Форум для российских и зарубежных литераторов, пишущих на русском языке, проводится ежегодно в подмосковном пансионате «Липки», давшему форуму второе, неофициальное, название.
Организаторами выступают Фонд социально-экономических и интеллектуальных программ, литературные журналы «Арион», «Вопросы литературы», «Дружба народов», «Иностранная литература», «Звезда», «Знамя», «Москва», «Наш современник», «Нева», «Новый мир», «Октябрь», «Современная драматургия».
Форум проводится при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Межгосударственного Фонда гуманитарного сотрудничества стран-участниц СНГ.

За 12 лет в нём приняло участие около 2 тысяч авторов, среди которых – известные ныне имена Захара Прилепина, Германа Садулаева, Романа Сенчина, Василия Сигаева, Сергея Шаргунова и других.
Ежегодно по итогам форума выпускаются коллективные сборники «Новые писатели», «Новые имена в детской литературе», Каталоги лучших произведений молодых писателей России, книги участников издаются в серии «Молодая литература».

В Двенадцатом форуме, прошедшем в конце октября, приняло участие 180 молодых литераторов из 67 регионов России и 16 стран ближнего и дальнего зарубежья. Традиционно работало 16 мастер-классов, руководителями которых выступили редактора «толстых» литературных журналов.
Прошли круглые столы: «Традиции и новаторство в современной молодой литературе», «Роль и последствия постмодернизма», «Роль критики в литературном процессе: плюсы и минусы», «Поэт в современном мире» и другие.
Гостями выступили известные литераторы: Владимир Маканин, Виктор Ерофеев, Кирилл Ковальджи, Евгений Рейн, Юрий Поляков, Владимир Крупин, Вячеслав Пьецух, Бенедикт Сарнов, литературовед к.ф.н. Дмитрий Бак, лингвист д.ф.н. профессор РГГУ Евгения Басовская, директор Института всеобщей истории РАН академиком РАН Александр Чубарьян. 
Специальным гостем форума был политик и бизнесмен Михаил Прохоров.
Театр «У Никитских ворот» под руководством Марка Розовского подарил участникам «Липок» свой спектакль по пьесе И.Бунина «Дело корнета Елагина».

Участниками становятся молодые писатели в возрасте от 17 до 35 лет, прошедшие строгий конкурсный отбор. Впрочем, возраст большинства участников — 25-30 лет, что наталкивает на некоторые размышления. Современным Лермонтовым к 27 годам порой муза только является. А творческая состоятельность — маячит ещё где-то далеко впереди. Но и среди рядовых «липкинцев» есть уже вполне зрелые поэты и прозаики. У многих выходили сборники стихов и отдельные книги. А по пьесам идут спектакли в столичных театрах.
Год от года заметно растёт уровень мастерства участников. В этом году, например, жюри столкнулось с беспрецедентным явлением: высший балл получили многие конкурсные работы, конкурсных мест оказалось меньше, и на форум смогли приехать даже не лучшие, а «лучшие из лучших». Конечно, всё это в некотором роде условно, как можно сравнивать хорошие тексты между собой? Но конкурс есть конкурс, не исключено, что кому-то и удача может пошире улыбнуться. Ясно одно: графоманы в Липки не приезжают. О чём свидетельствуют многочисленные литературные премии, полученные участниками Форума за последние годы.

«Липки» примечательны ещё и тем, что наряду с творческими мастер-классами и встречами с известными писателями, литературоведами, критиками, проходит большое число круглых столов на актуальные, «горячие» темы. Порой участники сталкиваются в напряжённой дискуссии вокруг тем и вопросов, которые вроде бы и были когда-то кем-то решены. Ан нет… «Воз и ныне там», и уже новые поколения пишущих пытаются дать свой собственный ответ на них. 
Часть же тем - абсолютно новые, такие «слепки времени». Ещё лет 10 назад казались бы надуманными. Для кого-то и сейчас — не проблемные. Ведь думает и проживает свою творческую жизнь каждый в своём собственном культурологическом контексте. Одни продолжают бороться за чистоту и «наджизненность» искусства, за элитарность литературы как явления. Другие — более демократичны во взглядах. Третьи — вообще полагают, что «литература умерла».
Спорят вокруг того, что такое есть постмодернизм — и не придуманный ли это «зверь». Есть ли будущее у писателей, сидящих в зале? Уходит ли в небытие бумажная книга? Что за культурное явление т.н. «русский крест» и не превращаемся ли мы в нацию пишущих и читающих самих же себя?

Вопросов много. А порой на их фоне случаются в «Липках» и откровения. Такой инсайт произошёл, например, со мной и в этом году. «Мы должны, почти по-чеховски, по капле выдавливать из себя иллюзии» — сказал редактор «Нового мира» и руководитель одного из мастер-классов поэзии Андрей Василевский. Имелась в виду неотвратимая трансформация писательской субкультуры и литературы как социального явления. То, о чём каждый думал хоть раз. И о чём за пару минут до выступления Андрея Витальевича говорил редактор другого журнала — «Арион» Алексей Алёхин: «Как раньше уже никогда не будет». Но так лаконично, и в то же время ёмко, сказано. И ведь не без оптимизма! Жизнеутверждающим, наверное, служит факт осознания, что ты не одинок в своём видении, и точно так же как ты, думают другие, что явление эти неслучайны, а выступают частью какого-то единого закономерного процесса. А значит: всё ещё будет. Да, по-другому. Но мир не катится в никуда, мы находимся на витке каких-то новых потрясающих трансформаций. И чем раньше примем их как данность, тем лучше для всех. Впрочем, это, видимо, тема отдельного поста.

А пока, в ожидании нового форума, ребята отправились по своим  «городам и весям», где каждого ждут свои новые творческие свершения. После форума в Липках как-то особенно ясно видишь, чувствуешь, и мысль летит, и пальцы пишут. До новых встреч, друзья!

Комментарии

3

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

26 ноября 2012 | 16:23

"Спору нет, литературное дело всего менее поддается механическому равнению, нивелированию, господству большинства над меньшинством. Спору нет, в этом деле безусловно необходимо обеспечение большего простора личной инициативе, индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию." - Партийная организация и партийная литература, 1905г. - ПСС, т. 12, с.101.


hotin Леонид Хотинок 27 ноября 2012 | 03:14

Я понимаю, что Евгению Рейну приятно побыть в роли гуру. Но как делить писателей на молодых и немолодых – не понимаю. 35 лет – это какой-то пубертатный рубеж или что?


leroev Михаил Лероев 27 ноября 2012 | 11:28

Просто формальные условия. Как, например, в том же "Дебюте". Никто после 35 автором становиться не запрещает. К тому же, есть другие премии и творческие семинары, на которых вам встретятся рамки другого характера. Ту же Нобелевку или Русский Букер, скажем, ни одному начинающему не дадут.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире