.

И вот теперь «Спящие». О тех, кто внедрен в социум и по приказу, по звонку обязан проснуться. По звонку откуда? Оттуда, из ЦРУ, конечно. ЦРУ, которое взрывает Россию. Проводником всех террористов является либеральный журналист, певец свободы. Вот ради этой свободы он и мать родную продаст, и жену, которая его разлюбила, а полюбила, конечно, честного фээсбэшника. По заданию американцев он готов уничтожить кого угодно, хоть правозащитника, хоть китайских бизнес-товарищей, лишь бы потом перевести стрелки на русские спецслужбы, на власть. А потом этот натуральный предатель, подставив суженую под монастырь, забыв собственного сына, убегает куда? На Украину, вестимо, а куда же ещё! Ну, а дальше в Штаты, само собой.

Вот такое кино, которое снял Быков. Сначала, наверное, прочитал сценарий от Сергея Минаева, обсудил все детали с продюсером Федором Бондарчуком, а потом подписал договор, где была сумма прописью. И принялся за дело: кастинг, выбор натуры, то да сё…

А теперь кается. Говорит: уйду из кино. А я пишу: позор вам, Бондарчук, Минаев и Быков.

Но в голову никому не заглянешь. Человек слаб, он то и дело ошибается, так уж устроен. Хотел помочь власти. Был против оранжевой революции.

Только критика демшизы (к чему я присоединяюсь) не может иметь ничего общего с политическим заказом. Есть недовольные, оппозиционеры, любящие деньги и нелюбяшие свою страну. (Правда, во власти таких гораздо больше!) Есть недалекие, истеричные ограниченные (а во власти нет?). Но подавляющее большинство либеральной общественности осуждает власть лишь только потому, что очень любит свою родину. Просто не может, не хочет любить её с закрытыми глазами. «Люблю я родину, но странною любовью». И делать из них за это убийц и предателей — такая тупость и такая подлость! Ведь критикуя, ругая, разоблачая, недовольные только помогают власти, разве нет?

Самое нелепое — сравнить Юрия Быкова с Николаем Гоголем. Но с другой стороны… Тот тоже в своё время был большим критиком власти. Один «Ревизор» чего стоит! А «Мертвые души»? А «Петербургские повести»? Но потом… Он всё пересмотрел, ужаснулся от собственной смелости и откровенности, сжёг второй том (рукописи не горят!) и уже в письме к демократу Белинскому стал призывать к покаянию и примирению. Но не устыдился этого своего примирения, так и ушёл, уверенный в своей новой правоте. Не устыдился, потому что это были его искренние воззрения, а не правительственный заказ.

А Быков устыдился. Прямо как Борис Николаевич: «Простите меня… Я устал, я ухожу».

Вообще-то покаянные письма — жанр в нашей стране известный. Сначала, ещё в СССР, это делали бывшие диссиденты (или враги народа), не выдержавшие пыток от ГПУ, НКВД, МГБ, КГБ… При Сталине таких всё равно пускали в расход, при Брежневе, в лучшем случае, выгоняли из страны. В худшем — они становились сексотами…

Ещё в перестройку началось покаяние наоборот. Хорошо помню, как Владимир Познер публично каялся за то, что занимался пропагандой на Иновещании, оправдывая ввод войск в Чехословакию.

Кто без греха, пусть бросит в меня камень. Нам всем есть за что каяться. Но ни от Бондарчука, ни от Минаева, ни от тех, кто поставил на ТВ эту заказуху слов «не взыщите, люди добрые, бес попутал» не слышно. Значит, они уверены в своей правоте и им не стыдно. «Морально всё, что выгодно пролетариату», — любил повторять Владимир Ильич Ленин. «Морально всё, что выгодно власти», — наверное, повторяют, как мантру, многие нынешние «журналисты», продюсеры, сценаристы, режиссеры…

А Юрию Быкову стало стыдно. Пускай не сразу, но он осознал то, что сделал и просит уже прощения. И кроет себя последними словами. По-моему, это поступок. Или хотя бы повод, если не услышать, то прислушаться. Понять. Поверить. О «простить» я не говорю. Нас бы кто простил.

Оригинал

1457012

Читайте также:

«Путин и Аркадаг: визит президента в Туркменистан поразил контрастами»

«Свободу нашей «Раше Тудэй»: принципы важнее содержания»

«Трудная миссия нового президента РАН»



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире