Когда в 1993 году группа Виктора Шейниса предложила свой проект избирательной реформы, она ссылалась на пример Германии. Правда, позже выяснилось, что представления о германской системе у них были весьма поверхностные, их просто вдохновила сама идея сочетания мажоритарной и пропорциональной систем. И та смешанная несвязанная система, которая получилась в России, сильно отличается от германской.

Впрочем, с точки зрения рядового избирателя у российской и германской систем много общего. Самое главное сходство – в обоих случаях избиратель имеет два голоса, один голос он отдает за кандидата, баллотирующегося в одномандатном округе (в немецкой терминологии это первый голос), другой – за партийный список (второй голос). Одинаков и принцип подведения итогов в одномандатном округе: побеждает тот, кто получил больше голосов, чем соперники (такая система называется плюральной, или системой относительного большинства). Дальше начинаются различия.

Итак, по порядку. Есть одномандатные округа. Их сейчас 299. Распределяются они в соответствии с численностью населения. Больше всего округов в земле Северный Рейн – Вестфалия (64), меньше всего в Бремене (2). Мандаты, получаемые в этих округах называются прямыми.

В округах могут баллотироваться выдвиженцы партий и независимые кандидаты (выдвинутые избирателями). Но победить в них удается лишь партиям с высоким уровнем поддержки. На первых выборах в бундестаг в 1949 году прошли два независимых кандидата. И с тех пор больше ни разу независимые кандидаты в бундестаг не избирались.

С 1961 по 1987 год в одномандатных округах избирались представители только двух участников – блока ХДС/ХСС (христианские демократы) и СДПГ (социал-демократы). С 1990 года, после объединения Германии, в небольшом числе округов побеждают Левые. В 1990 году в одном округе победил также кандидат от Свободной демократической партии (СВДП), в 2002, 2005 и 2009 годах один прямой мандат завоевывал представитель Зеленых.

Партийные списки в Германии, в отличие от России, земельные. То есть в каждой земле партии выдвигают отдельные списки. Но при этом все земельные списки одной партии считаются сблокированными, и при подведении итогов голоса за них суммируются. По сути получается примерно то же самое, что и списки на российских выборах, разделенные на региональные группы. Различия только в том, что у немцев 1) нет центральной части списка, 2) земли нельзя ни объединять, ни дробить, 3) списки выдвигают не федеральные органы партий, а земельные.

Партий в Германии много. При этом партии, которые имеют не менее 5 депутатов в бундестаге или лантаге, выдвигают списки без всяких условий. Остальные партии должны подать заявку и собрать в поддержку своего списка подписи 0,1% избирателей соответствующей земли, но не более 2000 подписей (в большинстве земель по этому правилу получается 2000). По сообщению федерального уполномоченного, на нынешних выборах право участвовать получили 39 партий, из них 30 выдвинули земельные списки и еще 4 выдвинули только кандидатов в одномандатных округах.

В 2009 году списки выдвигали 27 партий, но только 6 из них получили больше 5% (включая ХСС, которая в статистике фигурирует как отдельная партия), еще две партии получили 2,0% и 1,5%, остальные – 0,5% и меньше.

При этом действует 5%-ный барьер, то есть к распределению мандатов по партспискам допускаются только партии, получившие более 5% действительных голосов на всей территории страны. Правда, есть два исключения. Во-первых, к распределению мандатов допускается также партия, получившая не менее 3 прямых мандатов (так, в 1994 году Партия демократического социализма, получившая 4,4% голосов и 4 прямых мандата, была допущена к распределению мандатов по партспискам и получила еще 26 списочных мандатов). Во-вторых, исключение делается для партии, представляющей национальное меньшинство (хотя примеров действия этой нормы я не нашел).

В период с 1961 по 1980 год в распределении мандатов участвовали только три партии (блока) – ХДС/ХСС, СДПГ и СвДП. В 1983 году к ним присоединилась партия Зеленых, а в 1990 году – Партия демократического социализма (ПДС, позже стала партией Левые).

Самое интересное в германской системе – правила распределения мандатов, и этим она существенно отличается от российской системы. Покажем, как действуют эти правила на примере выборов в бундестаг 2002 года – наиболее интересных с точки зрения распределения мандатов, поскольку в тот раз была партия, выигравшая прямые мандаты, но не допущенная к распределению списочных мандатов.

Всего в голосовании участвовал 48 582 761 избиратель (явка составила 79,1%). Недействительным был признан 586 281 голос (1,2%), действительными – 47 996 480  вторых голосов. 5%-ный барьер преодолели 5 партий – ХДС, СДПГ, СвДП, Зеленые и ХСС. В сумме они получили 44 620 479 вторых голосов (93,0% от числа действительных голосов).

В одномандатных округах победили представители 5 партий – ХДС, СДПГ, Зеленых, ХСС и ПДС. ПДС завоевала 2 прямых мандата и, получив по вторым голосам только 4,0%, не была допущена к распределению списочных мандатов.

Установленное законом число мандатов в бундестаге – 598. Из этого числа нужно вычесть число прямых мандатов, полученных независимыми кандидатами и кандидатами от партий, не допущенных к распределению мандатов. Таких в данной кампании, как видим, было 2. Из 598 вычли 2, получилось 596 – это число мандатов и нужно было распределить между списками.

Сначала распределяются мандаты между партиями (как уже отмечалось выше, все земельные списки одной партии считаются сблокированными). Для этого в 2002 году использовался метод наибольшего остатка (метод Хэйра-Нимейера) – тот же метод, который используется и у нас на выборах в Госдуму.

Итак, 44 620 479 делим на 596, получаем 74 866,5755 – это естественная квота, или квота Хэйра (у нас она называется первым избирательным частным). Теперь вторые голоса, полученные партиями, делятся на эту квоту. У полученных частных (см. таблицу 1) сначала берется целая часть, и каждая партия получает такое количество мандатов. Таким образом, партии получают 593 мандата, то есть на 3 меньше, чем нужно распределить. Оставшиеся 3 мандата передаются тем партиям, у которых больше дробная часть частного – это ХДС, Зеленые и ХСС.

Таблица 1

Партия

Число вторых голосов

Частное

Число мандатов

СДПГ

18 488 668

246,9549

247

ХДС

14 167 561

189,2375

189

ХСС

4 315 080

57,63694

58

Зеленые

4 110 355

54,9024

55

СвДП

3 538 815

47,26829

47

Теперь мандаты, полученные каждой партией, распределяются между ее земельными списками. Алгоритм вначале такой же. Покажем это на примере СДПГ.

Число полученных партией голосов (18 488 668) делится на число полученных ею мандатов (247). Получается 74 852,90688. Делим на эту квоту число голосов, полученных каждым земельным списком СДПГ (см. таблицу 2). Затем даем каждому списку мандаты в количестве целой части от полученного частного. Таким образом распределилось 239 мандатов, остальные 8 получают земельные списки с наибольшей дробной частью (Нижняя Саксония, Саар, Шлезвиг–Гольштейн, Тюрингия, Бавария, Баден–Вюртемберг, Саксония и Бранденбург).

Таблица 2

Земля

Число вторых голосов

Частное

Число мандатов

распреде­ленных

прямых

переданных списку

Шлезвиг–Гольштейн

743 838

9,93733

10

10

Мекленбург – Передняя Померания

405 415

5,416156

5

5

Гамбург

404 738

5,407111

5

6

Нижняя Саксония

2 318 625

30,97575

31

25

6

Бремен

183 368

2,449711

2

2

Бранденбург

707 871

9,456827

10

10

Саксония–Анхальт

618 016

8,256406

8

10

Берлин

685 170

9,153552

9

9

Северный Рейн – Вестфалия

4 499 388

60,10973

60

45

15

Саксония

861 685

11,51171

12

4

8

Гессен

1 355 496

18,1088

18

17

1

Тюрингия

578 726

7,73151

8

9

Рейнланд–Пфальц

918 736

12,27389

12

7

5

Бавария

1 922 551

25,68439

26

1

25

Баден–Вюртемберг

1 989 524

26,57911

27

7

20

Саар

295 521

3,948023

4

4

А дальше происходит самое интересное. Смотрим, сколько прямых мандатов получила партия в каждой земле. Если она получила прямых мандатов меньше, чем ей распределено в этой земле мандатов (как в Нижней Саксонии, Северном Рейне – Вестфалии, Саксонии, Гессене, Рейнланд–Пфальце, Баварии и Баден–Вюртемберге), то кандидаты из земельного списка получают мандаты в количестве, равном разности между этими числами. Если она получила прямых мандатов столько же, сколько ей распределено в этой земле мандатов (как в Шлезвиг–Гольштейне, Мекленбурге – Передней Померании, Бремене, Бранденбурге, Берлине и Сааре), то кандидаты из земельного списка мандаты не получают. То же самое и в тех землях, где партия получила прямых мандатов больше, чем ей распределено (как в Гамбурге, Саксонии–Анхальте и Тюрингии). Но и прямые мандаты у нее никто не отнимает. И в результате получается, что СДПГ получила на 4 мандата больше, чем ей положено по результатам распределения, то есть не 247, а 251. Это так называемые избыточные мандаты.

Еще один избыточный мандат на этих выборах получила ХДС в Саксонии. Таким образом, оказалось 5 избыточных мандатов, и число депутатов бундестага возросло до 603.

Стоит отметить, что был период, когда избыточных мандатов никто не получал – 1965–1976 годы. Но сейчас избыточные мандаты возникают на каждых выборах в бундестаг.

О том, насколько соблюдается пропорциональность распределения, можно судить по таблице 3.

Таблица 3

Партия

Доля голосов

Доля мандатов

Разность

СДПГ

38,5%

41,6%

3,1%

ХДС

29,5%

31,5%

2,0%

ХСС

9,0%

9,6%

0,6%

Зеленые

8,6%

9,1%

0,6%

СвДП

7,4%

7,8%

0,4%

ПДС

4,0%

0,3%

-3,7%

После 2002 года в правила распределения мандатов был внесен ряд изменений, в которых я еще окончательно не разобрался. Но сущность системы не изменилась.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире