Ночное радио убаюкивает.
Особенно, если вместо ночных музыкальных программ и повторов дневных эфиров идут бесконечные «интерактивы», в студию всю ночь звонят алкоголики, городские сумасшедшие и прочая гопота, пытающаяся ввернуть словечко, пока не отключили.

Кончено, в качестве «городских сумасшедших» звонят из питерского пригорода Ольгино, с улицы Савушкина, 52, с пригожинской фабрики ольгинских троллей. Но я сейчас не об этом. 

Под такой перезвон хорошо засыпать. Проснуться можно, если только перерыв на новости. Чем более чудовищная, чем более невразумительная и сумасшедшая  новость, тем быстрее проснешься, чтоб как-то придти в себя.

И вот на днях…
Ровно в пять утра.

ТАСС уполномочен заявить!

Вот оно, заявление ТАСС.

«В этом году между Псковом и Санкт-Петербургом запустят скоростной поезд «Ласточка». Переговоры с РЖД находятся в завершающей стадии, сообщил ТАСС вице-губернатор Псковской области Александр Кузнецов: «В этом году по договоренности с РЖД мы запускаем скоростной поезд «Ласточка», который будет курсировать по маршруту Псков-Санкт-Петербург», — говорит вице-губернатор». 

Далее – та самая фраза, которая заставила меня проснуться в пять утра.

«Вице-губернатор добавил, что в Псковской области совсем нет электрифицированных железных дорог (а зачем тогда вам дорогущий скоростной поезд от Сименса?!), поэтому для обеспечения работы скоростного поезда совместно с РЖД была разработана и согласована специальная схема. «Ласточка» будет двигаться от Санкт-Петербурга до Луги по электрифицированному участку с контактным проводом. Далее на тепловозной тяге поезд дотягивается до Пскова».

«На тяге дотягивается до Пскова», — как же это красиво звучит из уст вице-губернатора!


На конной тяге! Desiro от Siemens AG и шестёрка цугом

Но что ж это получается?
Со всеми накладными расходами, связанными с функционированием шубохранилищ, РЖД закупает в Европе такую кучу поездов, что девать их просто некуда. 
Закупили «Сапсаны» (Velaro) от Сименса, закупили итальянские «Аллегро» (ETR-460 Pendolino, Alstom), испанские «Стрижи» (Talgo 250). И вот «Ласточка» (Desiro, Siemens AG). 
Только подходящих дорог нет.

Переговоры с «Сименсом» по поводу «Ласточек» и «Сапсанов» начались довольно давно, когда никому и в страшном сне не могла присниться так называемая «гибридная» война между Россией и Украиной. Планировалось, что скоростные поезда пойдут из Москвы в Киев, в Харьков, в Днепропетровск (в тот, что сейчас город Днепр).
Но не пойдут поезда. Отменяют многие из тех, что есть. 

И вот вместе с гибридной войной появляется «гибридный» состав. К европейскому чуду техники (скорость 250 км/ч, какой же русский не любит быстрой езды?) цепляют старенький локомотив, русская «птица тройка» летит (ползёт) дальше.

Могли бы еще и старенький паровозик прицепить. Нет, не паровозик из Ромашкова, а, скажем, отреставрировать мощный исполин серии ИС («Иосиф Сталин») или серии ФД («Феликс Дзержинский»), гордость страны советов. Или наложить между шпалами собянинскую плитку и пустить конку. Ну, не «птицу-тройку», а шестёрку цугом, которая въедет в Псковскую губернию, вытянув немецкий экспресс на конной тяге туда, где нет ни одного километра электрифицированных железных дорог.

Исчезнувшие дороги

А куда еще девать закупленные в Европе скоростные поезда?
В Подмосковье?
На ближних направлениях – то же самое.
Проводов нет, исчезают рельсы со шпалами, как, например, в самых урбанизированных районах Подмосковья, где «человейники» растут в чистом поле, как грибы после дождя, а ехать не на чем.

Давно исчезли и провода, и рельсы со шпалами  на участке Пирогово-Мытищи, где ведется особенно плотная застройка бывших колхозных полей. И не только коттеджными поселками, но и «человейниками» в двадцать этажей.

Давно исчезли провода на участке Панки-Дзержинский. Один из крупнейших городов Подмосковья остался без железнодорожной связи с Москвой.

Жителям крупного города Лыткарино давно обещали повесить над рельсами провода и пустить электричку в Лыткарино, в Торбеево, но ветку со всей инфраструктурой железнодорожники продали тем частникам, которые подвозят грузы на пока еще работающие заводы Торбеевской промзоны.

Рельсы вместе со шпалами исчезли и на участке Нахабино – Павловская слобода, где ведётся особенно интенсивное строительство вдоль скоростной автострады Е-22 Казань-Ливерпуль, которую в Подмосковье дачники называют «Новой Ригой».

Еще в советское время московские власти обещали москвичам электрифицировать ветки, идущие к подмосковным водохранилищам: ветку Ромашково-Рублёво и вошедшую в анналы изящной словесности ветку Северная-Лианозово. Её строил в (качестве прораба со-товарищи) патриарх СМОГа (Самого молодого общества гениев) поэт Генрих Сапгир. Именно оттуда есмь пошло на Руси такое явление как лианозовская школа Кропивницкого,  оттуда вышли и разбрелись по свету знаменитые ланозовские бараки на полотнах Оскара Рабина. Но и рублёвская ветка, и овеянная легендами лианозовская до сих пор не электрифицированы. Так и не ходят по ним электрички к пляжам подмосковных водохранилищ.

Что остаётся в сухом остатке? Приехавший к нам из тцманного далёка Сергей Собянин ничтоже сумняшеся обещает нам какое-то «наземном метро» в Подмосковье, не думая о том, что поезда по диаметрам, которые он сейчас рекламирует, ходят еще с семидесятых годов прошлого века. И ходят до сих пор! Более того, коренные москвичи помнят, что специально для столичных диаметров на рижском заводе RER (Rigas Vagonas Rupnikas) в 1971 году был сконструирован специальный состав из шестидверных вагонов, который ходил из Нахабина в Подольск до конца 80х годов. В конце девяностых (да и в начале нулевых) поезда московского S-Bahn’a догнивали на запасных путях станции Перово.

И ведь не только в Подмосковье так!
По всей России!
В Тульской области исчезли рельсы со  шпалами с Приволжско-Виндавской железной дороги. Той, по которой когда-то немцы Поволжья отправляли хлеб в Виндаву (Вентспилс) и в другие порты Балтики.
Кстати, именно по Приволжско-Виндавской дороге проходил маршрут последнего путешествия Льва Толстого: от Оптиной пустыни (ст.Козельск) до станции Астапово. Дорога могла использоваться в рекреаионных целях, стать объектом паломничества туристов со всего мира. Но этой дороги уже нет. На картах Тульской области она обозначена особым кодом: «полотно разобранных железных дорог».

Расписание поездов в сумасшедшем доме

Из Питера в Псков «Ласточка» с паровозиком таки пойдет. С 4-го августа, отправится в 06:55. Обратно – в ровно в шесть утра. Значит, на линии работают два состава. Но даже если б работал лишь один, он смог бы три-четыре раза в сутки ходить туда-обратно. 
Но рейс-то в расписании — один! И всего на три с половиной часа. 
Что делают заграничные составы всё остальное время? 
Проверяют, не износились ли тормозные буксы от быстрой езды по русским дорогам?
Такое уже было в СССР. Первый скоростной поезд ЭР-200 на линии Ленинград-Москва ходил лишь раз в неделю. Всё остальное время – профилактический ремонт.

Особенно удивляет расписание «Стрижей». От всех остальных скоростных поездов испанские Talgo-250 отличаются тем, что могут двигаться по дорогам с разной колеёй.
С шестидесятых годов такие поезда ходят из Испании в сторону Северной Европы, на ходу переходя с иберийской колеи (1668мм) на стефенсонофскую (1435мм). Однако поезда, ходившие из Москвы до берегов Адриатики и Лазурного берега, до берегов Эгейского моря, давно отменены. Поезда с гибридной колеёй там не ходят из-за гибридной войны. Закупленные в Испании гибридные поезда ходят лишь из Москвы в Н.Новгород. И всего один состав идет в Берлин. 
Расписание – тоже, как в сумасшедшем доме.
Поезд идет лишь два раза в неделю. Остальное время стоит на запасных путях станции Москва-Смоленская-товарная. Другие, еще не отмененные международные поезда (до Парижа, Праги, Варшавы) стоят по три-четыре часа в Бресте в ожидании смены вагонных тележек. 
Брест Московский – единственная оставшаяся станция, где поезда, следующие в Европу, переходят с русской колеи (1524мм) на стефенсоновскую. 
На линии Москва-Варшава через Гродно, на линии С.Петербург-Варшава такие пункты давно закрыты. Из Питера теперь поезда в континентальную Европу вообще не ходят. Ни через воспетое поэтами (Маяковский, Блок, Вяч.Иванов) Вержболово на линии С.Петербург-Кёнигсберг, ни через Варшаву. 
Упоминавшийся выше «Ласточка» до Пскова – теперь единственный поезд, который пойдет по самой первой дороге России. Когда-то через Псков шли поезда в Ригу, в Вильнюс, в Варшаву, в Таллин (последний такой поезд упоминается в новелле Ольги Седаковой «Путешествие в Тарту и обратно», 1993). 
Дорога из Питера в Варшаву, как и на линии Москва-С.Петербург, строилась по прямой, но без «николаевских пальцев». Там есть даже тоннель через небольшой холмик, но он, как и вся дорога, зарастает травой.


Тоннель на первой русской железной дороге С.-Петербург-Варшава, 1852 год


Тот же тоннель на дороге С.-Петерург-Варшава, 2018 год
(оба фото — с сайта «Эха Москвы»)



К Свете из Иванова

«Подобный проект уже реализован в Ивановской области», — говорится в том же сообщении ТАСС об открытии движения скоростных поездов с «паровозиком из Ромашкова» на линии С.-Петербург-Псков. 

Действительно, в Ивановской области, где крестьяне заброшенных деревень пашут, впрягаясь в конный плуг (ни тракторов, ни лошадей нет, кадр с такой пахотой вошел в мой документальный фильм «Закат России»), тоже нет ни одного километра электрифицированных железных дорог. 


Ивановская глубинка. На конной тяге, но без коней. 
Люди стали «всё более лучше одеваться», но вынуждены пахать, впрягаясь в конный плуг. Кадр из моего (совместно с Антоном васильевым) документального фильма «Закат России»

«Ласточка» (немецкий Desiro от Siemens AG) идёт до Владимира. Дальше – тот же паровозик из Ромашкова.

«Когда тянет тепловоз, в вагоне — газовая камера!» — пишут пассажиры в отзывах о поездке.
Это и понятно: когда нет контактного провода, перестают работать кондиционеры. 
Воткнуть столбы и протянуть провода от Луги до Пскова через Струги Красные, до Иванова через Шую – копеечное (по сравнению со стоимостью немецких экспрессов) дело. Но руководители РЖД предпочитают позориться с паровозиком из Ромашкова (с «птицей-тройкой», с «шестёркой цугом») и торжественно рапортуют о грядущем прибытии «Ласточки» во Псков.



Первая «Ласточка» с паровозиком (с тройкой с бубенцами, с шестёркой цугом) прилетит во Псков уже завтра, 04-авг-2018.
Ура, товарищи, ура!

ФОТО: с сайта «Эха Москвы», из фильма «Закат России», из архива автора

(оригинал)



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире