17:56 , 15 сентября 2010

Машковский «край» – Россия на экспорт

В Одессе прошла мировая премьера фильма «Край», снятого режиссёром Алексеем Учителем.
В главной роли снялся Владимир Машков, а премьера проходила в кинотеатре «Москва».
Такой себе каламбур – премьера в Одессе, но в «Москве», или в «Москве», но в Одессе.



Фильм периодически называют претендентом на «Оскар», да и на Машкова в новой роли было интересно посмотреть – поэтому я пошел на премьеру.
К «Москве» приехал сам Машков-Гоцман, под кинотеатром крутились артисты в форме солдатиков военных времен – танцевали с девушками, стоял грузовичок тех же времен со спущенными шинами, оркестр играл соответствующий репертуар. Вход в кинотеатр охраняли бойцы железнодорожных войск, так что антураж чувствовался уже там – как никак, фильм о послевоенных временах.



Машков дал пресс-конференцию, автографы поклонникам, потом начался фильм.
Кратко о сюжете – Машков в 1945 году после завершения войны приезжает в Сибирь, где в тайге трудятся враги народа. Там бывший воин-освободитель должен работать железнодорожником. Ситуацию осложняет эпилепсия главного героя и его желание делать всё по— своему. Например, устроить гонки на паровозах – такой себе русский стрит-рэйсинг, бессмысленный и беспощадный. Сам Машков, используя крылатое выражение – четкий и дерзкий, бьет в лицо не разбираясь, за что его любят все окружающие.



Далее – любовь, показ тяжелых судеб врагов народа, постоянный юмор (фильм растащат, кажется, на цитатки).
Машков, временами вызывая вопросы в своей адекватности, в ходе гонок «убивает» вверенный ему паровоз, потом едет на заброшенный остров искать новый, находит там свою любовь, приехавшую в тайгу из Германии и просидевшую там 4 года. Короче говоря, сложно всё.



Весь фильм меня не покидало ощущение, что где то я это уже видел – в «Сибирском цирюльнике».
Та же Россия на экспорт. Только там красная икра и хруст французской булки с любовью на фоне сибирских лесов, а тут враги народа, медведи, самогон, кровавые политруки и опять же любовь на фоне сибирских лесов. Образ медведя в фильме – центральный. Он, медведь, появляется почти везде в самое неожиданное время – бегает перед паровозом, нападает на машиниста, и вообще привлекает внимание. Тут уж Кустурица вспоминается с его «Жизнь как чудо» — ослица там весь фильм на рельсах торчала, символизируя глубокие идеи автора фильма.



Так вот – медведи, самогон и Сибирь вы будете видеть весь фильм.
Еще герои все время друга бьют по мордам, и даже не обижаются на это, а под конец появляется кровавая гебня – главный Темный Маг.

Городецкий, тьфу, Машков, устраивает с кровавым палачом из НКВД Фишманом-Завулоном гонки на паровозах, выясняя, у кого кун-фу сильнее и угля в топках больше.

Всё это как-то по-голливудски выглядит – русский «Форсаж», бессмысленный и беспощадный.
Добро побеждает зло, притом в варианте для меня неожиданном. В общем, два часа на фильм были потрачены не зря.



Правда, стержневую идею фильма я не уловил – мне её потом разъясняли за кофе более продвинутые коллеги – что все люди равны, в не зависимости от того, немцы они или русские.

Последние минут 30 фильма явно вызовут жесточайшую ругань в России – между имперцами и либералами.
Образ кровавого сталинского палача, стреляющего в женщин, издевающегося над врагами народа, прославляющего товарища Сталина и его гуманизм, явно найдет отклик в душах зрителей.



Для меня фильм одновременно свой и не свой.
Русский зритель с удовольствием его посмотрит, однако, вполне возможно, картина действительно нацелена на «Оскара» в номинации «лучший иностранный фильм» — тогда Сибирь, самогон, кровавые политруки, враги народа и любовь русского с немкой будут очень в тему – новый вариант «Из России с любовью».


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире