16:21 , 27 января 2020

Конституция и соцгарантии: зачем нужны поправки?

Поправки в Конституцию России, заметно (хотя и не радикально) меняющие в перспективе организацию нашего государства, стали одной из главных тем обсуждения на прошлой неделе. Заметно меньше говорили про поправки социальные, которых, напомним, две: МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, пенсионная система базируется на всеобщности, справедливости и солидарности поколений. Это означает, что чисто накопительной пенсионная система быть не может, работающие граждане и впредь будут формировать пенсии не только для себя, но и для нынешних пенсионеров. Обе поправки предусматривают обязательность регулярной индексаций пенсий, социальных пособий и иных социальных выплат.

Эти поправки вносятся в текст 75 статьи Конституции – первая, про «минималку», дополняет пункт пять, вторая, пенсионная, формирует пункт 6 этой статьи, закономерно ее завершая – после труда приходит пенсия.

Некоторые усмотрели в этих поправках элемент популизма и попытку «обмануть» население неким призраком почившего в бозе социалистического строя. На самом деле, все и проще и сложнее.

Экономическая система нашей страны в первую очередь сформулирована содержанием статей 7, 8 и 9 Конституции России. Суть этих статей – закрепление социального характера государства, единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, гарантий всех форм собственности и в том числе – собственности на землю.

Гарантии гарантиями, но как мы все знаем, практическое осуществление экономических прав и свобод в разных странах мира регулярно вступало в противоречие с общим пониманием о справедливом распределении доходов и необходимости социальных гарантий для малоимущих слоев населения.

Законодательство, регулирующее эти противоречия, принято во многих странах, в первую очередь с целью гарантий тех же минимальных размеров оплаты труда и прав граждан на пенсию. Вместе с тем, это гарантии все же меньшего уровня, чем конституционные, и могут быть пересмотрены с большей легкостью.

Что дают внесенные поправки? Ну, во-первых, гарантия МРОТ не ниже прожиточного минимума означает рост текущего размера «минималки», составляющего сегодня 11300 рублей, усредненно сразу раза в 1,5 для России в целом, для Москвы с ее ценами – процентов на 60, а для северов – и вдвое.

Учитывая, что это уровни дохода, где важен буквально каждый рубль, прибавка становится существенной, при этом надо отметить, что в большей части случаев «минималками» и около них балуются именно бюджетные учреждения – и в первую очередь именно государству придется перестраиваться, обеспечивая больший объем выплат (заодно найдут и куда сэкономленные деньги потратить, в частности).

То же самое можно сказать про пенсию. Вариаций может быть много, но основа системы – комбинация накопительной и солидарной пенсий – теперь закреплена в Конституции.

Означает ли это, что дальше совершенствоваться некуда? Ну что вы. По-хорошему тот же МРОТ, например, нужно подтягивать к средней зарплате, выводя его хотя бы в 50% от значения средней зарплаты по региону, или, скажем, в 80 процентов от зарплаты медианной. Но это уже пожелания к экономическому росту и новой структуре рынка труда, а в Конституции имеем гарантию, ниже которой уже никак.

Означает ли это, что у нас «социализм возвращают»? Опять же, ну что вы. Напротив, закрепляется капиталистический характер государства – система без изменений, но теперь с долговременными обязательствами прямо в базовых установках. На революцию совсем не похоже, более того, максимально от нее далеко.

И то хорошо, на самом деле.

Больше материалов на Telegram-канале «Мейстер»


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире