21:43 , 17 июля 2021

Литва. «Исторически выдержанная» русофобия

Про то, что есть «русофобские» государства мы слышим довольно часто. Тем более, что политические деятели таких стран периодически это сомнительной ценности звание подтверждают. То какой-нибудь памятник советской эпохи снесут или демонтируют, то в чем-нибудь злостном нашу страну обвинят, то расскажут про «советскую оккупацию», то новых санкций в отношении РФ затребуют. То вообще марш ветеранов Вермахта или СС проведут.

Но, пожалуй, особняком от всех остальных русофобских стран стоит Литва. Даже, от двух других прибалтийских государств: Латвии и Эстонии, которые тоже не питают особой любви к России и русским.

В последние годы Литва стала этаким центром «антироссийской миграции». Именно туда отправляются «в политическое убежище» многие оппозиционеры и прочие «борцы с режимом». События последних недель (Жданов, Волков, Федор Крашенинников) тому подтверждение. Ну и про «Форум свободной России» тоже нельзя забывать. Который стал по сути «интеллектуальным центром» отдельной части российской несистемной оппозиции.

И здесь возникает вопрос, почему именно Литва? Хотя, казалось бы, и заявления литовских властей в адрес России раздаются пореже и потише, даже в сравнении с другими двумя прибалтийскими государствами, да и русскоязычного населения там меньше, нежели в соседней Латвии.

Версий здесь несколько. Одна из них заключается в том, что Россия всё же в чем-то зависит от Литвы. Например, именно через эту страну проходит железная дорога до Калининградской области. А потому, из приграничных лимитрофных территорий, которые находятся по периметру России, Литва одна из немногих, кто может позволить себе некоторое фрондёрство не только на словах.
Это в свою очередь внушает и определенную степень уверенности в безопасности российским «политическим беженцам». Для которых Лондон – это слишком дорого, а Израиль – невозможен в силу не той национальной принадлежности.

Впрочем, такие вещи как «Форум свободной России», и прочие «интеллектуальные посиделки» российских несистемных оппозиционеров именно в Вильнюсе имеют под собой и историко-идеологическую, если так можно выразиться, почву. Речь здесь, конечно, в первую очередь о Великом Княжестве Литовском.

А вернее даже не о нем, а об идеологическом концепте, который сформировался вокруг этого геополитического образования. И несмотря на то, что этого Княжества уже давно нет, концепт остался. Это все та же история про «Русь Литовскую», которая преподносится, как «другая Россия». Как то государство с европейским выбором и ценностями, которое исторически и онтологически противостояло Московской Руси. С её абсолютизмом, «ордынством и азиатчиной».

Тему с Русью Литовской и историями про то, что это было подлинно европейское славянское государство используют и прибалты, и украинцы, и некоторые белорусы, сторонники бело-красно-белой расцветки флага.

И даже в современных реалиях теперь Литва, которая является географически крайне малой частью того Великого Княжества, но сохранила общность с ним в названии, для многих оппозиционеров действительно олицетворение «другой России» образца еще XV, а то и вообще XIII века.

Это примерно, как Речь Посполитая для поляков. Куда, кстати, по унии с какого-то момента, пользуясь широкой автономией, ВКЛ и входило. Закончилось все правда довольно прозаично. «Ордынская» Российская Империя победила, были совершены разделы Речи Посполитой, в рамках которых Великое Княжество Литовское официально прекратило свое существование.

Но миф о некоей «иной, европейской Руси-России» остался. И, более того, в последние годы активно используется в оппозиционных кругах, и в среде тех «западных партнеров», у которых очень сильно чешется независимость России и её геополитическая значимость. Ну, потому что это очень удобное противопоставление «просвещённого Запада» и отсталой и «азиатской России». Да и в целом, Литва, это маленькая и даже в чем-то уютная страна, куда можно уехать жить, или же просто ездить проводить разного рода форумы про ту самую «другую Россию».

Понятно, что мифология эта не имеет особого отношения к реальной истории. И та же Русь Литовская в свое время попросту начала давить и вымарывать все русское. При этом такими методами, что никакой «тоталитарной России» и не снилось. Здесь достаточно вспомнить, например, первую унию между ВКЛ и Королевском Польским от 1387 года, согласно которой «вступать в наследство, выдавать замуж дочерей и внучек без согласования с князем разрешалось только католикам». Или Городельский привилей 1413 года по которому «своих дочерей, сестер и близких своих бароны могут выдавать замуж только за мужчин католиков. Русское дворянство, фактически, лишалось права на продолжение рода, при сохранении православного вероисповедания». Что, к слову, привело к первому массовому восстанию под предводительством Свидригайло.

Здесь же можно вспомнить и мятеж Глинских, который поддержал Василий III. А мятеж этот в начале XVI века начался и принял массовый характер именно потому, что Михаил Глинский завил о желании обратить всех православных в ВКЛ в католичество насильственно. И таких примеров на протяжении истории ВКЛ – огромное количество.

Именно поэтому русское население оттуда тянулось, и весьма активно, в Московскую Русь и позднее в Имперскую Россию. Тянулось вплоть до организации национально-освободительных движений и восстаний. Но когда исторические мифы были достоверны и рассказывали об объективной картине происходящего? На то они и мифы, чтобы что-то ретушировать, а что-то приукрашать.
С другой стороны, есть мнение, что все эти наши несистемные оппозиционеры прекрасно понимают всё и про «вымарывание русского», а потому испытывают к нынешней Литве в её историческом контексте еще большую симпатию. Русофобия очень уж сильно манит некоторых наших политических деятелей оппозиционного толка.

Больше материалов на Telegram-канале «Мейстер»



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире