21:48 , 20 июля 2010

Тайные пружины законотворчества

«Все тайное когда-нибудь становиться явным»

Сократ.

Принимаемые поправки в закон о ФСБ вызывают большие дискуссии в обществе. Возникает закономерный вопрос, а какие такие причины побудили принять изменения в законодательстве столь бесцеремонно вторгающиеся в область прав и свобод человека. Для того чтобы понять эти причины, обратимся к пояснительной записке, которая приложена к законопроекту. В пояснительной записке к закону приводятся аргументы, о том, что есть информация «об активизации деятельности радикальных организаций», ни каких данных, что это за организации нет. Для того чтобы оценить уровень опасности в обществе нужно знать сколько же таких организации, но и этих данных в пояснительной записке к закону нет. Также в пояснительной записке ссылаются на ещё один аргумент «Отдельные средства массовой информации…открыто способствуют формированию негативных процессов в духовной сфере, утверждению культа индивидуализма и насилия, неверию в способность государства защитить своих граждан, фактически вовлекая молодежь в экстремистскую деятельность». При этом в пояснительной записке к законопроекту не указываются примеры таких СМИ, нет ни одного факта, который бы продемонстрировал, что данные правонарушения действительно угрожают безопасности страны.

В пояснительной записке к законопроекту сообщается что «Несмотря на предпринятые в последние годы организационные и правовые меры, направленные на противодействие терроризму и экстремистской деятельности, количество преступлений против жизни и здоровья, совершаемых из экстремистско-националистических побуждений, не сокращается», далее приводиться статистика (Центрального административного округа) за 2008 год, которая сравнивается с 2007 годом, что по этому округу показатели «вдвое превышает показатели аналогичного периода 2007 года». Однако закон принимается не для Центрального административного округа, а для всей страны.

Но для того чтобы оценить опасность преступлений на почве экстремизма, нужно соотнести эти данные с общей статистикой преступности в стране. Таким образом, мы получаем следующую удивительную картину. В 2009 году в стране было совершено 2.994.800 преступлений, из них всего 548 преступлений экстремисткой направленности. Это составляет долю в 0, 018 % от всего количества совершаемых преступлений в стране. Напрашивается логический вывод, что преступления экстремистской направленности не имеют такой опасности, как это представлено в пояснительной записке к закону. Вот что действительно имеет массовость и представляет реальную угрозу безопасности страны так это хищения и кражи 1.188.600 преступлений (47.6 %), грабежи 205.400 преступлений (6.8%), или например убийства или покушения на убийство 17.681 (0.59%). Однако статистика всех преступлений в стране по каждому их виду, в пояснении к законопроекту не приводиться. Данные статистики говорят о том, что угрозы исходящей от преступлений экстремисткой направленности на безопасность граждан страны не влияют. Что на безопасность и спокойствие граждан страны, в большей степени влияют кражи грабежи и так и далее. И здесь мы видим два важных аспекта, это безопасность граждан и безопасность страны (страна в данном случае, это налаженная система власти и управления). Конституция говорит нам, что приоритет должен быть сделан на безопасности граждан, и соответственно законопроект должен в первую очередь учитывать интересы граждан, а не интересы спецслужбы. Вот выдержка из 2 статьи Конституции РФ «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». И вот в этом аспекте как раз и важно чтобы депутаты смогли правильно расставить приоритеты.

В пояснительной записке к закону, со ссылкой на «Стратегию национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» так же говориться о том, что закон принимается в целях «совершенствование нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с терроризмом и экстремизмом, … будет способствовать повышению эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности». Однако предлагаемые поправки в закон, очень узкое, ограниченное применение мер профилактики правонарушений. Одним из важных путей решения это проблемы была бы федеральная программа, направленная на повышения уровня морали в обществе, реабилитацию социальных ценностей, знакомство широкого круга населения с законами и последствиями их нарушений (особенно для молодёжной среды). Для предотвращения нарушений закона можно идти путем воспитания культуры у граждан, особенно молодёжи, повышения знаний этих законов и прав, что в итоге уменьшит число потенциальных правонарушителей.

Принятие данного изменения в законе трудно объяснить объективными причинами. Само принятие закона было предварено значительной «артподготовкой» (согласно информации комитета Государственной Думы по безопасности) рассмотрен в различных инстанциях «поступили 33 положительных отзыва из субъектов РФ, проект закона одобрен Комитетом Совета Федерации по обороне и безопасности и Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, являющимся соисполнителем».

Необоснованное ограничение прав граждан, вряд ли улучшит безопасность в стране. Закон в этом виде даже больше дискредитирует спецслужбы, нежели даст какие-то реальные инструменты для искоренения преступности. Данный закон по сути своей противопоставляет общество (которое состоит из конкретных граждан) и государство, которое и создано для того, чтобы это общество существовало в благоприятных условиях, опять же сошлемся на главный закон, Конституцию России, где в статье 2 устанавливается что — «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире