17:20 , 18 июня 2019

О обыске в музее Давида Якобашвили «Собрание»

С полгода назад, будучи в Москве, я позвонила давнему знакомому – Давиду Якобашвили. Не знаю даже, почему: близки мы не особенно и видимся крайне редко. «Давайте я в офис заеду», — предолжила я. «А давайте я вам покажу музей», — предложил в ответ Якобашвили, — «он напротив».

«Давайте, — говорю».

О том, что Давид собирает музыкальные шкатулки, я давно знала.

Пришла – и была потрясена.

Я увидела в центре Москвы частный музей мирового класса, посвященный, конечно, очень узкой теме, но оттого и необыкновенно трогательный. Музыкальные шкатулки, органы, девочка со скакалкой, Пьеро, пищущий письмо, танцующие пейзане, поющие механические птички, даже целые города, в которых двигались человечки, кузнецы ковали подкову, осел вращал зернотерку, пьяницы в пабе трясли кружками, — целый мир механического мастерства Европы XVIII-начала XX в. н.э, первые робкие попытки создания роботов, еще без чипов, — на одних шестерках, первые робкие попытки программирования на картонных лентах и латунных дисках с дырочками. На меня повеяло «Автоматом» Гофмана и механическим соловьем Ганса Христиана Андерсена.

Экскурсию Давид вел сам. Аккуратно заводил каждый автомат, рассказывал, кто мастер, почему именно эта фигурка, — чувствовалось, что это его жизнь. Музей был вылизан безукоризненно. Ремонт, паркет, мрамор, «золотая миля», — я была про себя поражена, что безумной цены недвижимость в пяти минутах от Кремля пущена не под офис, не сдана в бриллиантовую аренду, а превращена в  музей.

«Сколько это стоит содержать?» — спросила я. Давид назвал цену, от которой у меня дух захватило. «А вы народ сюда пускаете»? – спросила я. «Да, конечно, но по заявкам». «А почему бы не брать деньги за билеты, — удивилась я, — все равно не окупится, но хоть что-то».

Давид в ответ объяснил, что деньги брать – себе дороже. Отчетность устроена так, что если частный музей будет получать деньги за билеты, то на него обрушится такая куча проверок, которая сожрет и эти деньги и еще два раза столько же.

«А сколько же вы платите налогов за здание»? – спросила я. Давид назвал другую оглушительную сумму, которая только что была повышена в три раза. «Но как же, — сказала я, — здание же не используется коммерческим образом.» «Да, — ответил Давид, — вот тоже многие чиновники, которые видят музей, ахают, — а все как было, так и есть».

Мне это было непонятно. Как так? Миллиарды бегут из России, люди заводят себе виллы, самолеты, яхты на Западе. Тут миллиардер ездит по аукционам, тратит миллионы, привозит купленное в Россию, создал за свои деньги музей мирового уровня, в огромном здании нет больше ничего, музей – и все. «А можно где-нибудь об этом сказать, что вы платите аренду по коммерческой ставке, а при этом вы музей?» — спросил я. «Да пожалуйста».

Не написала, повода не было. Вот – теперь появился.

Сегодня утром ФСБ устроило в музее обыск. Повод – человек по имени Борис Минахи написал Бортникову жалобу о попытке рейдерского захвата Давидом Якобашвили Ейского портового элеватора.

Сам Якобашвили говорит, что в свое время, в 2010 году он отдал Минахи акции Ейского портового завода. И тот, чтобы не платить денег Давиду, начал творить чудеса. Это, конечно, версия Давида. Но вот проблема — в октябре прошлого года Минахи проиграл Якобашвили иск: он требовал от него 4,7 млн. дол, якобы полученных Якобашвили от Минахи в долг. В доказательство он предъявил поддельные расписки, изготовленные, согласно решению суда, «путем компьтерного монтажа».

У меня по этому поводу к ФСБ четыре вопроса.

Первый: где ФСБ и где Ейский портовый завод?

Второй: где Ейский портовый завод и где музей музыкальных шкатулок?

Третий: не кажется ли ФСБ странным заступаться за человека, только что уличенного в изготовлении поддельных расписок? Неужели ФСБ правда думает, что миллиардер Давид Якобашвили брал в долг у мелкого американского дельца? (Минахи – гражданин США, что радует. Получается, ФСБ не всех американцев не любит. Безупречного инвестора Кальви мы сажаем, а вот если человека поймали на поддельной расписке, к которой прилагается грязная и стремная история, то за него приедет вся лубянская рать).

И четвертый: сколько и кому занесли, а? (Мало вам Голунова?)

А ниже – фотки из музея. Сняты они, правда, кривым айфоном, но enjoy. Чтобы составить себе полное представление, что именно обыскивало ФСБ по жалобе человека, который — как там сказано в решении суда? Был уличен в том, что документы, представленные им, были «изготовлены путем компьютерного монтажа с использованием электронных цифровых изображений подписи».

3114691

3114693

3114695

3114697

3114699

3114701

3114703

3114705

3114707

3114709

3114711

3114713

3114715

3114717

3114719

3114721

3114723

3114725

3114727

3114729

3114731



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире