Нынешнюю столицу Бутана – Тхимпу – относительно недавно сделали центром этой гордой горной страны. Более трёхсот лет исторической столицей был город Пунаха, находящийся западнее, в соседней долине. Долина Тхимпу всегда являлась богатым и стратегически важным местом, особенно для предотвращения частых тибетских нашествий с севера. В связи с этим основатель независимого Бутана Жебрунг Ньяуанг Намгьял не только построил свой первый дзонг (крепость) здесь, в Симтохе, в южной части долины, но ещё и на севере он создал самый большой в стране кремль, возле реки, где горы сужаются и создают естественную защиту.


Процесс перевода правительства и всех бутанских министерств в Тхимпу начался в 1955 году и завершился в 1962. Ташичхо дзонг, который также называется просто Тхимпу дзонг, был построен в 1641ом году по бутанской традиции без единого гвоздя, так как все части строения должны точно соединяться. Несомненно, это придаёт новое значение крылатой мудрости «семь раз отмерь, один раз отрежь»! До сих пор на склоне возле дзонга выращивают рис, как делали веками, но современная жизнь подкрадывается и к дзонгу – недавно около крепости построили площадку для игры в гольф, и эта привезенная из-за границы игра оказалась довольно популярной среди бутанцев. Перед дзонгом громадный двор (в левой части кадра), где происходят церемонии и фестивали, в том числе ежегодный «цечу», которым Тхимпу славится.


Фотографировать внутри стен дзонга не разрешается, но, конечно, если очень хочется...В дзоге находятся Престольный Зал Его Величества Пятого Друка Гьялпо, летняя резиденция центрального монашеского сообщества (монашеский состав всё ещё зимует в Пунахе, что в более низкой долине, где, соответственно, теплее зимой) и многие министерства и учреждения. Дзонг имеет семь главных башен: самая высокая, с левой стороны – королевская башня, а вслед за ней в центре фотографии башня Дже Кхенпо, главного монаха бутана. Дзонги всегда выполняют гражданские и религиозные функции, где бы в стране они ни находились. Ташичхо дзонг окаймлен розовыми кустами всевозможных оттенков.


Поближе тайком к королевской башне в неимоверно яркий день.


Вид на быстро растущий Тхимпу с юга на север. В нём уже живут 100.000 человек, или одна шестая часть населения страны – кстати, такое же соотношение как жителей большой Москвы по отошению к остальному населению России. В шестидесятые годы в городе было примерно от пяти до десяти тысяч человек, и почти везде, где на фотографии виднеются крыши, были просто рисовые поля. Темп роста столицы ускорился в 1990ых 2000ых годах, когда было построено немало новых микрорайонов для приезжих. Тем не менее, Тхимпу – единственная мировая столица без единого светофора. Вместо них на важных перекрёстках и участках дороги с автокругами, движение регулируют полицейские в ярких бело-синих формах. Кстати, несколько лет назад была установлена пара светофоров в центре, но из-за жалоб на то, что они были совершенно безликими, их вскоре убрали. Местным жителям явно более по вкусу живые «режиссёры» транспортного движения.


Дзогн в районе Симтохе – это южные ворота в город, а теперь он служит монастырём и зданием аспирантуры для монахов. Он был построен в 1627 году, и является самой старой крепостью периода Жебдрунга. Он сторожит дорогу в Пунаху через перевал в До Чу Ля. Внутренний двор дзонга окаймляют 108 великолепных резных рельефов буддистских святых. Мы обязательно вернёмся сюда, чтобы более внимательно их рассмотреть и познакомиться с жизнью монахов в Симтохе.


Типичные сцены в выходные на главной улице столице, Норзин Лам. Интересно, что только две-три улицы имеют общепризнанные названия; в основном люди объясняют как куда-то добраться с помощью легко узнаваемых ориентиров. Даже в контрактах об аренде домов можно встретить следующую формулировку: «двухэтажный дом с красной крышей чуть выше трёх цистерн в Чангангха». Это очень мило, но вероятнее всего такая неформальная система скоро изменится, ибо уже есть план дать названия всем улицам и закоулкам в Тхимпу.


Главная улица столицы над центральной площадью (Площадью Часовой Башни), где часто проводятся концерты, ярмарки и другие собрания. В выходные люди предпочитают носить западную одежду вместо своей традиционной бутанской. В понедельник же все опять будут в своих ярких национальных нарядах: женщины – в кирах, а мужчины – в го. В связи с ростом населения, в Тхимпу появилась сеть автобусов и микроавтобусов, и теперь многие люди добираются до работы общественным транспортом.


Огромная маска Чаны Дорджи перед сувенирным магазином. Он добрый и спугивает с домов и храмов злых духов, но чтобы это делать, он должен быть страшнее и сильнее злодеев. В Тхимпу есть в продаже очень красивые изображения буддистских фигур ручной работы, а также менее интересный ширпотреб из Тибета и Китая. Из-за высокой стоимости проживания в Бутане для туристов, сюда приезжают люди постарше, посолиднее; как правило они здесь не случайно, то есть у них настоящий интерес в местной культуре. Недалеко от этого магазина находится Национальная библиотека, где помимо собрания классических бутанских и тибетских томов, показывают самую большую книгу в мире, почти два метра в высоту, и естественно про Бутан. Переворачивают одну страницу в неделю.


Пояса для традиционной одежды на открытом рынке в столице. Яркая, разноцветная, красивая одежда считается более формальной и праздничной. Это не случайно: исторически краски были дороги, поэтому по сей день бутанцы редко носят одноцветную одежду, воспринимая ее как знак бедности.


Национальный мемориальный чортен (тип ступы) в центре Тхимпу. Он был построен в 1974 году в память Третьего Короля его вдовой и является памятником миру на земле, который король стремился создать. Чортены и ступы символизирует учение, просветление, нирвану. Кубичаская основа обознаячает мир, различные уровни – стадии существования и перевоплощения, а купол – небеса. Шпиль над куполом символизирует мировую ось, и колца на нём – мир во вселенной. Данный чортен необыкновенно большой и внутри него находится трёхэтажный буддийский храм. Мемориальный чортен крайне популярен у бутанцев: обойти его по часовой стрелке с молитвой считается важным обычаем. С утра перед рабочим днём приходят многие, чтобы начать свой день с энергией и в положительных чувствах.


После своего отречения от трона, Четвёртый Король ушёл от публичной жизни и теперь живёт в скромном доме в лесу на окраине Тхимпу.


Один из самых старых монастырей долины Тхимпу и важный ориентир для жителей города, Чангангха Льяханг, был построен в XV веке на выступе горы. Он очень уютный и всегда рад гостям, которые приносят сюда своих новорождённых для первого благословения. Монастырь также является домом тысячеглазого Авалокитешвары, воплощения сострадания всех Будд.


Терраса со свечками, молитвенными лентами и мандалами (карта космоса или образ вселенной) над Тхимпу в монастыре Чангангха Льяханг.


В Тхимпу и в горах над ним живёт редкий и уникальный зверь – такин, национальное животное Бутана. Он какая-то смесь между лосем, оленем и овцой, с громадной мордой, толстой шеей и короткими сильными ногами под своим тяжёлым телом. Специалисты по классификации животных не знают, как его определить, и поэтому дали такинам свою группу, будоркас таксиколор. У бутанцев, конечно, есть объяснение на свой лад, намного лучше научного. По легенде, когда Божественный Безумец, Друкпа Кинли (смотрите пятый выпуск) впервые посетил Бутан в 15ом веке, большая толпа собралась и попросила его творит чудеса, по которым он уже был очень известен. Взбалмошный Друкпа Кинли, всегда своеобразный, сначала потребовал, чтобы ему подали на обед целую корову и целую овцу. Он их обоих слопал со смаком и оставил только их кости. После длинной, долгой и довольной отрыжки он взял череп овцы и приставил к костям коровы. Тогда он щёлкнул пальцами и повелел зверю встать и пастись на близлежащей горе. К удивлению собравшихся, такин встал и пошёл наслаждаться травой и дикими цветками на склоне!


Главный дзонг в стране сквозь зимние деревья с высоты трёхсот метров.

Все фото – Луис О'Нил


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире