23:04 , 28 декабря 2017

Проекты закона «О криптовалютах»: какой нужно принять в России

Учитывая что такого рода законопроектов появилось больше чем 2 варианта, предлагаю рассмотреть основные отличия законопроекта «О криптовалютах» от АНО «ПравоРоботов», направленного 1 декабря 2017 года в Государственную Думу РФ от законопроекта подготовленного РАКИБ и презентованного 27.12.2017. 


Представленная РАКИБ 27.12 версия законопроекта о криптовалютах была воспринята на рынке достаточно неоднозначно. В интернете есть масса мнений по поводу данного предложения, и часть из них можно охарактеризовать следующим образом: «российские площадки для ICO умрут не родившись» (признаюсь, это не моя мысль, но мне нравится ее мощный подтекст).


Основные вопросы у российского сегмента криптосообщества в законопроекте РАКИБ вызывают следующие положения:

  1. Средства могут привлекать только те площадки, которые аккредитовало государство. Требование логично но может уничтожить конкуренцию. 
  2. Перед вложением средств инвестора ждет тест по основам финансовой грамотности: «частные лица не смогут вкладывать в проект более 20 млн рублей, ИП — более 100 млн рублей. Для юрлиц ограничений нет». С одной стороны это ограничивает конкуренцию, но в целом как мне кажется вполне положительное предложение. 
  3. Руководители площадок не должны иметь судимостей за экономические преступления. Понятно что это означает что не каждый сможет заниматься данным вопросом, однако не допуск дисквалифицированных лиц создает во-первых, параллель между криптовалютами и финансовым рынком, что хорошо, а во-вторых, поможет обезопасить для вкладчиков их финансовые вложения. 
  4. Площадки для проведения ICO массово переедут в Эстонию или в Белоруссию. Вполне справедливое замечание учитывая что рынок децентрализован и стороны вольны самостоятельно выбирать себе юрисдикцию. 
  5. В дополнение ко всему еще новость подоспела: «... Министерство финансов России установит планку для привлечения в ходе ICO: теперь нельзя будет получить за продажу токенов более 1 млрд рублей (около $17 млн)». Также ведомство установит ограничения на вложения в токены неквалифицированных инвесторов: они смогут вкладывать не более 50 тысяч рублей в токены выбранного стартапа. В целом такое ограничение вряд ли положительно скажется на российской экономике, тк оно фактически ограничивает вложения а следовательно участие инвесторов. 

Указанное предложение отличается от нашего варианта законопроекта о криптовалютах. Ранее, в конце ноября в Государственную Думу РФ на имя Председателя Комитета ГосДумы по финансовому рынку А.Г. Аксакова, от АНО «ПравоРоботов», «Воронков Венчурс» и HEADS Consulting уже поступали предложения о регулировании рынка криптовалют, а именно законопроект «О регулировании децентрализованного виртуального имущества», в частности содержащий положение об отношении к криптовалютам как некому разновидности имущества. 


Помимо основного подхода к терминологии криптовалют, отличия нашего законопроекта от презентованного 27 декабря содержатся по следующим направлениям:

  1. в принципе проведения и легализации ICO, мы не ставили ограничений ни по спец условиям в виде аккредитованных площадок и ограничении объема финансирования. 
  2. Упоминание и регулировании принципа действий децентрализованных автономных организаций (ДАО), которым в данном законопроекте не нашлось места. 
  3. И наверное самое главное — введение терминологии и регламентация принципа действия «смарт контрактов» — основополагающей по нашему мнению технологии, которая делает сам принцип применения технологии блокчейн уникальным именно для бизнеса и для иных процедур связанных с договорными отношениями. 

Я считаю, что как минимум без разъяснения указанных положений, представленный 27.12.2017 законопроект нельзя назвать в полной мере регламентирующим криптовалюты в России, в отличие от законопроекта представленного нами в конце ноября 2017 года. 


В целом же подход в соответствии с которым в первую очередь законодательно регламентируется не столько криптовалюты сколько механизм краудфандинга, который и без криптовалют вполне себе действенный инструмент, должен закрыть указанный пробел в законодательстве (о краудфандинге), но скорее всего не решит вопроса с легализацией криптовалют, которые заслуживают отдельного регулирования. 


Таким образом, несомненно оба законопроекта найдут свою нишу, тк и криптовалюты и коаудфандинг нуждается в законодательном урегулировании для того чтобы оба направления могли и дальше развиваться на законных основаниях. 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире