В последние месяцы телеканал НТВ стал обсуждаться в обществе не менее активно, чем в 2001 году, после разгона старого НТВ в ходе «спора хозяйствующих субъектов». Разница в том, что теперь дискуссии в значительной степени переместились в Интернет. Самая свежая новость – с канала выдавливают журналистов программ НТВшники и «Центральное телевидение», которых лишили премии, которая составляет основную часть их дохода. Фактически речь идет о закрытии этих передач, которые по своим подходам к социально-политической ситуации выделяются на общем фоне чернушной НТВшной продукции. Разумеется, многие решили, что руководство канала не устраивают эти передачи, иногда бывающие умеренно-оппозиционными.

По давно сформировавшейся традиции генеральный директор канала Владимир Кулистиков это опроверг, заявив, что проблема в убыточности этих программ, в их низких рейтингах, то есть в слабом интересе к ним зрителей, а потому и рекламодателей (http://www.gazeta.ru/politics/news/2012/04/25/n_2312513.shtml): «У нас коммерческий канал, ничего личного, только бизнес. Мы проверяем работу наших журналистов по рейтингам… Главная наша проблема сейчас — низкие рейтинги субботнего и воскресного вечернего прайм-тайма, куда входят «ЦТ», «НТВшники», «Русские сенсации». И с этим надо что-то делать, принимать меры. А в остальном у НТВ дела идут довольно неплохо». Итак, бизнес есть бизнес, и руководитель телеканала ориентируется исключительно на размеры аудитории, а совсем не на содержание программ и их соответствие «линии партии». Вот ведь в общем списке оказались и «Русские сенсации», одни названия выпусков которых чего стоят: «Как кумиры искали доказательство бога», «Пороховщиковы. Роман со смертью», «Никакого ребенка у Киркорова нет!». Рейтинги чем хороши? Тем, что их никто из обычной публики не знает – это закрытая информация. Низкие, значит, низкие. Я посмотрела на рейтинги этих программ и поняла, что «Русские сенсации» точно обидели зря: рейтинги этой духоподъемной передачи высоки. Похоже, про них Кулистиков сказал, чтобы было ясно, что политики его действия не касаются. Немного пониже, но тоже высокие рейтинги и у «Центрального телевидения». «НТВшники» отстают, но не критично. Никакого провала у зрительской аудитории эти передачи не имеют. Хотя, разумеется, до «Монолога Битцевского маньяка» им далеко.

Так значит дело не в бизнесе, а в политике? Я бы сказала, что бизнес и политика и составляют телевизионный бизнес по-русски. После разгрома старого НТВ канал резко, вдвое потерял в рейтингах. Его покинула значительная часть аудитории, причем очень привлекательной для рекламодателей – образованная, достаточно обеспеченная, активная. Вместо политики, за счет которой процветало старое НТВ, нужно было искать новую концепцию канала. Не сразу, постепенно, но это удалось, и рейтинги НТВ снова выросли. Пусть они уже не были столь высокими, как прежде, когда НТВ был лидером эфира наряду с «Первым», но достаточно успешными, особенно в выходные дни, когда была особенно четко выдержана новая концепция. На канале решили бороться за мужскую аудиторию, начали делать канал для брутальных альфа-самцов. Так появилась аполитичная «чернуха», ставшая новым лицом НТВ. А поскольку часть старого НТВ на канале осталась, делать такого рода программы удалось вполне профессионально. Часть общества – интеллигенты и интеллектуалы – по чем зря ругали новый канал за его безнравственность и дурное влияние на общество. Но само общество в массе своей с восторгом восприняло новый контент, в выходные дни НТВ зачастую лидировал, опережая всех конкурентов. То есть с точки зрения бизнеса ситуация стала весьма успешной.

Есть такая игра: Вы поедете на бал? Белое и черное не надевайте, да и нет не говорите. Играть на этом поле, не надевая белое и черное, то есть не выступая с сомнительными политическими идеями, а показывая проделки маньяков, педофилов и прочего асоциального элемента, оказалось очень легко. Государство сквозь пальцы смотрело на сомнительный с этической точки зрения контент, лишь бы на канале не было Киселевых, Шустеров и Парфеновых. Это ничего, это можно. И уж совсем наладился бизнес, когда канал стал оказывать небольшие услуги по «замачиванию» актуальных политических противников: надо мочить Лужкова – не вопрос, «Дело в кепке» сняли за два дня. Лукашенко много себе позволяет? Пожалуйста, сериал о нет в эфире. Протестанты воду мутят? А «Анатомию протеста» видали?

В 2008 году НТВ каналу исполнилось 15 лет, хотя это был уже совсем не тот канал, который создавали в далеком 1994. Тем не менее, это был единственный канал, сотрудников которого лично поприветствовать приехали в «Останкино» первые лица государства. А недавно генеральный директор в связи с его юбилеем получил высокую правительственную награду – орден «За заслуги перед Отечеством» третьей степени, хотя по правилам он мог претендовать только на четвертую степень. Видимо заслуги канала перед отечеством так велики, что правила пришлось нарушить в порядке исключения. Канал работает по правилам заданной государством игры, честно делает бизнес по-русски, за что и вознагражден. А «НТВшники» и «Центральное телевидение», в отличие от исповеди битцевского маньяка и «Анатомии протеста», пусть робко, но играют в другую игру, чем и нарушают правила этого бизнеса. А потому должны уйти.

Сейчас, когда я пишу эти строки, в эфире канала характерный для этого канала и вероятно успешный с точки зрения бизнеса сериал. Он называется «Братаны-3». 

 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире