Первый пилотируемый полёт нового американского космического корабля Crew Dragon внёс в новостной фон свежую ноту: космические достижения давно не становились новостными поводами дня, не говоря уж о большем. Илон Маск, его компания Space X, и созданные этой компанией ракета и корабль дали почву для пересудов минимум на неделю, отодвинув в сторону и коронавирус, и беспорядки в США.

Что мы можем сказать? Космонавтика, особенно пилотируемая, по-прежнему остаётся мерилом национальных достижений, как бы кому не хотелось обратного: любые разговоры на тему «кому это нужно» проходят по разряду «зелен виноград». С этой точки зрения полёт американцев полезен как для них самих, так и для нас. Впрочем, по порядку.

Что произошло? Почти 10 лет спустя после прекращения полетов Space Shuttle и почти 40 – после начала их эксплуатации, США запустили корабль нового поколения с астронавтами на борту, при этом проект в полном цикле вела частная компания, создавшая и ракету, и корабль, и скафандры, и пусковой комплекс.

Последнее важно – к управленческим способностям Илона Маска и его команды неоднократно высказывались претензии и сомнения в возможности создания такой сложной системы, как пилотируемый космический комплекс, предъявляющий обширный набор требований ко всем элементам – от самого корабля, до инфраструктуры старта.

Тем не менее, эта задача решена, и теперь на долю скептиков остаются сомнения в способности SpaceX доставить человека на Луну, которая является следующей целью программы.
Что все это означает для нас? Нет, не катастрофу. Нет, летать на «Союзах» НАСА не прекратит – сначала поскольку новый корабль ещё не один год будет оставаться в статусе экспериментального, потом – из-за желательности резервирования мест и графика запусков. Хотя, конечно, количество закупаемых мест сократится.

А вот повод всерьез озаботиться собственной программой нового космического корабля таки есть – «Союзы» при всех их усовершенствованиях летают уже почти 60 лет, и их возможности очевидно подошли к концу, не говоря о перспективах модернизации для других целей, типа лунной программы.

Проект отечественного многоразового корабля на сегодня находится в достаточно ранней стадии, специалисты оценивают отставание примерно лет в 10, при этом срок может быть сокращен при ином подходе к управлению программой в целом.

Вопрос нужна ли эта программа? Ответ: да. Космические полеты, особенно пилотируемые, помимо прикладных задач по-прежнему решают важные задачи поддержания государственного престижа. Россия не отказалась от своего космоса в куда более сложной обстановке 1990-х годов – и делать это сейчас явно нет повода.
Больше материалов на Telegram-канале «Мейстер»



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире