15:35 , 27 ноября 2021

Несвободный интернет и политическая реклама

В Европейском Союзе планируют выстроить механизм регулирования политической рекламы в Сети. В частности, речь идет о «черных технологиях», а именно, об обнародовании личных данных тех или иных политических фигур, которые касаются национальности, сексуальной ориентации и религиозных убеждений человека, если он не давал на это согласия.

Как заявила вице-президент Европейской комиссии Вера Йоурова, «цифровая реклама в политических целях превращается в неконтролируемую гонку грязных и непрозрачных методов».

Теперь же, если проект будет реализован (а есть все основания полагать, что будет), публикация подобных сведений будет поставлена вне закона.

Вообще, такие инициативы на уровне ЕС назревали давно. Отдельные европейские государства уже некоторое время плотно занимаются регулированием контента в интернете, создавая для этого отдельные структуры. Во Франции, к примеру, в начале октября этого года появилась специальная «комиссия по борьбе с теориями заговора в Сети».

И, кстати, для этой страны вера в теории заговора – действительно проблема, поскольку примерно треть французов, согласно последним социологическим опросам верит сразу в несколько подобных конспирологических гипотез.

В Германии с 2017 года вполне себе действует закон, согласно которому владельцы социальных сетей должны по первому требованию властей удалять записи с «оскорбительным содержанием». В противном случае, цифровые корпорации могут быть оштрафованы на сумму в 50 миллионов евро. К слову, под «оскорбительный контент» согласно этому закону подпадают «разжигание ненависти, клевета, оскорбления в адрес религии, а также записи, нарушающие конфиденциальность других пользователей». В общем, примерно тоже самое, что сейчас планируют обозначить уже в общеевропейском законе применительно к политической рекламе.

Здесь, конечно, можно снова начать кричать про свободу в интернете и прочие права на любую информацию. Но проблема в том, что даже без этих законов свободы в Сети уже давно нет. Просто нерушимые правила сейчас диктуют именно корпорации. Которыми, часто движет, не презумпция права, а банальная жажда денег.

Таргетированная реклама, баны «неугодных» политиков, да и просто пользователей за «неправильные слова»: под «банхаммер» попадают целые СМИ, социальные сети, сообщества людей.

Вполне естественно, что государственная власть стремится взять эту сферу под свой контроль. На то, собственно, она и власть. А особенно, когда речь идет о политических процессах.

Хотя даже безотносительно политики, можно вспомнить о том, какое сейчас развелось количество интернет-мошенников самых разных мастей. От воров кредитных карт, до тех, кто ломает аккаунты в социальных сетях для самых разных целей. И это мы говорим про легальную часть Сети, даже не заглядывая в «даркнет», где все в разы круче и «веселее».

Впрочем, времена «фидонета», когда Сеть была этаким «диким полем» тоже уже давно прошли. Вопрос только в том, кто устанавливает в Сети правила. Государство – у которого есть такая штука, как законы, или же IT-гиганты, у которых единственный закон – это закон прибыли.

Понятно, что нынешний проект по регулированию политической рекламы в европейском цифровом пространстве – это еще один механизм контроля. Который, думается, в той или иной степени выйдет и за пределы ЕС. Россия, есть такое мнение, как минимум на уровне ЦИК сможет изучить подобный опыт, понять, как это работает, и инициировать процессы принятия аналогичных законопроектов уже у нас. Только адаптированных под отечественные реалии.

У нас в стране уже есть законы и о «праве на забвение», да и за разного рода сетевой экстремизм граждан периодически штрафуют. А вот сегмент политических технологий в интернете, как-то пока не охвачен.

И здесь снова могут возникнуть возражения на тему свободы выбора и того, что такие меры могут эту свободу ограничить. Но снова стоит напомнить, что этой свободы сейчас по большому счету нет. Давайте вспомним, как в буквальном смысле в Гугле забанили Дональда Трампа. Для этого не понадобилось никаких отдельных законов. Просто руководство IT-корпораций подумало и решило, что так будет правильно.
Примерно такая же история постигла в свое время каналы Russia Today и «Царьграда» на Ютубе. И, понятно, что, начав размахивать банхаммером, бывает крайне трудно остановиться.

А вот как раз четкие законодательные правила того, что можно, а что нельзя в рамках политической рекламы в Интернете, и помогут избежать подобных инцидентов в дальнейшем. И, давайте говорить честно, особенно актуально это для России, где политтехнологии, так уж исторически сложилось, ровно про то, чтобы «взломать» электоральную систему. В том числе и методом запуска в массы «чернухи». А потому, нынешний европейский опыт, весьма вероятно, будет очень интересен соответствующим структурам в России.

Больше материалов на Telegram-канале «Мейстер»



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире