Чем живут современные школьники, кому подражают, что читают и смотрят? Кто их герой и кумир? На кого хотят быть похожими? Этот вопрос интересует не только педагогов и родителей, этот вопрос должен интересовать и государственных мужей. Поскольку последние события в мире и в ближайшем зарубежье показывают, что вчерашние школьники и бледные юноши со взором горящим вполне самостоятельно в день сегодняшний выходят кто с идеей всеобщей любви и счастья, а кто и с бутылкой  с коктелем Молотова. Почему так происходит — ответ в том, чему этих детей учили и на каких примерах.

Раньше все было просто: «Повесть о настоящем человеке», «Как закалялась сталь», герои Гайдара формировали правильный образ. Такому герою из народа хотелось подражать. Если смог он, такой же как все мы, значит, и каждый из нас сможет — вот простая и нехитрая правда. Сегодня, как ни крути, нет подобных по силе и драматизму современных произведений. И героев ярких и харизматичных нет. Как быть? Не секрет, что поиск идет. «Ищут везде, но не могут найти…» А почему, собственно, отказываемся от уже существующих, проверенных временем и действенных произведений? Нельзя ли вернуть молодежи Павла Корчагина и Алексея Мересьева?

Считаю, что можно. И даже нужно. Потому, что главное в этих книгах — Человек (именно с большой буквы, да) и его поступки, мысли, переживания. Даже если взять самую «идеологическую» книгу советского периода — «Как закалялась сталь». Что сегодня видит в этом произведении, например, секретарь обкома (или как там сегодня в КПРФ должности руководящие называются)? А видит он как и два десятилетия назад эдакий образчик соцреализма и яркий пример агитационно-идеологической литературы. И ничего более. Потому, что живет прошлым и для него, секретаря обкома, эта книга как воспоминание бурной молодости. Воскрешу это воспоминание и молодость вернется! И именно в таком ключе и происходило обсуждение, свидетелем которого мне пришлось недавно быть.

Нет, сегодня не получится дешового пиара на былой славе. Надо понимать, что читать книгу будут те, кто не знает реалий того самого соцреализма, никогда в стране с названием СССР не был, соответственно и возрат в прошлое как таковой для них не возможен. А будет оно восприниматься так: молодой человек с активной гражданской позицией, мужественный, открытый не может оставаться равнодушным и отстраняться от происходящего в его стране. А поскольку образы в книге живые и сильные, то и очаровывать требующие в наше прагматичное и жесткое время хоть капельку романтики и приключений головы Корчагин будет «на раз». И никакого соцреализма, никакой «красной идеологии» — обычный хороший патриотизм, и не более.

И потом, это только в прямолинейной и бесхитростной логике ЭГЕ-мышления можно выбрать вариант а) герой хороший и б) герой плохой. В нормальном, человеческом варианте преподавания литературы учитель дает пояснения и организует дискуссию, где любой спорный образ в тысячу раз полезнее (поскольку вызывает эмоции и воспринимается читателями по-разному), чем рафинированные и однозначно прописанные.

Так что, считаю, рано списывать героев революции на свалку истории. Они вполне могут нести свою непростую службу и в наши дни и говорить с современными школьниками о любви к Родине, о дружбе, преданности, ответственности.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире