kulikovnikita

Никита Куликов

04 июня 2018

F
Несколько недель назад спокойная и размеренная жизнь Министерства образования была нарушена внезапным и непредсказуемым событием: министерства разделили на 2, и теперь в правительстве РФ появятся сразу 2 министра — министр Министерства просвещения и министр Министерства науки и  высшего образования. Новость несомненно крайне важная, т.к. фактически вместо одного ведомства разрабатывающего столь важную для общества госпрограмму в  сфере образования, мы получили сразу 2 ведомства со своим видением и подходом к  формированию госпрограммы, в связи с чем допускаю возможность что по итогу работы обоих министерств мы можем получить не то чтобы сильно противоречащие, но все таки с определенной долей различия 2 программы образования – начального и высшего, которые в просто обязаны будут взаимодействовать.

Но в любом случае 2 программы лучше чем одна, особенно учитывая что сейчас мы имеем определенно отсутствующую и отсталую от  действительности программу образования. Причем под отсутствием в данном случае следует понимать не столько адаптацию госпрограммы под меняющиеся реалии и  новые вызовы экономики, в частности Цифровой экономики и Цифровой трансформации различных бизнес процессов, т.к. все оказывается куда более банальным: в ряде регионов учителя вынужденно ставят акценты в своей работе на оформлении, т.е. на формальном соответствии требованиям и регламентам надзорных органов, вместо того чтобы концентрироваться на содержании программы, на формате ее подачи и на смысловой нагрузке передаваемых ученикам знаний, что несомненно проблема.

Одной из ключевых проблематик нынешнего подхода в образовании несомненно являются некомпетентно составленные учебники и учебные пособия, которые мало того что устарели и не отвечают потребностям Цифровой экономики и технологическому развитию страны, так еще и не предусматривают никакого задела на будущее. К слову, закостенелая система образования в ее нынешнем виде просто не способна быть гибкой и меняться исходя из новых вызовов которые стоят перед страной, и получается что о модернизации учебников, об их своеобразном «тюнинге», в принципе говорить не приходится.

Зарплата учителей, а если точнее низкая зарплата учителей, еще один сдерживающий фактор, который в то же время не оказывает негативного влияния на систему образования, т.к. учителя всегда относились к  своему ремеслу не с точки зрения заработка, а чувствуя свою ответственность за  образование целых поколений. Тем не менее, не высокие зарплаты учителей (возможно и не повсеместно, но даже 1 случай это уже позор для все отрасли) это тот репутационный фактор, который новые Министерства должны будут решить в  приоритетном порядке, и в этом плане появление сразу 2 министерств с  обособленными бюджетами также вселяет определенный оптимизм.

Ну и в целом, если мы говорим о необходимости модернизации системы образования, то нельзя не отметить бессмысленно увеличенную нагрузку на учащихся, рассчитанную по методикам 20 века, при том что мы живем уже в 21 веке (уже почти лет 20 как). И это определенно слабое место практически любой системы образования любой страны, т.к. ни одна система образования за счет своей тяжеловесности попросту не может предугадать потребности новых вызовов, а сейчас это Цифровая экономика, о которой пару лет назад даже никто и не помышлял, в связи с чем система образования всегда будет находится в догоняющем состоянии. И разукрупнение/разделение Министерства образование возможно сможет положительно повлиять на изменение нагрузки на  школьников и студентов и как следствие сделать систему образования более эффективной, и цифровой, ведь никакая Цифровая трансформация не может обойтись без специализированных, в том числе и узконаправленных, специалистов, которые не только будут разбираться в Цифровой экономике, но и получат необходимый задел на будущее, для того чтобы всегда оставаться востребованными на столь бурно меняющемся рынке труда.

Электромагнитное излучение существует повсюду: солнечные вспышки и молнии — это естественные источники такого излучения, радары, системы теле— и радиовещания и иные аналогичные изделия, и  процессы носят рукотворный характер. Так или иначе, периодически появляются электромагнитные волны разной мощности, которые в теории способны нарушить работу электронных устройств, ну а в целом всех устройств, подключенных к электроэнергии. Несомненно, это не является секретным знанием, и все устройства в данный момент соответствуют всем необходимым стандартам электромагнитной совместимости, благодаря чему производители могут гарантировать своим потребителям корректную работу таких устройств в окружающих нас условиях электромагнитной среды и устойчивость к большинству предсказуемым видам электромагнитного излучения, в первую очередь бытового. Но в последнее время наметилось определенное явление, которое ранее не рассматривалось как угроза, когда некими злоумышленниками могут быть созданы преднамеренные электромагнитные помехи — электромагнитные импульсы способные привести к повреждению цифровых устройств или нарушению их работы. Особо данная тенденция пугает, учитывая повсеместные разговоры о Цифровой трансформации бизнеса, что в свою очередь означает полный переход к цифровым технологиям.

Устройства Интернета вещей работают с низким и все уменьшающимся внутренним напряжением и взаимодействуют между собой с помощью беспроводных сетей с низким энергопотреблением, к  примеру, Bluetooth, несомненно находятся в зоне риска. Снижение их мощности, что является отдельным технологическим трендом, а также все возрастающая привязанность к ним со стороны пользователей с точки зрения доступности сервисов, а иногда и жизнеобеспечения, делают из них ключевую мишень для злоумышленников, которые могут создать соответствующие аналоговые помехи, направленные на электромагнитные поля, окружающие электронные схемы и соединения между ними, и  как следствие, после того как работа устройств Интернета вещей будет нарушена, это может угрожать и экономики, и безопасности, и жизнеобеспечению. К слову, такого рода атаку совершить не так уж и сложно: большинство необходимых инструментов фактически уже сейчас доступны любому радиолюбителю.

Уязвимость подключаемых устройств внешним воздействиям была всегда, но данному вопросу до последнего момента к сожалению, мало кто уделял серьёзное внимание. Однако сейчас подключаемые устройства внедряются во все аспекты жизни человека, и  зачастую от правильности их работы зависит как минимум сохранение привычного порядка жизнедеятельности, а как максимум — безопасность людей. К примеру, помехи в работе умного дома могут причинить такие неудобства как невозможность открыть/закрыть двери, отсутствие освещения и скажем сложности с подачей воды, тк все даже насосы для подачи воды в квартиры уже давно автоматизированы. Но  хоть и неприятные, но неудобства. А в худшем случае, умный объект инфраструктуры не подскажет беспилотному автомобилю дорожную обстановку и в таком случае вопрос уже будет касаться не просто неудобства, а реальной угрозы человеческой жизни. И что любопытно, для предотвращения подобного рода негативных сценариев большое внимание уделялось преимущественно кибербезопасности, в то время как электромагнитное воздействие на приборы — это скорее физическая и технологическая безопасность. Так что можно отметить, что в ближайшее время это будет очередным и крайне важным трендом развития ряда отраслей в рамках Цифровой экономики, и как результат — более безопасное и комфортное будущее.

Вопрос внедрения беспилотных транспортных систем в повседневную жизнь остается только вопросом времени. В настоящее время технологии достигли такого уровня, что единственный сдерживающий фактор их  повсеместного использования скорее лежит не в технологической (уровень разработок уже достаточно высок) или моральной (самолеты уже достаточно давно летают в автоматическом режиме и это никого не волнует), а в бюрократической плоскости, а если быть точным — в нежелании законодателей «ломать» сложившуюся систему законодательства. Но на пути внедрения новых технологий, обоснование в  стиле «зачем менять то что и так работает» разумеется неприменим, и как следствие губителен для развития зарождающейся на наших глазах отрасли. Таким образом, раз уж  вопрос с развитием беспилотных логистических систем практически решен, предлагаю рассмотреть какие сервисы, уже задействованные в логистике, могут остаться и быть применимыми и на беспилотным транспорте. 

В первую очередь, после снятия законодательных барьеров, следует озаботиться доработкой систем беспилотного транспорта и их адаптацией к использованию в местах общего пользования, а если точнее — подготовить их к взаимодействию с другими автомобилями в потоке и, что самое важное, с людьми вне автомобилей, которые могут в любой момент повести себя вне заложенной в беспилотник программы, например, перебегать дорогу в  неустановленные места. Собственно, такие трудности и заставляют некоторые логистические компании начать разрабатывать собственные беспилотные системы, как поступили наши партнеры АНО «ПравоРоботов» из логистической компании Traft, которые взвесив все риски и ответственность, в октябре 2017 года объявила о  планах по запуску собственного подразделения по разработке технологий для беспилотных машин. Решение об этом было принято после срыва контракта по вине контрагента на запуск первого беспилотного грузовика. Таким образом, можно констатировать что весь опыт и практику, накопленную годами логистические компании, перенесут и на беспилотный транспорт. 

Во вторую очередь, если вопрос с автоматизацией самих перевозок остается почти решенным, то следующим шагом следует озаботиться по автоматизации системы обработки грузов и системы формирования заказов. И нет сомнений, что нынешние технологии и разработки будут также перенесены и на беспилотный транспорт. В частности, уже сейчас ряд логистических компаний стараются максимально модернизировать систему формирования заказов, добавляя на  свои сайты и приложения калькуляторы заказов, позволяющие точно рассчитать стоимость пересылки груза. Некоторые компании стараются максимально упростить данную услугу доя своих клиентов. Так, например, компания ПЭК уже сейчас модернизировала свой калькулятор по формату расчета груза, в котором в  частности уже сейчас можно считать одновременно несколько направлений и даже  загружать информацию из Excel-файла (формат не самый удобный, но к сожалению, ничего более совершенного для CRM систем на транспорте пока не придумано). Система сама автоматически раскидает все точки доставки по карте и проложит наиболее удобный маршрут. И в целом нет сомнений что такого рода удобные калькуляторы будут использоваться для расчета стоимости груза и формирования путевого листа. 

Резюмируя все вышесказанное, можно сделать следующие выводы: 

1.     Раз уж беспилотными системами начали заниматься сами логистические компании, значит до эры их повсеместного внедрения осталось не  долго

2.     Все имеющиеся наработки и системы будут положены в основу беспилотных логистических систем

3.     Каждая доставка грузов, как сборных, так и индивидуальных, является тем базисом, на котором и создается беспилотное будущее логистики, а  значит все клиенты компаний Traft или ПЭК выступили своего рода испытателями прототипов беспилотных систем, чем несомненно можно гордиться. 

Ну и в целом, логистика будущего будет выглядеть так: клиент самостоятельно с помощью калькулятора транспортной компании делает расчет заказа и формирует путевой лист, система просчитывает все маршруты и уточняет сроки доставки, а дальше остается только загрузить посылку в беспилотный автомобиль и ожидать его доставки по месту назначения. Тем самым из системы будет полностью исключен человеческий фактор в виде курьеров и операторов, а сама доставка грузов будет максимально автоматизирована.

По-моему, картинка складывается вполне интересной, и главное, ждать осталось недолго — все уже происходит на наших глазах, и к тому же мы сами являемся испытателями такой технологии.


На сегодняшний день единственный способ минимизировать риски при инвестициях в ICO и Start up проекты – это выбор правильной юридической обвязки в зависимости от смысла и целей проекта.

Компания HEADS Consulting выступила юридическим партнером питч сессии ICO проектов организованной АНО «ПравоРоботов» в рамках главного весеннего мероприятия Рунета – РИФ 2018. 

У каждого ICO и блокчейн проекта было десять минут на защиту своего проекта перед  юристами, экономистами, финансистами и инвесторами. Профессиональные компетенции юристов HEADS Consulting помогли инвесторам определить наиболее интересные и безопасные с юридической точки зрения проекты и принять решение о сотрудничестве.

Компания HEADS Consulting уделяет большое внимание формированию и развитию легального рынка ICO и блокчейн-технологий, ведь именно нами был разработан первый в России проект Федерального закона о «Децентрализованном виртуальном имуществе» (криптовалюты).

В ICO питчинге и последующем участвовали следующие проекты:

1. Joys Digital
2. Smart Valley

3. Ambidexter

4. Vmeste 1000

5. ICG FUND

6. Decentralized Charity

7. Smartz

Наибольшую готовность на сегодняшний день показали проект Joys, у которого есть реально работающий прототип, Ambidexter, чей проект игры в дополненной реальности уже вышел на рынки Австралии и Океании и проект Smart Valley, который представляет собой классическую концепцию акселератора проектов, но с использованием возможности блокчейн технологии.

По окончанию мероприятия эксперты выделили наиболее понравившиеся проекты и вручили специальные подарки, среди которых была скидка на правовое сопровождение от компании HEADS Consulting и возможность принять участие в первом рейтинге юридической готовности ICO, крипто и блокчейн проектов — Legal Crypto Rating. 

С 18 по 20 апреля в пансионате «Лесные Дали» при поддержке Минкомсвязи России и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям прошло самое массовое и интересное ежегодное событие интернет отрасли «РИФ 2018»

Умные помощники на  основе искусственного интеллекта уже незаметно помогают нам ориентироваться в  быстро меняющейся информационной среде. Роботы уже успешно занимаются приемами заказов, осваивают управление автомобилем, сортируют и доставляют посылки и  готовятся перенять множество других полезных профессий.

Как развитие AI уже меняет нашу жизнь и изменит в  ближайшем будущем различные индустрии, обо всем об этом говорили на главной секции посвященной развитию AI и его практического применения.

Организатором и  координатором секции «Искусственный интеллект. Практическое применение и  правовые риски» выступило АНО «ПравоРоботов» которое активно занимается популяризацией развития искусственного интеллекта в стране.

 

Спикерами конференции выступили:

1.    Никита Куликов – член экспертного совета по Цифровой экономике Государственной Думы РФ, учредитель АНО «ПравоРоботов»

2.    Артур Мурадян – исполнительный директор «Traft»

3.    Станислав Милых – руководитель по системам обслуживания «Мегафон»

4.    Джин Колесников – Singularity University Moscow Chapter

5.    Денис Шапилов – DataArt Inc.

 

В своем выступлении перед аудиторией исполнительный директор компании «Traft» Артур Мурадян рассказал о внедрении искусственного интеллекта в работу компании, при этом были подняты вопросы этики, сервиса, инфраструктуры и изменения бизнес процессов под влиянием AI. Достаточно времени было уделено краткой презентации собственного беспилотного автомобиля для логистических услуг, при этом как отметил Артур Мурадян «согласования вопросов взаимодействия с  государственными органами и юридическим эдвайзером разработки беспилотного автомобиля выступило АНО «ПравоРоботов».

Руководитель по  системам обслуживания «Мегафон» Станислав Милых провел презентацию обновленного чат — бота «Елена», которая обеспечивает на данный момент качественный клиентский сервис на горячей линии компании.

О применение подходов  технологий машинного глубокого обучения в различных индустриях, и об опыте команды DataArt в этом направлении рассказал ее представитель Денис Шапилов.

Подводя итоги конференции, учредитель АНО «ПравоРоботов» Никита Куликов отметил, что правительства многих стран уже задумались о законодательном регулировании отношений между человеком и искусственным интеллектом, в том числе и Россия, в которой именно «ПравоРоботов» разрабатывает первый в стране КиберКодекс

ЦБ передаст правоохранительным органам сведения о теневом обращении средств на крупнейших рынках Москвы — ТК «Москва», «Садовод» и «Фудсити». Они лидеры по предложению и покупке криптовалют, заявил директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля ЦБ Юрий Полупанов: «Мы видим приобретение на большую часть выручки криптовалюты, которая нигде не учитывается, видим моментальное направление криптовалюты путем электронной почты непосредственно на родину торговцев и производителей и ее конвертацию уже в местную валюту». По  его расчетам, оборот их операций в месяц достигает 600 млрд руб., большая часть которых идет в Китай

Несомненно, это задача в первую очередь для правоохранительных органов, которые обязаны выявлять и пресекать подобные правонарушения. После их выявления и определения круга лиц причастных к такой незаконной деятельности, это уже работа для следователей из Главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ (ГУЭБиПК). Ну а после того как предварительная проверка была проведена и дело было заведено, вопрос уже рассматривает суд. В данной системе, Центральный банк может выступать как основной заявитель, для того чтобы сотрудники данных ведомств начали работать по вопросу, тем более что такие опасения ЦБ РФ являются небеспочвенными.

Вне зависимости от того находится криптовалюта в правовом поле или нет, действия по ее обмену или продаже, как деятельность связанная с деньгами, могут подпадать под статью 159 УК РФ «Мошенничество» — максимальная санкция лишение срока до 10 лет, и статью 172 УК РФ  «Незаконная банковская деятельность» — максимальная санкция лишение срока до 7 лет. Это основные статьи, еще возможно ужесточение данных норм в случае если будет доказано что действия осуществлялись «группой лиц»

Ну к подобного рода рынкам, как Садовод, Москва, Фудсити, всегда были и будут претензии со стороны правоохранительных органов, т.к. деятельность этих рынков связана с большой территорией и с скоплением большого количества людей. Так что в данном случае администрациям рынков несомненно следует напрячься и позаботиться о порядке на своей территории, потому что остаться в стороне от этого вопроса не получиться — чего только стоит пример с Черкизовским рынком. Вполне возможно что в данном вопросе власти проявят необходимую жесткость и первые результаты мы увидим в ближайшее время.

Беспилотные автомобили – это наше ближайшее будущее, если не сказать настоящее. За  последний год компании производящие беспилотные автомобили одна за другой презентуют свои разработки, и что самое интересное, это как правило не самые крупные автомобильные компании либо it компании, и эта статистика пока ведется без участия основных автомобильных мэйджоров, которые свои разработки пока держат в секрете. И это наверное основополагающий фактор, свидетельствующий о  том что отрасли автомобилестроения претерпевает гигантские изменения, т.к. уже не автомобильные гиганты будут ответственны за беспилотные автомобили, а  небольшие технологичные компании, которые пусть и не способны делать сами автомобили, но без их ПО и технологий такие авто никогда не станут беспилотными. Следовательно можно ожидать что наиболее бурно растущими в ближайшие несколько лет смежными отраслями будут производство автомобильных датчиком, лидаров и  иного оборудования, разработка соответствующего программного обеспечения, разработка «умной инфраструктуры» являющейся частью интернета вещей (IoT), и разумеется – информационная безопасность.

Как ожидает исследовательская фирма Yole Développement, продажи роботизированных транспортных средств в ближайшие годы будут стремительно расти. Так, если в 2017 г. по всему миру их было продано несколько сотен, то в обозримом будущем их годовое производство может достигнуть 3,1 млн. шт. В 2032 г. суммарное число произведенных роботизированных транспортных средств превысит 10,5 млн. шт. Таким образом, за 15 лет (2017-2032 гг.) объем рынка увеличится в 2500 раз, а среднегодовой темп роста отгрузок в сложных процентах (CAGR) за указанный период составит 58%. При этом основные типы датчиков для таких транспортных средств станут самостоятельными отраслями.

Прогноз Yole Dévelopement структуры рынка датчиков для роботизированных транспортных средств на период до 2032 года:

— Лидары – 1,6 млрд.$ к 2022 году и 31,5 млрд.$ к 2032 году

— Радары 44 млн.$ к 2022 году и 1,7 млрд.$ к 2032 году

— Камеры 500 млн.$ к 2022 году и 21 млрд.$ к 2032 году

— IMU 900 млн.$ к 2022 году и 21 млрд.$ к 2032 году

— GNSS 100 млн.$ к 2022 году и 2,1 млрд.$ к 2032 году

К  слову, в рамках IoT следует говорить не только о автомобильных устройствах, но  и о придорожной инфраструктуре, которая напрямую может и не быть связанной с  автомобилем, Это к примеру и умные знаки дорожного движения, и дорожная разметка, которая будет дублировать системы автомобиля, и функция удаленного отключения автомобиля, который таким образом превратиться в умный гаджет, и, самое интересное, автоматизация выявления правонарушений. На этом вопросе хотелось бы задержаться чуть дольше: без сомнения, после того как автомобиль будет напичкан данными системами, он из простого средства передвижения превратиться в источник получения информации, больших данных, которые могут и  будут отличать различным критериям. К примеру, кроме получения информации о  наиболее часто совершаемых поездках и о наиболее часто посещаемых мест, что и  так очевидно, такие умные автомобили будут способны также контролировать и  оповещать надзорные органы по вопросам нарушения ПДД, т.к. камеры и лидары все это фиксируют в реальном времени, и в данном вопросе можно говорить не только о  внешнем нарушении, к примеру обгон посторонней машины беспилотного автомобиля с  нарушением ПДД, но и контроль владельцев таких автомобилей, которые могут отключить беспилотный режим и скажем превысить скорость.

В  целом же, не смотря что автомобильная отрасль казалось бы уже начала себя изживать, такие глобальные ее переустройства вдохнут новую жизнь не только в  автоконцерны, которые уже даже и в дизайне друг с другом не соревнуются, но и даст возможность реализовать себя и выйти на рынок небольшим компаниям, обладающим хорошей технической базой и передовыми разработками, а это в свою очередь повысит конкуренцию и несомненно положительно отразиться на покупателе, который получит больше вариантов для выбора и следовательно лучшие предложения по цене. К слову, вопрос о конкуренции обозначен не спроста, т.к. автомобиль как «гаджет» будет подразумевать под собой некую кастомность, т.е. каждый человек по своему усмотрению сможет улучшить свое авто теми или иными девайсами и ПО, самостоятельно выбирая что ему по вкусу. А такая конкуренция вследствие увеличит покупательскую способность, что даст тот необходимый толчок всей экономике. Так что можно сказать, что отрасль автомобилестроения прямо сейчас, на наших глазах переживает свое новое рождение, и без каких либо сомнений можно утверждать что именно беспилотные автомобили станут тем массовым и доступным проводником для всего человечества в новую эру, которая уже рядом исследователей и экспертов обозначена как индустрия 4.0. И что самое поразительное, до такого будущего осталось совсем немного.

25 января 2018 года Минфин РФ опубликовал законопроект «О регулировании цифровых активов». В данном законопроекте отмечается, что «Цифровые финансовые активы не являются законным средством платежа на территории Российской Федерации». В целом, данный документ выглядит достаточно дискуссионным, и его отдельные положения еще будут обсуждаться и вполне возможно претерпят изменения и дополнения. Таким образом, обсуждать его сейчас нет смысла, и куда более интересно изучить каким образом Минфин пришел к таким выводам, которые были отражены в законопроекте от 25.01.2018г., и который сейчас остается на рассмотрении экспертами как наиболее вероятный к принятию документы.

Минфин ранее уже совершал несколько попыток сформировать правое регулирование криптовалют, что было выражено в 2-х проектах, которые так и не получили статус законопроектов — проекта № 00/03-17205/08-14/21-14-4 от 01.08.2014 г. и № 02/04/03-16/00046853 от 10.03.2016 г., которыми предлагались любопытные подходы к государственному регулированию вопроса, по которым можно отследить как на протяжении 3 лет видоизменялся подход Минфина к вопросу регулирования криптовалют.

Начиная с 01.08.2014 г. Минфин России приступил к разработке Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», обосновывая это тем, что виртуальная валюта не имеет статуса законного средства платежа ни в одной юрисдикции, не является долговым обязательством эмитента, не  обеспечена реальной стоимостью, на нее не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, приостановить совершаемые с ней операции невозможно. Цена на нее определяется исключительно спекулятивными действиями, что влечет за собой высокий риск потери стоимости вложенных средств. В этой связи использование «денежных суррогатов» в качестве средства платежа и накопления может повлечь нарушение прав вовлеченных в их оборот добросовестных лиц, поскольку держатели «денежных суррогатов» ввиду их анонимности и виртуальности лишены возможности защиты своих интересов в судебном и (или) административном порядке.

Также, заслуживает внимания общая характеристика соответствующих общественных отношений в области криптовалют, которую давали в тот момент аналитики Минфина. Это неподконтрольность криптовалют национальным органам власти, в следствии чего это привлекает к «виртуальным валютам» теневой сектор экономики. Благодаря анонимности владельцев так называемые «денежные суррогаты» получили популярность при покупке нелегальных товаров, легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем.

Несложно заметить, что с 2014 года в концепции криптовалют ничего из вышеперечисленного практически не изменилось. Тем интересен подход Минфина того времени: предлагается внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части установления запрета в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 10 июля 202 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» на выпуск денежных суррогатов, в том числе в электронном виде, а также на уточнение действующей редакции указанной статьи, распространив установленный в ней запрет не только на выпуск денежных суррогатов, но и на осуществление операций с денежными суррогатами, включая их использование в качестве средства платежа, а также в целях обмена на рубли или иностранную валюту; введение административной и (или) уголовной ответственности за выпуск денежных суррогатов и осуществление операций с их использованием; ограничение доступа к информационным ресурсам, обеспечивающим выпуск денежных суррогатов и осуществление операций с их использованием, а также на установление соответствующей административной ответственности.

Далее суть предлагаемых Минфином поправок по проекту 2014 года:

1. Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) статью 15.16.1 «Оборот денежных суррогатов»: Изготовление (выпуск), приобретение или сбыт денежных суррогатов юридическим лицом, — влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трёх до пяти миллионов рублей либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

2. Изложить ст. 27 Федерального закона от 10.07.2002г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в следующей редакции: Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и изготовление (выпуск) объектов имущественных прав, в том числе в электронном виде, используемых в качестве средства платежа и (или) обмена на денежные средства и непосредственно не предусмотренных федеральным законом (далее — денежные суррогаты), а равно осуществление операций с использованием денежных суррогатов запрещаются.

3. Дополнить статью 10 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» частью 7 следующего содержания: Запрещается распространение информации, непосредственно обеспечивающей использование денежных суррогатов в качестве средства платежа и (или) обмена на денежные средства.

Таким образом, кратко резюмируя первую попытку Минфина загнать криптовалюты в правовое поле, можно отметить, что, во-первых, была попытку внедрить в законодательство термин «денежные суррогаты», чего явно не хватает современному законодательству, учитывая, что на него все периодически ссылаются. Во-вторых, было желание закрепить в законе что эмитировать криптовалюты на территории России запрещено, что в свою очередь означает отказ от регистрации юридических лиц для проведения собственного ICO. В-третьих, запрещалось распространять информацию о криптовалютах, что несомненно расширило бы для Роскомнадзора список сайтов подлежащих блокировкам. Но данная концепция так и не была реализована.

Вторая попытка была предпринята Минфином 10.03.2016 г., путем подготовки проекта законопроекта «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. Как будет видно далее, вторая попытка была куда более радикальной и планировала решить вопрос с криптовалютами путем уже не ограничительных мер, а запретительных и санкционных.

Обоснование необходимости именно  такого подхода к регулированию криптовалют послужило мнение, что использование денежных суррогатов сопряжено с высоким уровнем рисков, прежде всего в связи с их необеспеченностью активами, отсутствием единого регулирования выпуска и юридически обязанного по ним субъекта. Возможность анонимности и неподконтрольность национальным органам власти привлекает к денежным суррогатам теневой экономический оборот. Благодаря анонимности владельцев кошельков, так называемые денежные суррогаты, получили популярность при покупке нелегальных товаров, легализации (отмывания) доходов, добытых преступным путем. Использование денежных суррогатов в качестве средства платежа и накопления может повлечь нарушение прав вовлеченных в их оборот добросовестных лиц, поскольку держатели «денежных суррогатов» ввиду их анонимности и виртуальности лишены возможности защиты своих интересов в судебном и (или) административном порядке. Кроме того, в результате конкурентного вытеснения законных валют денежными суррогатами государство утратит суверенное право (монополию) на денежную эмиссию и лишится сеньоража (дохода от этой деятельности).

Как отмечали аналитики Минфина, в законодательстве Российской Федерации установлен запрет на выпуск денежных суррогатов на территории Российской Федерации, вместе с тем ответственность за несоблюдение указанного запрета не установлена. Кроме того, в законодательстве Российской Федерации отсутствует определение понятия «денежные суррогаты». И для того чтобы разрешить данную ситуацию раз и навсегда, Минфин предложил установить уголовную ответственность за изготовление (выпуск), приобретение в целях сбыта и сбыт денежных суррогатов, так как их оборот осуществляется как гражданами, так и юридическими лицами, как считалось, ввиду отсутствия соответствующей ответственности за нарушение указанного запрета. Таким образом с помощью запретительных мер планировалось полностью пресечь оборот криптовалют.

Далее, предлагаю детально рассмотреть каким образом Минфин предлагал регулировать рынок криптовалют по проекту 2016 года, а именно планировалось дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации статьей 187.1. «Оборот денежных суррогатов»:

1. Изготовление (выпуск), приобретение в целях сбыта, а равно сбыт денежных суррогатов, — наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трёх лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. Те же деяния, совершенные организованной группой, — наказываются лишением свободы на срок до шести лет либо штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет.

3. Те же деяния, совершенные лицом, осуществляющим управленческие функции в финансовой организации (кредитная организация, страховая организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда, клиринговая организация, организатор торговли, кредитный потребительский кооператив, микрофинансовая организация, общество взаимного страхования, акционерный инвестиционный фонд), — наказываются лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет либо штрафом в размере от одного миллиона до двух с половиной миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до четырех лет.

Можно отметить, что оба рассмотренных проекта законопроектов Минфина о регулировании рынка криптовалют подразумевали достаточно жесткое регулирование их эмиссии и обращения, а также ряд санкций за несоблюдение таких ограничений. Но при этом, законопроект 2018 года показывает хоть и не полное регулирование всех аспектов связанных с криптовалютами, но в то же время носит характер не запретительных, а регулирующих отрасль мер. Но как мы знаем, все новое — это хорошо забытое старое, и есть ощущение, что как только органы государственной власти примут законопроект регулирующий отрасль, следующими на очереди как раз и могут стать нормы носящие регулятивный характер, и, что важно, нормы, устанавливающие конкретные меры наказания.

Так что будем наблюдать за развитием ситуации, но уже сейчас можно сделать определенные выводы о том как ситуация вокруг криптовалют может развиваться в дальнейшем.

Учитывая что такого рода законопроектов появилось больше чем 2 варианта, предлагаю рассмотреть основные отличия законопроекта «О криптовалютах» от АНО «ПравоРоботов», направленного 1 декабря 2017 года в Государственную Думу РФ от законопроекта подготовленного РАКИБ и презентованного 27.12.2017. 


Представленная РАКИБ 27.12 версия законопроекта о криптовалютах была воспринята на рынке достаточно неоднозначно. В интернете есть масса мнений по поводу данного предложения, и часть из них можно охарактеризовать следующим образом: «российские площадки для ICO умрут не родившись» (признаюсь, это не моя мысль, но мне нравится ее мощный подтекст).


Основные вопросы у российского сегмента криптосообщества в законопроекте РАКИБ вызывают следующие положения:

  1. Средства могут привлекать только те площадки, которые аккредитовало государство. Требование логично но может уничтожить конкуренцию. 
  2. Перед вложением средств инвестора ждет тест по основам финансовой грамотности: «частные лица не смогут вкладывать в проект более 20 млн рублей, ИП — более 100 млн рублей. Для юрлиц ограничений нет». С одной стороны это ограничивает конкуренцию, но в целом как мне кажется вполне положительное предложение. 
  3. Руководители площадок не должны иметь судимостей за экономические преступления. Понятно что это означает что не каждый сможет заниматься данным вопросом, однако не допуск дисквалифицированных лиц создает во-первых, параллель между криптовалютами и финансовым рынком, что хорошо, а во-вторых, поможет обезопасить для вкладчиков их финансовые вложения. 
  4. Площадки для проведения ICO массово переедут в Эстонию или в Белоруссию. Вполне справедливое замечание учитывая что рынок децентрализован и стороны вольны самостоятельно выбирать себе юрисдикцию. 
  5. В дополнение ко всему еще новость подоспела: «... Министерство финансов России установит планку для привлечения в ходе ICO: теперь нельзя будет получить за продажу токенов более 1 млрд рублей (около $17 млн)». Также ведомство установит ограничения на вложения в токены неквалифицированных инвесторов: они смогут вкладывать не более 50 тысяч рублей в токены выбранного стартапа. В целом такое ограничение вряд ли положительно скажется на российской экономике, тк оно фактически ограничивает вложения а следовательно участие инвесторов. 

Указанное предложение отличается от нашего варианта законопроекта о криптовалютах. Ранее, в конце ноября в Государственную Думу РФ на имя Председателя Комитета ГосДумы по финансовому рынку А.Г. Аксакова, от АНО «ПравоРоботов», «Воронков Венчурс» и HEADS Consulting уже поступали предложения о регулировании рынка криптовалют, а именно законопроект «О регулировании децентрализованного виртуального имущества», в частности содержащий положение об отношении к криптовалютам как некому разновидности имущества. 


Помимо основного подхода к терминологии криптовалют, отличия нашего законопроекта от презентованного 27 декабря содержатся по следующим направлениям:

  1. в принципе проведения и легализации ICO, мы не ставили ограничений ни по спец условиям в виде аккредитованных площадок и ограничении объема финансирования. 
  2. Упоминание и регулировании принципа действий децентрализованных автономных организаций (ДАО), которым в данном законопроекте не нашлось места. 
  3. И наверное самое главное — введение терминологии и регламентация принципа действия «смарт контрактов» — основополагающей по нашему мнению технологии, которая делает сам принцип применения технологии блокчейн уникальным именно для бизнеса и для иных процедур связанных с договорными отношениями. 

Я считаю, что как минимум без разъяснения указанных положений, представленный 27.12.2017 законопроект нельзя назвать в полной мере регламентирующим криптовалюты в России, в отличие от законопроекта представленного нами в конце ноября 2017 года. 


В целом же подход в соответствии с которым в первую очередь законодательно регламентируется не столько криптовалюты сколько механизм краудфандинга, который и без криптовалют вполне себе действенный инструмент, должен закрыть указанный пробел в законодательстве (о краудфандинге), но скорее всего не решит вопроса с легализацией криптовалют, которые заслуживают отдельного регулирования. 


Таким образом, несомненно оба законопроекта найдут свою нишу, тк и криптовалюты и коаудфандинг нуждается в законодательном урегулировании для того чтобы оба направления могли и дальше развиваться на законных основаниях. 

13 декабря 2017 года в первом в мире гаджет-ресторане Gadget Studio, уже успевшим стать культовым в крипто-мире, прошла первая церемония вручения общенациональной российской премии в области блокчейн технологий, криптовалют, токенов и ICO — «Russian Crypto Awards», сокращенно — «RcryptA».

В этот вечер организаторы премии собрали под одной крышей известных представителей российского крипто-сообщества и блокчейн индустрии. Гостями первой российской крипто-премии также стали государственные и общественные деятели, предприниматели и инвесторы, топ-менеджеры ИТ и финансовых структур, медиаперсоны. Ведущими Премии стали Нана Куликова (идеолог и соучредитель RcryptA 2017) и Николай Турубар (владелец Gadget Studio). Премия прошла насыщенно и по словам гостей — «с блестящим нетворкингом».

Приветственное слово гостям сказал Георгий Вербицкий — управляющий директор российского направления крупнейшей в мире социальной сети для трейдеров — eToro, которая в этом году поддержали первую российскую крипто-премию спонсорским участием. Платформа eToro предоставляет частным инвесторам простой доступ к финансовым рынкам и делает трейдинг прозрачным. Георгий рассказал, о том, что площадка позволяет пользователям легко инвестировать в криптовалюты, и в этом году компания запустила новый продукт — Crypto CopyFund, который диверсифицирует риски при инвестировании в криптовалюты и дает возможность торговать не только биткойном и эфириумом, но и другими мировыми криптовалютами, например: Dash, Litecoin, XRP, ETC, Bitcoin Cash.

Лауреатами Премии стали заслуженные деятели крипто и блокчейн сообщества России, известные как в России, так и за ее пределами:

  • Лауреатом в номинации Эксперт 2017 по криптовалюте стала доктор юридических наук, профессор МГИМО и глава рабочей группы по оценкам риска оборота криптовалют — Элина Сидоренко;

  • Лауреатом в номинации ICO 2017 стала революционная экосистема для майнеров и инвесторов — RMC Дмитрия Мариничева, российского предпринимателя и интернет омбудсмена;

  • Лауреатом в номинации Blockchain Startup 2017 — стала блокчейн платформа для реального сектора экономики — Universa от серийного инвестора, бизнес-ангела и блокчейн-евангелиста Александра Бородича;

  • Лауреатом в номинации Telegram канал 2017 о блокчейне и криптовалютах стал телеграмм канал «все о блокчейне» — Blockhairf, канал создала член совета по развитию нового технологического поколения при Комитете Госдумы по экономической политике, эксперт в области блокчейн технологий — Ани Асланян;

  • Лауреатом в номинации Государственная инициатива 2017 в сфере блокчейн и криптотехнологий — стал предприниматель и общественный деятель Артем Кольцов за создание Экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологиям при ГосДуме РФ;
  • Лауреатом в номинации Законотворческая инициатива 2017 — стали АНО «ПравоРоботов», юридическая компания «Heads Consulting» (одна из специализаций — legal сопровождение ICO и полная юридическая поддержка для технологических стартапов) и «Воронков Венчурс» (поддержка блокчейн проектов, помощь с выводом на ICO), которые подготовили первый в России проект Федерального закона о регулировании децентрализованного виртуального имущества — криптовалюты и токенов;

  • Лауреатом в номинации Decentralized Startup 2017 — стал проект SONM и его идеологи и создатели — Андрей Воронков, Алексей Антонов и Сергей Пономарев. SONM — это глобальная операционная система, которая представляет из себя децентрализованный супер-компьютер для туманных вычислений;

  • Лауреатом в номинации Blockchain social media platform 2017 стал проект GOLOS — социальная сеть, построенная на публичном блокчейне, сооснователь Дмитрий Стародубцев;

  • Лауреатом в номинации ICO Hype 2017 стал проект MDK от медиа-предпринимателя Роберто Панчивадзе;

  • Лауреатом в номинации Kosher ICO 2017 стал проект первой кошерной криптовалюты — Bitcoen Вячеслава Семенчука, серийного предпринимателя и инвестора;

  • Лауреатом в номинации Crypto lady 2017 стала Ольга Дворецкая за создание и развитие крупнейшего российского крипто-сообщества Cryptosharkclub;

  • Лауреатом в номинации Crypto movie 2017 — стал фильм Crypto Rush от продюсера и известного деятеля в сфере ИТ — Лилианы Пертенава;

  • Лауреатами в номинации Crypto media 2017 — стали сразу три СМИ:

Первое место досталось проекту Bitnovosti, продюсер Екатерина Кондратенко,

Второе место у проекта Coinfox, главный редактор Татьяна Максименко,

Третье место — проект ForkLog, за который в России отвечает Дмитрий Пелымский;

  • Лауреатом в номинации Евангелист 2017 в сфере блокчейн технологий — стал известнейший деятель блокчейн сферы — Владислав Мартынов;

  • А  премия за Вклад в развитие блокчейн и криптотехнологий конечно же досталась Виталику Бутерину.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире