11:16 , 16 октября 2019

Предложения по реформированию системы регистрации кандидатов и партийных списков

Экспертно-консультационная группа при Председателе ЦИК России подготовила записку об основных направлениях реформирования системы регистрации кандидатов и партийных списков. Записку поддержал также ряд членов Научно-экспертного совета при ЦИК России. Она включает следующие предложения.

1. Восстановление избирательного залога – в основном в том виде, в каком он действовал в 1999–2009 годах. Кандидаты и избирательные объединения должны сами решать, использовать ли им сбор подписей или избирательный залог. Залог должен возвращаться кандидатам, получившим по итогам голосования не менее 5% голосов избирателей, и избирательным объединениям, списки которых получили не менее 3% голосов избирателей. Единственное существенное дополнение к правилам тех лет: необходимо в федеральном законе установить его верхнюю планку.

2. Модификация муниципального фильтра

Считаем совершенно необходимым внести три существенных изменения:

1) снизить требуемую долю подписей до 1% от числа муниципальных депутатов и избранных глав;

2) отменить требования охвата определенного числа муниципальных образований;

3) снять запрет подписываться за нескольких кандидатов.

В качестве дополнительного предложения – ограничиться сбором подписей депутатов только верхнего уровня.

3. Модификация процедуры сбора подписей избирателей

Традиционная процедура сбора подписей избирателей может быть сохранена в небольших избирательных округах, где требуется собрать небольшое число подписей (20–100).

В более крупных округах предлагается использовать две новые процедуры:

1) сбор подписей в специально установленных местах (помещениях) под контролем определенных избирательных комиссий (скорее всего, ТИК) – с установленными в законе гарантиями, обеспечивающими такую возможность (минимальное число помещений, достаточное время их работы и т.п.);

2) сбор подписей в электронном виде (предположительно через портал Госуслуг).

При этом обе предложенные процедуры желательно совместить. то есть предоставить избирателям по их личному выбору возможности поставить подпись в определенном месте или через электронный сервис.

4. Изменение требуемого числа подписей

В случае традиционного сбора подписей требовать не более 0,5% подписей от числа избирателей в округе.

В случае сбора подписей в специально установленных местах (помещениях) или через электронный сервис требовать не более 0,1% подписей от числа избирателей в округе.

5. Изменение правил проверки подписей

Сократить перечень оснований для признания подписи недействительной. В частности, необходимо отказаться от требования собственноручного внесения избирателем даты, а также от запрета заполнять сведения об избирателей третьим лицом.

Установить разные правила в отношении недействительных и недостоверных подписей. При этом к недостоверным подписям следует относить все подписи, в отношении которых можно точно установить, что они подделаны. В частности, к таковым следует относить подписи, якобы поставленные умершими или несуществующими избирателями.

На предмет недействительности необходимо проверять все подписи. На предмет недостоверности достаточно выборочной проверки. При этом полагаем, что выборку можно сократить, например, до 10%, и допустимый процент фальсифицированных подписей также можно сократить до 10%.

Увеличить допустимый избыток представляемых подписей до 20%.

Необходимо снять излишние ограничения на доработку подписных листов. Кандидату (избирательному объединению) должно быть разрешено собрать недостающее число подписей в пределах срока представления подписных листов. За пределами этот срока должно быть разрешено исправлять недостатки заверения подписных листов (отсутствие заверительной подписи, неточности в сведения о сборщике и т.п.).

6. Изменение правил представления и проверки других документов

Пересмотреть основания для отказа в регистрации и для отмены регистрации, основываясь на принципе соразмерности.

Необходимо четко закрепить в законе, что в случае неизвещения кандидата о каких-либо устранимых недостатках в его документах, эти недостатки не могут быть основанием ни для отказа в регистрации, ни для отмены регистрации.

Необходимо также четко закрепить в законе, что кандидат имеет право донести в избирательную комиссию любой недостающий документ, кроме некоторых специально перечисленных (заявление о согласии баллотироваться и т.п.).

7. Изменения, которые можно внести в подзаконные акты

В случае, если в законы о выборах не удастся внести изменения, возможно внесение определенных правок в подзаконные акты ЦИК.

Для всех методов проверки подписных листов необходимо определить временной норматив. Исходя из этого норматива должны приниматься решения как о количестве привлекаемых к проверке экспертов, так и о том, осуществлять ли полную или выборочную проверку.

Также для всех методов проверки должны быть обеспечены возможности контроля как со стороны представителей кандидата, чьи подписи проверяются, так и со стороны представителей иных кандидатов.

В отношении почерковедческий экспертизы должна быть методика, доступная для общественности и экспертного сообщества. Необходимо, чтобы заключения содержали обоснования, которые можно было бы проверить. Кроме того, недопустима подмена оснований.

Одновременно необходимо выработать способы учета свидетельств избирателей, поставивших свои подписи в поддержку кандидата (избирательного объединения), которые должны приниматься во внимание при решении вопроса о достоверности подписи.

В отношении проверки по базе данных МВД должна быть выработана форма ответа МВД, которая позволила бы как кандидату, так и избирательной комиссии убедиться в том, что сведения об избирателе в подписном листе не соответствуют действительности.

Целиком аналитическая записка опубликована по адресу: http://www.votas.ru/ref_reg.html.

Там же приведен список поддержавших ее членов Научно-экспертного совета при ЦИК России (на данный момент 19 человек).
Оригинал


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире