Внимание! Разыскивается кино!
Много лет назад я посмотрела англоязычный фильм (1970-80 гг.) и забыла его название.
Сюжет уже немного размыт в памяти. Врач – психиатр приезжает работать в интернат для умственно отсталых. Там она сближается с пациенткой — юной девушкой, страдающей ДЦП и признанной недееспособной. Общаясь изо дня в день с этой сгорбленной и молчаливой девочкой, женщина делает вывод о том, что у юной подопечной сохранный интеллект, она способна к обучению, к принятию решений, к чтению. Концовка фильма предсказуема – комиссия из высоких чиновников признает способности девочки, та переезжает жить в дом к свой спасительницы.
О чем этом фильм? Он о вере в человека! О творческом взгляде и свежести восприятия мира «особых» людей! Как прекрасно, когда есть кто-то, кто способен, а главное хочет разглядеть в тебе важное, поверить в твои способности, а главное дать шанс проявить их.

Наши государственные стационарные учреждения социального типа живут бесконечными инструкциями, законодательными актами, распоряжениями и разъяснениями и т.д.
Это понятно, ведь когда внутри интерната проживают более 500 человек, там не до отдельного индивида — безопасность, благополучная санитарная и эпидемиологическая обстановка превыше всего, потому что случись что, головы полетят именно с администрации учреждений.
Помнится одна инсталляция на питерской выставке: стоит голый манекен и посетителям предложено взять по стикеру, написать свое пожелание и наклеить на него. Вскоре, манекен был уже полностью обклеен маленькими листиками, залеплены были даже глаза.
Но в отличие от манекена и праздных посетителей выставки, в государственных стационарных учреждениях социальной направленности за этим ворохом бумажек, часто перестают видеть страдающего человека. А ведь этому человеку очень нужно, чтобы в него поверили, посмотрели и увидели его, пока еще скрытые, возможности. Даже если это инвалид с детства со множественными нарушениями, который не сможет в будущем работать, приносить пользу обществу.
Но ОН — ЧЕЛОВЕК и заслуживает всего человеческого, а не только смену пеленок, многоразовое кормление и медицинский уход. Он заслуживает впечатлений: ярких красок мира, разнообразных ароматов, настроений, страхов и радости.
Вместо этого одни нормы и инструкции.

Например, известно, что ползание по полу — элементарный способ развития детишек. Они начинают ползать, потом ходить. Но на этот счет есть инструкции — нельзя, руки соприкасаются с нестерильными условиями!

Когда-то «Перспективы» открыли в ДДИ комнату релаксации. На полу комнатки лежали ковры, подушки. Свет приглушен. Вдоль стен поочередно загорались разноцветные лампочки. Звучала расслабляющая музыка. Волонтеры брали туда самых слабеньких детишек, которые сутками, годами, десятилетиями лежали и смотрели в потолок, лишенные каких-либо ярких эмоций. Но инструкции были нарушены — волонтеры, когда приходили в комнату, прикладывались с детишками на мягкие подушки и вместе засыпали, а это запрещено.
Когда у меня появился сын, то еще врачи роддома говорили о важности спать рядом с малышом, как нужно ребенку чувствовать взрослого — так он успокаивается, ощущает теплоту любви. Стоп! Не в казенном учреждении!
Но однажды благодаря такой релаксации произошло настоящее чудо. У девушки-волонтера сложилась особая духовная связь с 5-летней девочкой. Малышка была размером с 10-месячного младенца, была очень слабенькая, бесконечно хныкала и совсем не умела улыбаться. Волонтер брала ее на руки и та, вдруг, переставала плакать. А после занятий в релаксирующей комнате, однажды, девочка улыбнулась. Эта эмоция была ей не знакома и малышка испугалась своей улыбки, снова заплакала. Но со временем улыбка стала привычна для девочки. И это чудо сотворила теплота волонтера и ее вера. Эта улыбка была очередным проявлением способностей отдельно взятого, беспомощного Человека.

О! А если бы вы знали, как тяжело договориться о временном перемещении лежачих детишек с зондами — трубками хотя бы в другое помещение, не говоря о прогулке. Их «хрустальные» тела размером не превышающие годовалых малышей, бдительно опекают медсестры, воспитатели, боясь «разбить».
Нам известно, что средняя продолжительность жизни бабочек чуть больше недели, но мы восхищаемся этой короткой жизнью в опасной дикой природе. Ведь у бабочки есть бескрайние поля, радуга цветов, запах травы и теплота солнца, ее размах крыльев не скован ограниченным пространством. А что есть у этих «хрустальных» детишек? И дело даже не в плохой или хорошей администрации учреждения, а в самой системе, на ходу пресекающей инициативу даже прекрасных директоров.

Вот и получается, что жизнь детей в казенном учреждении ограничивается четко выполненным инструктажем без рисков, инициатив и самодеятельности. Главное чтобы была обеспечена сохранность жизни (чистота, медицинский уход и еда), а качество этой самой жизни – это не так важно?! Высокие инстанции в виде чиновников разного ранга приезжают проверять детдома и общественные организации, которые там работают, замечания есть почти всегда – от неубранных шкафчиков до недопустимости носить шорты волонтерами в 40 градусную жару.
Конечно, по инструкции каждый волонтер, ради стерильности помещения, обязан ходить в униформе, кто-то даже предлагал белые халаты.

Представьте такую картину — ребенок всю жизнь живет в замкнутом пространстве. Волонтеры — носители его представления об этом мире. И изо дня в день ребенок видит перед собой одну и ту же одежду — белый халат. Это и есть его представления о людях, населяющих мир за окном.

С этим надо что-то делать! Мы потеряли суть — самого человека!

Сейчас при интернатах стали активно формироваться Попечительские Советы, пишутся положения о них. Если за словом Попечительский Совет будет подразумеваться реальный орган, состоящий из по-настоящему независимых общественников, а не сотрудников интернатов, может быть ситуация изменится? Может быть как раз члены Попечительских Советов способны увидеть свежим и творческим взглядом подопечных учреждений?

Может стоит задуматься о реформировании всей системы опеки над недееспособными детьми и взрослыми — вводить институт добровольных опекунов, которые будут отстаивать интересы ребенка перед всеми администрациями, разделяя ответственность?
Возможно, необходимо разукрупнить психоневрологические интернаты и детские дома? Если вместо 500 там будут жить всего 50 человек, тогда легче будет нам не стать манекенами с залепленными глазами, а продолжать видеть!

Ведь детки иногда могут чахнуть, впадать в депрессию, от отсутствия эмоций, прогулок…

Подумайте, лично Вы хотели бы думать, что мир за окном затянут в один большой белый стерильный халат?!

P\S: Помогите найти название фильма!


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире