На прошлой неделе мы пролетели сквозь Гималаи и приземлились в Паро. В этой прекрасной долине находится столько прелестей и неожиданных сюрпризов, что и недели не хватит, чтобы их все увидеть. Мы обязательно вернёмся сюда в следующих выпусках, поднимемся в Гнездо Тигра, откроем для себя ныне заброшенный Другел Дзонг (кремль), который веками достойно защищал Бутан от тибетских нашествий, и посмотрим на один из важнейших буддистских храмов в стране. Но сначала вперёд, к столице Бутана, Тимпу.

Все города в Бутане находятся в долинах, расположенных среди массивных предгорий Гималаев. Транспорт в стране – либо пешком (что быстрее, чем казалось бы, потому что можешь идти более или менее прямо, хотя конечно при условии, что ходьба по прямой линии только происходит в сторону верх или вниз), либо на грузовиках автостопом (держись покрепче), на автобусах (которые нередко показывают пёстрые полосы на своих боках под окнами, свидетельствующие о том, насколько укачивает подобный вид передвижения) либо на машинах, предпочтительнее с полным приводом. Хотя удивительно часто видишь Бутанцев, несущихся по острым кривым серпантинам дорог на мотороллерах и даже без шлема. Вертолётного средства передвижения нет, и даже Его Величество Пятый Король по стране ездит на машине.

Так же, как и на отечественных дорогах, на Бутанских – масса препятствий для быстрой езды. В Гималаях – это частые наводнения и оползни во время сезона дождей, непроходимый снег на перевалах и на возвышенной местности зимой, пыль засушливой осенью, когда дороги прямо могут осыпаться, а то и полностью обрушиться в бездну, и, наконец, вереницы индийских грузовиков «Тата» и «Айкр», затрудняющие движение на этих узких, однополосных дорогах. И в любое время года отдельные камни большие и маленькие скатываются вниз с гор к дорогам, иногда закрывая их на часы или целые дни.


Полчища гастарбайтеров из Индии работают постоянно, пытаясь поддерживать дороги в порядке – часто работая руками.


Штрихи тут – следы от осыпания дорог.

Дорога ведущая от аэропорта в Тимпу – одна из самых лёгких и относительно прямых в стране. К тому же она двухполосная, а местами даже роскошно трёхполосная. На полпути в Чузом (что значит «две воды» на языке Бутана, дзонгхе), где сливаются две реки, все машины должны останавливаться и регистрироваться. В Бутане подавляющее большинство иностранцев должны иметь разрешение на перемещение по стране. Это касается и туристов, но эта практика больше направлена на те примерно 30000 индийцев, работающих в стране. Они (в основном мужчины) обязаны приехать на работу без своих жён, оставаться там, где трудятся и покидать страну почти сразу по окончании своих контрактов. Туристов же из Индии очень даже приветствуют: для них – безвизовый режим, и они легко могут найти тёплое гостеприимство и великолепную северо-индийскую еду.

В Тимпу настоящий бум как в строительстве, так и в экономике в целом. Городок, что примерно пол века назад даже не был столицей страны и 15 назад был тихой сельскохозяйственной местностью с населением около 30000, теперь переживает стремительный рост. Почти на каждом шагу строятся не только дома, но иногда и целые микро-районы. Население уже достигло 100000 (это шестая часть всех Бутанцев) и продолжает расти. Осенью даже появился первый суши-бар в столице, что возможно в горах только благодаря ежедневным рейсам из Бангкока.

Пожалуй, самая заметная при въезде в Тимпу постройка – огромный Будда Дорденма («удар бриллиантовой молнии»), сидящий на вершине горы Чангри Кёунсел Фодранг среди руин дворца Шераба Уангчука и господствующий над городом.


Будда Дорденма в Тимпу.

Его проектируют и строят уже несколько лет: в 2010-м году планируется окончание работ и открытие комплекса. Внутри статуи и пьедестала будет храм со ста тысячами 20-сантиметровых и двадцатью пятью тысячами 30-сантиметровых позолоченных Будд. Все эти маленькие статуи, так же как и большой Будда сам, будут сделаны из бронзы. Первый уровень храма также украсят восемь 18-метровых Бодисхатв (тот, чья сущность – просветление).


Лицо Будды на земле, перед тем, как его подняли на место.


В буддизме уши часто символизируют мудрость и сострадание. Будду нередко изображают с длинными ушами, помогающими ему слышать страдание всех смертных которым он в свою очередь отвечает состраданием.


Кудри Будды в клетках, готовы для установки. Все части конструкции сделаны в Нанжинге, Китай и привезены морским транспортом до Калькутты и дальше на тех же вездесущих грузовиках «Тата» в Тимпу.


Вид на Тимпу с пьедестала статуи.


В декабре 2009ого старшие монахи Бутана благословили Будду Дорденму и открыли окончательный этап работы.


Будда в лесах и в лесу.

Статуя возвышается на 51,5 метра. Хотя это не самое большое изображение Будды в мире, находясь больше чем в 2500 метрах над уровнем моря, оно является самой высоко расположенной статуей Бууды на планете. Бутанцы считают, что с этой выгодной позиции Будда Дорденма сможет излучать благоприятную энергию по всей стране и по всему миру, даруя блаженство, мир и счастье всем чувствующим существам.

Все фото – Луис О'Нил

Комментарии

4

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

02 февраля 2010 | 13:40

даже Будда made in China!
Впечатление такое, что весь остальной мир не работает...


leolaz 02 февраля 2010 | 13:59

Статуя возвышается на 51,5 метра.
Или: Мade in Zurab Tsereteli
Как этот проект "Интеко" упустило?


alaw 23 февраля 2010 | 17:04

Дак, ясное дело, в бюджет не уложились


03 февраля 2010 | 16:10

Луис, замечательные репортажи и прекрасные фотографии, спасибо!

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире