События вокруг отставки Нурсултана Назарбаева дали весомый повод задуматься о материях, с отставкой, в сущности, никак не связанных.
Как только Елбасы отошел (точнее, начал свой путь) в политическую вечность, в Казахстане ему воздали многочисленные почести. Поменьше, чем божественные, побольше, чем императорские, а так – приблизительно на уровне Туркменбаши. Вишенкой на и без того богатом торте стало скоропостижное переименование Астаны в Нурсултан. В истории этого города, кажется, уже четвертое.
Насколько можно судить, в Казахстане ко всему этому в целом отнеслись как к должному – хотя сообщения о проскакивающих в стране нотках и даже целых петициях протеста на глаза попадались. Нам, однако, интересна реакция на событие (не отставку как таковую, а именно почести по ее случаю) общественного мнения России.
Если реакцию обобщить одним словом, это будет слово «хихиканье». Переименование столицы государства в честь конкретного человека, да еще при его жизни, породило в Рунете спонтанный, но все равно весьма массовый, фестиваль юмора, искрометного и не слишком. Венцом этого фестиваля, пожалуй, стал флэшмоб в Телеграме, в ходе которого серьезные и авторитетные, с десятками и сотнями тысяч подписчиков, каналы самой разной (что особенно примечательно) идеологической направленности на несколько часов переименовались в «Нурсултанов».
Берусь утверждать, что эта реакция в высшей степени показательна. Дискуссия по вопросам, что такое Россия, куда она идет и куда – должна, длится не первое десятилетие и закончится явно не завтра. Но чем Россия точно не является и куда ни при каких обстоятельствах не пойдет, многим, уверен, стало понятнее именно сейчас.
С восточным форматом отношений власти, общества и человека, эталонный образец которого мы увидели только что, сегодняшняя Россия несовместима. Основание в хорошем приближении можно описать репликой одного из героев Юрия Германа: «мы и богу-то земно не кланяемся». Не то чтобы наша история была полностью свободна от этой болезни, но от нее мы освободились – и нет оснований сомневаться, что навсегда. Особенно учитывая, что в этом вопросе наше общество едино куда более, чем во многих других.
Итак, восточные ценности – не наши, на уровне мировосприятия и потому безоговорочно, в чем на свежем примере лишний раз и довелось убедиться. Западные? С ними сложнее. Сложнее в первую очередь потому, что сам Запад эволюционирует прямо на глазах, и не сказать, что направление этой эволюции выглядит привлекательным.
Очень многое из того, что в свое время Запад Западом сделало, продолжать развивать в России не просто надо, а жизненно необходимо. Безусловное верховенство права, отшлифованные многими поколениями институты и в первую очередь отлаженная до автоматизма сменяемость власти, работающая обратная связь снизу вверх и тесно с ней связанное умение делегировать властные полномочия на самые локальные уровни – все это и многое другое образует урок, доучить который нам предстоит обязательно. И не менее категорически нам не по пути с концепциями бесчисленных привилегированных меньшинств, «родителей 1 и 2», агрессивного экспорта ценностей и прочих проявлений политкорректного декаданса последних десятилетий.
Полезное – брать. Ненужное – игнорировать. Собой – оставаться. Формула, в равной мере актуальная для отношений России со всеми цивилизациями.
2019-03-22T12:06:00+03:00
2019-03-22T12:14:56+03:00
https://echo.msk.ru/blog/maester/2393493-echo/
https://echo.msk.ru/files/3070095.jpg
Радиостанция «Эхо Москвы»
https://echo.msk.ru//i/logo.png
Мейстер
https://echo.msk.ru/files/2969174.jpg
12:06
, 22 марта 2019
Загрузка комментариев...