Уже лет десять – наверное с протестов 2011-2012 годов – нередко слышу, что жизнь сложна, и прежде чем делать выводы, надо понять все обстоятельства, приведшие к тому или иному событию.

Например, полицейский бьет мирного митингующего. Но может быть за минуту до этого избиваемый его оскорбил. Или просто глянул так, что расчеловечил без слов. Или же случилось еще что-то, заставившее хорошего человека сорваться – и нам ли его судить? А вот мирные граждане мирно митинговали лет тридцать назад – и развалили великую страну.

Или же следователь фабрикует дело, в ходе которого подследственных подвергают пыткам. Но может быть стоит взглянуть на дело шире – у правоохранителей возможно есть важная оперативная информация о страшной угрозе, которую пытаемые представляют для общества. Только по соображениям, нам недоступным в силу нашего непрофессионализма, ее нельзя обнародовать – и поэтому приходится вынужденно действовать подручными методами.

Или же человек в сане оскорбляет миллионы людей – но надо же понять, что он действует из самых лучших побуждений, чтобы хоть таким шоковым методом заставить закоренелых грешников изменить свое поведение и вернуться к благочестию.

Еще апостол Павел беспокоился, как бы умы коринфских христиан не повредились, уклонившись от простоты во Христе (2 Кор. 11, 3). А христианский писатель Толкиен представил сторонников подобной аргументации в виде Сарумана, который усыпляет совесть своими изощренными рассуждениями. И противопоставил Саруману рассуждающих просто, когда речь идет о моральном выборе.

Иногда простота хуже воровства – это верно, но в тех случаях, когда под простотой понимается человеческая глупость. Простота же мудрая является верным ориентиром для оценки ситуации в очевидных с моральной точки зрения случаях.

Оригинал



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире