Самый большой стратегически расположенный дзонг находиться в центральной части Бутана, в Тронгсе, что на местном языке обозначает «Новое Село». На протяжении веков, тот, кто владел тронгской крепостью, правил и страной. Дело в том, что этот массивный кремль был построен на перекрёстке двух единственных дорог в Королевстве, связывающих запад с востоком и юг со севером. На самом деле, историческая магистраль запад-восток проходила прямо через огромные деревянно-стальные ворота дзонга и один из его объёмных дворов. Поэтому Пенлоп Тронгсы (губернатор области) не только мог облагать налогами все проходящие караваны и торговцев, но при желании мог буквально разделить страну надвоё, дав команду закрыть эти ворота.

К тому же дзонг считался неприступным: по крайней мере, исторически он легко сдерживал наступления внутренних и внешних врагов Бутана. Дзонг размещён на утёсе высоко над узкими ущельями Мангде Чу – холодной горной рекой – и виден со всех сторон с расстояния десятков километров. Его выдающееся положение и оборонительную мощь делают крепость главной твердыней страны. Само здание построено на нескольких уровнях, так что его высокие мощные стены точно следуют по рельефу горы. Благодаря своему внушающему размеру, крепость похожа скорее на целый укрепленный городок, так как охватывает огромную площадь.



Западный фасад тронгского дзонга на рассвете.

Крепость фактически лабиринт внутри которого множество храмов, дворов, переходов, балюстрад и даже секретных ходов. Башня с левой стороны кадра – одна из самых высоких в Бутане, но она кажется ниже других из-за ската местности. Как каждый дзонг в Королевстве, он разделён на религиозную и административную части, и важные духовные и светские церемонии проводятся внутри его стен. Современная дорога запад-восток уже не проходит через дзонгские ворота, и теперь главный вход находится в левой части кадра, где на нижнем уровне виднеется дверь.



Чтобы войти в эту дверь надо сначала перейти ручей, протекающий мимо дзонга и затем впадающий в Мангде Чу. Благодаря этой речке, крепость могла выстоять длительную осаду. Обратите внимание на водонапорные башни, спускающиеся к речке. Бутанцы построили сложную систему насосов, труб и водонаборников, позволяющую им забирать воду непосредственно в крепость.



Одна из водонапорных башен, находящаяся немного ниже уровня кремля. Обратите внимания на интересные узоры и молитвенные барабаны окаймляющие её.



Вид с одной из башен дзонга на покрытый мост, ведущий к главному входу. На его крыше камни в традиционном стиле поддерживающие кровлю. Как ни странно, эти большие круглые булыжники сохраняют равновесие на уклоне и редко падают. Разноцветные машины на переднем плане привезли в семь утра стрелков к длинной площадке перед крепостью. Очень часто они состязаются под его белокаменными стенами.



Над Тронгским дзонгом с видом на дорогу запад-восток (с правой стороны горы), на реку Мангде Чу (по центру под деревом) и на крутое ущелье, в тысячу метров ниже уровня кремля.

Первый храм на этом месте появился в 1543; по легенде он был построен Друкпой Кагью Ньгаги Уангчуком, прадедушкой того самого Жабдрунга Ньяуанга Намгьела, который объединил Бутан в семнадцатом веке и построил десятки дзонгов по всей стране. Работа над дзонгом, который мы видим сегодня, была завершена в 1644 под бдительным надзором Жабдрунга. Тронгса веками была центром власти династии Уангчуков перед тем, как Уген Уангчук стал первым современным королём Бутана в 1907.

По традиции каждый король Бутана сначала становится Пенлопом Тронгсы и занимает эту позицию несколько лет перед тем, как его назначают наследником престола.



Село Тронгсы напротив дзонга. Главная магистраль теперь проходит через него, что способствует процветанию местных предпринимателей, зачастую являющимися выходцами из Тибета.

Вдоль дороги живут и работают ремесленники и торговцы: село особо славится своими коврами ручной работы и другими текстильными изделиями, которые дешевле чем в западной, более густо населённой части страны. Тут дома довольно высокие, но дальше от села люди живут в более скромных одноэтажных строениях и обрабатывают свою землю.



Два монаха-ученика стоят перед входом в дзонг и думают о своём.



Конечно же, в дзонге Тронгси живут монахи-послушники всех уровней и возрастов. Каждой группой учеников руководят мастера дисциплины, которые отвечают за свой «взвод» новичков. Утром два мастера своими хлыстами вызывают студентов к общему собранию перед началом учебного дня. Все они живут в кельях вокруг одного из дворов крепости.

Первым выходит старший наставник и ритмично щёлкает своим хлыстом, раз в 3-5 секунд. Звук очень громкий и отдается эхом по всему двору…



Молодые монахи начинают подниматься и выходить на улицу, выстраиваясь во дворе.



Вскоре выходит младший наставник и своим хлыстом отвечает на каждый удар своего напарника, зов и ответ – так несколько минут…



...Пока все не собрались.



Тогда старшина поднимется вверх по древним деревянным лестницам…



...По истоптанным ступеням прямо до верхней балюстрады…



...И звонит в этот колокол, подавая команду к продолжению.



Тогда вся группа, возглавляемая младшим наставником и замыкаемая старшим, идёт в учебную часть дзонга…



...Которая находится в другой секции крепости. Тут поразительный храм, откуда слышны песнопение и музыка уже молящихся там более опытных монахов. Ритмическое щёлканье хлыстов заменяется ровным басом барабанов. По всему храму разливается сладко-горький запах ладана.



Через пару минут двор становится пустым и одиноким, и новые голоса добавляют свою силу в общий хор, звуки которого доносятся во двор, словно с небес.



А другая группа монахов общается на солнце на другой площади дзонга. Обратите внимание на внушающий размер этой крепости.



Монахи тщательно ухаживают за дзонгом и каждый сезон сажают разные цветущие растения. Тут бархатцы на дворе видны через глазок в одной из дверей дзонга.

Все фото – Луис О’Нил


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире