14:25 , 02 августа 2016

Михаил Казиник – о том, почему учат Моцарту, а любят Стаса Михайлова

В моей юности учителя были намного более знающими, чем нынешние. Образование было более фундаментальным. И все равно я считаю, что очень много времени пропало зря. Жалко детство, в котором много ненужной информации.
Я узнаю у людей про их оценку по истории. Отвечают: «Пятерка». Тогда я спрашиваю: «Что такое огораживания?». Вспоминает только учитель истории. Я не совсем понимаю, зачем у меня был урок про «огораживания». Зачем все это было нужно, когда никто никогда не помнит ни про какие огораживания?
Вот в самолетах каждый раз стюардесса рассказывает про технику безопасности. Конечно, никто ничего не запоминает. Нет таких историй, в которых человек все надел, поплыл и потом заявил: «Самолет упал, все погибли, а я спасся, потому что внимательно выслушал стюардессу». Мне наша школа напоминает эту стюардессу, которая всегда обязана все рассказывать.
Современная школа — это школа прошлых веков; школа, которая абсолютно неправомерна. Раньше все было понятно — никаких источников информации, кроме учителей, не было. А сейчас все учителя, с точки зрения знаний, будут посрамлены перед интернетом. Ни один, даже самый замечательный, учитель географии не знает и одной миллиардной доли того, что есть в сети.
Любой нормальный ребенок наберет ключевое слово и получит десять миллионов единиц информации, а бедный учитель географии по-прежнему задает прочитать страницу 117 и пересказать ее. Абсурд очевиден.

Школу надо менять, потому что сейчас она порождает дичайшую необразованность

Это просто ужас, и он с каждым годом все ужаснее и ужаснее, извините за тавтологию. Мы забираем у детей десять лет в самые лучшие годы их жизни. А что получаем на выходе? Поклонников Стаса Михайлова и Леди Гаги. А ведь эти дети десять лет учили поэзию Пушкина, Тютчева, учили Моцарта, пели в хоре, изучали великие творения, которые порой и взрослые не понимают. Учили великую литературу и музыку, доказывали теоремы, изучали логическое мышление. Но после этого всего в мир выходит человек, который не может связать и пяти звуков, у которого не стыкуются правая и левая части мозга, у которого речь насыщена словами, которые ни один педагог в школе не преподавал.

Школа не соответствует требованиям социума. Единственное спасение — другая школа, школа будущего. Она существует в реальности — это «Семь ключей» в Челябинске. Ее главный принцип — избежать клипового сознания, клипового преподавания и в итоге клипового знания. Всякое явление имеет первопричины в прошлом и воздействие на будущее. Каждое понятие — это движение от прошлого к будущему через настоящее.

Каждый предмет должен преподаваться вкупе с другими предметами. Нет оторванных друг от друга предметов, есть панорамная картина мира

Она и дает нам как нобелевских лауреатов, так и просто нормальных людей с нормальным мышлением. Идеальная школа — это создание панорамного видения, воссоздание мышления во всей ассоциативной связи. В моей школе все уроки комплексно-волновые, они связаны единым понятием, явлением, вещью, предметом. Урок может длиться день, ведут его все учителя, сопричастные с этим явлением.

Почему я говорю о нескольких учителях сразу? Очень унизительно бегать из класса в класс каждый час, все время менять атмосферу и переделываться. В обычной школе каждый учитель абсолютно не соотносится с другим учителем и его предметом. Учитель физики даже не задумывается, что у детей только что была география, и не может понять, почему не получается навести дисциплину. А потом приходит учитель, которого дети очень любят, и ему вовсе не надо наводить порядок. Это все хорошо, но невозможно школу положить на индивидуальность учителей.

Школа должна стать не только школой панорамного, но и ассоциативного мышления

Все нобелевские открытия сделаны на междисциплинарном уровне, на стыке предметов. Распространить такую систему вполне реально. Начинать нужно с отдельных точек. То, что я предлагаю, куда более естественно, чем школа, в которой бедный учитель постоянно приспосабливается к разным классам. Учитель физики, который прошел мою методику, приходит в школу и начинает говорить про Баха. Химик включает музыку Бородина, через которую становится ясной связь между музыкой и химическими реакциями. Музыка — это питание мозга, я знаю это по нобелевским лауреатам.

В моей школе любой учитель начинает с неожиданного, непривычного. Это принцип отстранения. Как только учитель приходит на урок и говорит: «Великий русский писатель Достоевский», внимание у детей ослабляется — лучше почитать какой-нибудь детектив.

Мысль о том, что Достоевский — великий, должна родиться в конце урока у самих детей

Еще одно условие — чувство юмора. Да, не у всех оно есть, и в будущем людям без него лучше идти в бухгалтеры, нежели в учителя. Пусть педагоги заводят картотеки веселых историй и рассказывают их детям — устраивают перезагрузку.

Неужели нормальный учитель не может выяснить знания ребенка без дурацких ЕГЭ, без глупых билетов? А если ребенок забыл точную высоту Джомолунгмы — это что, ему тройку нужно ставить? Да ерунда! А он скажет: «Иван Иваныч, вот там внизу целая религия родилась. Там Тибет, там такое творится! Можно я вам расскажу?». Обучение — это не тюрьма и не армия. Это светлое место академии Платона, где люди, улыбаясь, познают всякие вещи. Ребенок не компьютер и не большая советская академия. Главное — чтобы ребенок был счастливым. В современной школе он не будет счастлив никогда.

Нормальному индустриальному обществу нужен лишь один процент математиков. Остальные будут уметь считать только деньги. Зачем же всех детей мучить математическими деталями, которые они забудут навсегда на следующий день? Стране нужны 3% фермеров, 1,5% химиков, еще 4–5% рабочих. Математики, физики, химики, производственники — 10% населения. Остальные будут людьми свободных профессий, как это уже произошло в Швеции.

Вся система должна измениться. Куча знаний во всех предметах никому не нужна. Зачем вам изучать географию Дании — вы же найдете все в интернете, как туда соберетесь. Другое дело — если познавать ее через Андерсена. Мой урок объединяет его сказки с географией, историей Дании, красотой Копенгагена, историей любви Русалочки. Вот это и есть школа.

Главный двигатель к знаниям — это любовь. Все остальное не играет роли. То, что человек любит, он знает

Нельзя вбить в голову никакую математику и геометрию. Современной школе не хватает искусства, культуры и риторики. Нужно просто посмотреть семь свободных искусств, которые изучали античные дети, это было неплохо поставлено.

В общем-то, смысл и цель всего движения цивилизации — создание артефактов культуры и искусства. Кто правил во времена Баха? Какой по счету был король во времена Шекспира? Эпоха Шекспира, эпоха Пушкина, эпоха Мольера, эпоха греческого театра… А кто был в это время цезарем — это надо смотреть в справочниках. От всего развития человечества остается только культура и искусство. Остальное — ерунда. Ничего другого не остается, как бы мы не старались. Даже научное открытие только мостик для следующих.

Искусство и культура нужны для того, чтобы люди не убивали друг друга

Школа должна быть радостным воспоминанием детства, самой светлой частью жизни человека. Все равно с каждым годом мы приближаемся к смерти. В этом плане жизнь — достаточно пессимистичная штука, печальная. Забирать у детей еще и детство, чтобы сообщать им кучу информации, которую они никогда не запомнят и которой никогда не воспользуются — это совсем преступно. Выпустить надо не математика или физика, а человека.


Оригинал этого текста и другие интересные истории про образование и воспитание читайте на «Меле».

Комментарии

35

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

02 августа 2016 | 14:36

Ух ты как все красиво рассказываете? Боюсь разрушение образования уже не остановить. И всякие альтернативные междусобойчики вместо нормальной школы тож приведут к этому. Деньги будут сворованы а как обычно ничего не сделают.


sergiusru 02 августа 2016 | 15:56

"Мысль о том, что Достоевский — великий, должна родиться в конце урока у самих детей".
Чтооо?
Это всё равно, что ученикам начальных классов начать преподавать высшую математику, а в конце урока ждать от них восхищения и понимания!
Не может школяр, особенно современный, начать понимать мысли, переживания и проблематику, поднятые Достоевским!

Автор или не понимает, или лукавит!

С математикой так же обстоят дела?

И чего унизительного бегать из класса в класс каждый час? Можно и не бегать, а просто пройтись.

Да, действительно, сейчас человек может получить мгновенно любую информацию по любому вопросу.
Так вот задача школы и состоит в том, чтобы человек умел работать с этой информацией, а для этого ему нужны базовые знания и принципы, причём по всем основным вопросам.

Больше естественных наук, а всю литературу и физкультуру в форме факультатива!

С Моцартом как со сладостями: в детстве все любят простую и сладкую еду - конфеты, мороженое, но с возрастом вкусы становятся более требовательны и разнообразны. Так и с Моцартом: в детстве слушаешь одно, с возрастом начинаешь слушать вещи гораздо более сложные, кто-то и до Моцарта дорастает...


kelavrik 02 августа 2016 | 23:25

sergiusru: Вообще веселит меня логика, будто до Моцарта надо дорастать. Он то писал музыку простую и понятную всем.

Кстати, высшая математика может быть проще элементарной. Решение уравнения 4й степени в радикалах это элементарная математика, но она намного сложнее производной от прямой линии. Самое смешное, что основы теории групп вполне можно давать классе во втором. Как раз, когда научатся умножать и складывать.

Кстати, я не считаю проблематику Достоевского высокой. У него тяжёлые тексты. Но сами проблемы надуманные. Тот же Раскольников показал крах своей же идеи сверхчеловека. Но в реальности вполне можно найти живых людей живущих по этому принципу. Да, они реально считают, что не твари дрожащие и право имеют. Например, Сталин. Притом, что Сталин отнюдь не подкарауливал старушек. С чего сверхчеловек должен опускаться до банальной уголовщины? Или та же Настасья Филиповна, в которую влюбились все подряд. А я вижу вздорную, глупую бабу. Крайне избалованную. В реальности, конечно же не собрала бы столько поклонников с таким то поведением. Эгоцентриков обычно не очень то любят.

А сложные моральные вопросы можно найти к казалось бы простых произведениях. Вот Веллер недавно их у Джека Лондона отыскал. И реально ведь отыскал. У Мопасана можно найти массу крайне непростых дилемм. Насколько Милый друг реалистичнее и живее психа Раскольникова. И подлость этого Друга вполне рациональна. ИМХО, эти моральные дилеммы много выше надуманных дилемм Достоевского.


sergiusru 03 августа 2016 | 08:23

kelavrik: ну, вот, и Вы не поняли Достоевского, хотя и знакомы с теорией групп Галуа.
Всё штампами из школы про сверхчеловека, хотя там совсем об ином говорится...
Чтобы понимать Достоевского в полной мере, нужно как он постоять перед расстрельной командой.
А моральные вопросы, причём чрезвычайно глубокие, можно найти даже в "Приключениях Буратино" - и это правильно.

Не соглашусь немного насчёт большей простоты производной от линейной функции по сравнению с решением уравнений той или иной степени. Да, мат. аппарат в первом случае может быть гораздо проще, но понимание сути для школяра будет недоступно до определённого возраста и уровня абстрактного мышления.

Полностью соглашусь с Вами, что до гениального произведения искусства, каким бы сложным оно ни было, нужно дорастать. Моцарт, кстати, совсем не прост, но гениальность его и заключается в том, что кажется простым и лёгким. Этот принцип заложен в самой природе. А вот бездарные поделки порой выдают за гениальные произведения утверждением, что до него "надо дорасти".


zor 02 августа 2016 | 14:47

Почему изучают Моцарта ,а слушают Михайлова?
Да потому,что по "моцарту" нелегко жить,а по "михайлову" легко.
По той же самой причине по которой дружат с умными женщинами,а женятся на глупых.




kelavrik 02 августа 2016 | 20:20

zor: А может вы просто не слушали Моцарта? В общем то у него как раз лёгкая мелодия. Да и писалась она не для профессоров. Как Женитьба Фигаро не инструкция для молодых. Да, да, Моцарт и для женитьбы писал музыку...


peremogin 02 августа 2016 | 15:42

Во-первых, спасибо Михаилу Казинику за прекрасные музыкальные уроки.
Во-вторых, целиком согласен с его видением системы образования и школы будущего. Боюсь, что в существующей системе её ни привить, ни развить не удастся.
В дополнение замечу, что тягу к знаниям развивает не только любовь, но и любознательность. Учителя должны развивать её у детей и провоцировать задавать вопрос: а почему? А ученик должен искать ответ получать удовольствие от нахождения ответа и решения задачи. Так реализуется тяга человека к поиску истины.


02 августа 2016 | 15:47

Конечно текст красивый, но, если перед государством встанет выбор, построить 50 школ или купить очередную яхту, без сомнения выбор падет на второе.


02 августа 2016 | 16:21

Старая школа строилась для советской милитаристко-мобилизационной экономики. Что бы в случае войны каждый школьник обладал базовыми знаниями, достаточными для работы на любом заводе ( и любой отрасли). Такое образование могло бы пригодится для технократического общества, к числу которых могла бы относиться Россия, если бы не курс недоучки путена. Потапенко недавно задавался вопросом, а чем, кроме керосиновой лавки может быть раша. Англия - мировой финансовый центр, Америка - мировой научный лидер, Китай


02 августа 2016 | 16:25

qwenn: продолжение. Китай - мировая фабрика по производству шмоток. Франция - законодатель мод, Италия- родина технического и авто-дизайна. А что Россия. А она вполне могла бы стать Инженерно-технологичекским центром . Наше среднее образование к этому располагало. Но...не при этой политической надстройке.


02 августа 2016 | 19:20

qwenn: Правильно, как в 91-м был выбран курс на вхождение в страны "третьего мира", так и продолжается. Зато сто сортов колбасы.


02 августа 2016 | 22:02

ivan_feodorovich: Китай страна третьего мира?


kelavrik 02 августа 2016 | 23:28

ivan_feodorovich: И как это в Европе сто сортов колбасы совсем не мешают адронному коллайдеру?


03 августа 2016 | 21:46

kelavrik: См.: колониализм, неоколониализм, периферийный капитализм, "золотой миллиард".


kelavrik 03 августа 2016 | 22:18

ivan_feodorovich: Читайте мифологию, неомифологию, зависть к богатым...

Всё чушь по одной простой причине. После второй мировой США с СССР навязали Британии договор лишавший возможности брать навар со сделок в колониях. После колонии стали невыгодны, торговля с бывшими колониями стала прямой. И всё основано на взаимной выгоде.

Даже во времена колониализма метрополии развивали колонии. Развивали односторонне, но для них это стало благом. Отстали они, потому их и захватили.

Все сорта колбасы в Европе в основном от своего животноводства, которое неплохо развито. И никакие колонии тут не при делах. И на адронный коллайдер не качаются деньги.


05 августа 2016 | 21:51

kelavrik: А животноводство на дотациях, которые от избытка средств, которые за счет эксплуатации отсталых папуасиков. Россия купила последний билет на этот Титаник, причем далеко не в первый класс - там все места давно заняты.


kelavrik 05 августа 2016 | 23:49

ivan_feodorovich: Неа, дотации за счёт своей развитой промышленности. А папуасики вообще в пролёте.


06 августа 2016 | 11:23

kelavrik: В странах ЕС в промышленности трудился только каждый пятый из занятых в экономике. ... Как считают некоторые исследователи, в секторе услуг на конечном этапе его развития будет занято до 80 % всего экономически активного населения.

Вот так: много-много парикмахеров и лавочников двигают вперер европейскую промышленность, бугога.


kelavrik 06 августа 2016 | 13:47

ivan_feodorovich: А их хватает в промышленности. Автоматизация производства, однако.


06 августа 2016 | 18:08

kelavrik: Не так давно по сети гулял фотоотчет о жизни рабочих, собирающих Айфоны. Автоматизация, ага.


kelavrik 06 августа 2016 | 21:17

ivan_feodorovich: Не, ну понятно, что айфоны делают при помощи молотка и зубила. А микросхемы делают руками. Каждый атом ручками двигают...


07 августа 2016 | 16:02

kelavrik: При помощи рабского труда граждан "третьего мира" и за счет ресурсов того же "третьего мира". Не знали? Ну так знайте. Хотя, конечно, вам об этом можно говорить до бесконечности - все равно будете кудахтать про волшебные свойства невидимой руки рынка.


kelavrik 07 августа 2016 | 17:04

ivan_feodorovich: Эти сказочки про рабский труд граждан третьего мира рассказывайте невеждам. Нормальные люди прекрасно знают, что рабский труд неэффективен. А для высокотехнологичного производства нужны грамотные специалисты, а не полуграмотные негры. Все эти дешёвки (дешёвая рабсила) могут возить щебень в тележках, собирать кофе или какао. Но к производству айфонов они не имеют никакого отношения.

А про руку рынка можно сказать другое. Эти дешёвые не потребляют и не производят. Потому сказки про рост за их счёт - чудовищная глупость. Кстати, вы смотрели эффективность труда рабов и свободных людей на американских плантациях хлопка? В курсе, что даже здесь, даже для простого труда, рабы не обеспечивали нормальную эффективность? Эксплуатация неэффективна.


09 августа 2016 | 18:55

kelavrik: Дадададада, при капитализме труд не рабский: работник совершенно добровольно продает свою жизнь хозяину, чтобы не подохнуть с голоду, ахаха.


kelavrik 09 августа 2016 | 22:41

ivan_feodorovich: Эти агитки слышу с советских времён. Умнее от этого они не стали. С тем же успехом можно сказать, что предприниматель вынужден нанимать рабочих, чтобы не умереть с голоду, а рабочие его эксплуатируют.

На самом деле есть взаимовыгодное сотрудничество. И рабочие получают намного больше, чем в соцстранах.


10 августа 2016 | 19:03

kelavrik: Из одной только Индии Британия выкачала ценностей более чем на миллиард фунтов стерлингов. В результате несколько миллионов индусов умерло с голоду, а Британия успешно провела индустриализацию (на сто лет раньше России).

Давай, расскажи еще что-нибудь о взаимовыгодном сотрудничестве.


10 августа 2016 | 19:30

kelavrik: "рабочие получают намного больше, чем в соцстранах"

По данным ООН, около трёх миллиардов людей — то есть почти половина населения Земли — живут меньше, чем на два доллара в день, сообщает Би-Би-Си.

Видать, Би-Би-Си начала транслировать советские агитки. Плохо дело.


kelavrik 10 августа 2016 | 20:59

ivan_feodorovich: О! Какой шикарный демагогический приём! Подменить разговор о капитализме разговором о странах третьего мира. а там как раз и нет нормального капитализма, сюрприз, да?

Ввести замшелые обвинения о поведении англии в Индии. При том, что Индия до завоевания англами была страной с феодальными порядками, разрывалась войнами меж своими. При этом выкачивание ресурсов сопровождалось налаживанием производства ресурсов. Ну и миром на земле, однако. Та же Индия от колонизации скорее выиграла, чем проиграла.

Да, к производству высокотехнологичных продуктов колониализм не имеет никакого отношения.


voronnvlad 02 августа 2016 | 16:29

Нобелевские лауреаты изучали еще ЧТО-НИБУДЬ конкретное, кроме музыки. И приобрели не просто "знание", а навык рационального упорядоченного мышления (математического, химического, исторического...).
Я не против музыки -- а очень ЗА. Только по Казанику -- на одной музыке и "вообще развитии" ни о чем конкретно -- никаких лауреатов не будет. Так что призыв Казаника -- это очередной призыв к разрушению вместо созидания. Может быть литераторов так воспитывать можно ("... когда б вы знали, из какого сора..."), политологов-журналистов тоже можно -- а химиков нельзя. И инженеров. И физиков. И геологов. И астрономов.
Одни политологи останутся.


mrweed57 02 августа 2016 | 16:31

100%
в семье наверное никто не грузит своего ребенка, как в современной школе
перед кем выкоблучиваются учителя?
И ведь почти все понимают


valentinak 02 августа 2016 | 16:42

Текст занятный, но абсолютно дилетантский, а местами просто бессмысленный, начиная с рассуждений о бессмысленности техники безопасности и заканчивая перлами о ненужности математики.


02 августа 2016 | 19:14

"Учитель физики, который прошел мою методику, приходит в школу и начинает говорить про Баха"

Беда, коль пироги начнет печи сапожник


kelavrik 02 августа 2016 | 20:15

Нда, почитал этот бред. Надеюсь до школы он не дойдёт... Скажите,вот почему я спокойно со школы помню про огораживание? Может потому, что учился, а не балду пинал? А вообще важный этапом формирования современного буржуазного общества. Для того и изучать. Да, если информация есть в википедии, это не значит, что ученики одолели всю википедию. Для того и нужна школа, чтоб дать системные, а не обрывочные знания.

Вас волнует почему изучают Моцарта, а слушают Михайлова? Потому как Стаса не навязывали. Потомукак по нему не ставили оценки. На самом деле школа должна давать системные знания, а вот литературу с музыкой лучше бы вынести в нечто вроде факультатива. Потому как писали произведения, чтоб их с упоением читали, а не учителя вдалбливали.

А вот математику надо преподавать и это вполне возможно.


02 августа 2016 | 21:52

kelavrik: тебе гопнику такие тексты перебор))


kelavrik 02 августа 2016 | 22:52

kott_bandermott: Во-во. Как раз для тебя текст. Для тех, кто хочет и невеждой остаться, и строить из себя культурного.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире