Многие наверняка уже успели заметить появившиеся на сайтах сетевых изданий странноватые знаки, которые можно спутать с оптимистичным по сентябрьским меркам прогнозом погоды, вроде 18+ или 12+. Те, кто слушает радио, теперь вздрагивают 4 раза в сутки от чеканной фразы «информация для лиц, достигших 18 лет». Телевизор я не смотрю, но думаю, там тоже подобные забавные вещи есть, хотя и, вероятно, более уместные. Все верно — в силу вступил Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию».

Наверняка многие задумываются о смысле этого закона, — действительно ли цель авторов защита детей от опасного контента? Если да, то что даст надпись 12+, 16+ или 18+ на сетевых ресурсах, если не привлечёт дополнительное внимание молодых россиян?

До момента принятия №139-ФЗ, известного как закон «о чёрных списках», версия ответа авторов закона скрывалась в статье 14 закона о защите детей – предполагалось, что операторы связи будут фильтровать помеченные ресурсы в «пунктах коллективного доступа». Но за полтора года вопрос, каким образом это будет реализовано по пяти возрастным категориям (0+, 6+, 12+,16+ и 18+) ответа так не получил, что неудивительно, ведь пока еще нельзя автоматически определить, сколько лет пользователю за компьютером.

Поэтому внесение в Государственную Думу поправок в закон о защите детей, отменяющих обязательную маркировку интернет-ресурсов, кроме сетевых СМИ, и переносящих обязанность осуществлять ограничение доступа с уровня операторов связи на уровень администраторов «мест, доступных для детей», сопроводили поправками в законы «О связи» и «Об информации». Эти поправки предполагают ограничение доступа в досудебном порядке ко всем ресурсам в интернете, содержащим запрещённый контент для всех пользователей на территории России, через трехступенчатую процедуру уведомлений о таком контенте (владелец сайта – провайдер хостинга – оператор связи).

В результате объединения двух законопроектов мы получаем:

1) Обязанность маркировки для сетевых изданий, (то есть сайтов, официально зарегистрированных как интернет-СМИ);

2) Добровольную маркировку для остальных ресурсов в сети Интернет (что никак не спасёт от блокировки в случае обнаружения на ресурсе запрещённой информации);

3) Обязанность администраторов «мест, доступных для детей» использовать услуги ограничения доступа, которые должны реализовать операторы связи;

4) Описание запрещённых видов контента и обязанность операторов связи в досудебном порядке блокировать ресурсы, содержащие такой контент по IP, DNS или URL.

Следствие:

1) Интернет-СМИ выполняют закон и маркируют себя 12+ (редко), 16+ или 18+ (разумно перестраховаться, учитывая то, что неясно, какие виды информации могут вызвать у детей «страх, ужас или панику» или что может «побудить к бродяжничеству»);

2) Операторы связи дружно исполняют закон и предоставляют услугу ограничения доступа к сетевым изданиям 16+, 18+ или вообще к каким скажут ресурсам в «местах, доступных для детей»;

3) Интернет-СМИ не доступны во всех «местах, доступных для детей», конечный перечень которых отсутствует;

4) Появляется возможность блокировки интернет-ресурсов в досудебном порядке (теперь разместить порно или что-нибудь про наркотики на сайте конкурента дешевле, чем заказывать DDoS).

В чём же виноваты российские Интернет-СМИ?

В России пока нет специального закона «Об Интернете», зато есть закон «О СМИ». По этому закону закрыть средство массовой информации можно только по решению суда, поэтому использовать возможность досудебной блокировки, предусмотренную законом «о чёрных списках», смысла не имеет. А вот используя туманные формулировки закона о защите детей в совокупности с обязанностью маркировки можно ограничить доступ к сетевым изданиям в любом общественном месте. В перспективе это должно привести к более пристальному редакций российских СМИ к содержанию контента или к потере ими существенной части аудитории. При этом маловероятно, что маркировку будут ставить западные интернет-издания, не зарегистрированные как сетевые издания на территории России, а значит, доступ к ним можно ограничить либо как к содержащим вредный для детей контент, либо по №139-ФЗ – тут в зависимости от задачи.

Что касается остальных интернет-ресурсов, то их тоже можно будет закрыть в досудебном порядке на основании закона «о чёрных списках». Кроме этого, аккредитованные «эксперты» получат возможность решать, что непромаркированный сайт содержит информацию, вредную для детей, и вносить его в список сайтов, доступ к которым в «местах, доступных для детей», должен быть ограничен.

Уверена, что читатели самостоятельно могут сделать выводы из изложенного выше.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире