kulikovnikita

Никита Куликов

15 ноября 2017

F

SIM-карта будет выполнять функцию удостоверения личности. Законопроект, прописывающий новую норму, будет разрабатываться депутатами весной, рассказал «Известиям» глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков

 Технологически, sim-карты не  настолько функциональны и защищены для того чтобы практически замещать собой любые удостоверяющие документы гражданина. Еще больше сомнений вызывает озвученная возможность «оформления кредита без предоставления бумажных документов», что вообще крайне рисковое мероприятие и только будет способствовать появлению новых мошеннических схем по вовлечению граждан в долговые обязательства, в том числе и без их ведома. Не редки случаи появления клонов sim-карт, которые дублируют номер другого гражданина, тем самым копируя его персональные данные, а если говорить по-простому – полностью воруя его личность. При этом, правоохранительные органы ничего не могут с данной ситуацией поделать, т.к. в стране не существует единого эмиссионного органа, выпускающего симкарты и записывающего на них персональные данные клиентов, что собственно и усложняет ситуацию.

 К тому же симкарты выдают и программируют, а фактически эмитирую, операторы сотовых сетей, и собственно они же и верефицируют предоставленные гражданами данные. И фактически, таким подходом к  наделению sim-карт статусом документа удостоверяющего личность, депутаты ставят в один уровень и паспортный стол УФМС России, осуществляющий выдачу паспортов граждан РФ, и МВД России, которые также участвуют в проверке данных граждан, с  мобильными операторами связи, наделяя последние функциями госорганов. И получается, что в России, органы имеющие право выдавать удостоверения личности гражданам РФ  будет УФМС России, являющееся полностью государственной структурой, и условные МТС, Мегафон и Билайн, которые являются на 100% частными организациями, а в ряде случаев, т.к. они являются еще и акционерными обществами, и с участием иностранного капитала. Также любопытен вопрос ответственности – если в  государственном учреждении УФМС России всегда найдется ответственное (должностное) лицо, с которого можно будет спросить за допущенные при оформлении ошибки по всей строгости закона, то у мобильных операторов связи такое лицо вряд ли найдется, т.к. оформление симкарт происходит усилиями сотрудников мобильных операторов на местах, которые возможно работают вообще первый день в данной компании, не являются должностями лицами, записывают информацию со слов покупателя симкарты, и следовательно ответственность у них ровно такая же как и их действия – а именно никакая.

 Так что инициатива по наделению симкарт функциями документов удостоверяющих личность, и тем более предоставление кредитов по этим документам, абсолютно недоработанная, если не  сказать фантастическая. Также можно отметить, что данное предложение находится вне действующего законодательства, и для его внедрения необходимо исправить очень много законодательных актов, и это еще без наделения сотрудников условной Евросети статусом госслужащих.

 К слову, последнее опровержение информации, что не паспорт планируется подключить к симкарте, а симкарту вставить в электронный паспорт выглядит крайне сомнительным, т.к. в любом случае можно говорить о желании объединить паспорт и симкарту.

13 ноября 2017 года Европейское управление по ценным бумагам и рынкам (ESMA) выпустило два заявления по ICO: о  рисках для инвесторов и о правилах для участников ICO. Предлагаю ознакомиться с адаптированным АНО «ПравоРоботов» переводом данных писем европейского регулятора.

ESMA обеспокоена тем, что некоторые крипто-инвесторы могут не отдавать себе отчет о высоких рисках инвестированию в  ICO. Кроме того, ESMA обеспокоена тем, что компании, проводящие ICO, могут вести свою деятельность на территории ЕС без соблюдения соответствующего применимого законодательства ЕС.


Инвесторы. ESMA предупреждает инвесторов о высоком риске потери всего своего инвестированного капитала, поскольку ICO — очень рискованные и высоко спекулятивные инвестиции. Цена монеты или жетона крайне нестабильна, и инвесторы могут не вернуть свои вложения в течении длительного периода. Еще один ключевой риск связан с тем, что, в зависимости от того, как они структурированы, ICO могут выходить за  рамки законов и правил ЕС, т.е. иметь трансграничный характер, и в этом случае инвесторы не смогут воспользоваться защитой, предусмотренной законами и  правилами ЕС. Также отмечается, что проведение ICO может быть сопряжено с  мошенничеством и отмыванием денег.


Компании-эмитенты. В тех случаях, когда ICO квалифицируются как финансовые инструменты, компании-эмитенты проводящие ICO ведут регулируемую ЕС инвестиционную деятельность, и в этом случае они обязаны соблюдать соответствующее законодательство, в том числе:

— the Prospectus Directive (Директива проспект эмиссии),

— the Markets in Financial Instruments Directive (MiFID) (Директива «Рынки в финансовых инструментах),

— the Alternative Investment Fund Managers Directive (AIFMD) (Директива по управлению альтернативными инвестиционными фондами),

— the Fourth Anti-Money Laundering Directive (Четвертая Директива о борьбе с  отмыванием денег).

ESMA подчеркивает, что компании проводящие ICO должны внимательно изучить вопрос о том, являются ли  осуществляемые ими виды деятельности регулируемыми. Любое несоблюдение применимых правил будет являться нарушением.


Общий фон. По мнению ESMA, ICO — это инновационный способ привлечения денег от широкого круга лиц. Особенности крипто-токенов могут различаться в зависимости от направления деятельности компаний-эмитентов:

· некоторые токены служат для доступа или получения услуги или продукта, которые предлагает эмитент;

· другие токены предоставляют право голоса или долю в будущих доходах компании-эмитента;

· третьи токены не имеют никакой материальной ценности;

· четвертые токены торгуются и/или могут быть обменены на реальные деньги или виртуальные валюты на  специализированных биржах.

ICO используются для сбора средств для целого ряда проектов, включая, но не ограничиваясь, предприятиями, использующими технологию Блокчейн или Технология распределенного реестра
С 1 по 3 ноября 2017 года в Москве в Экспоцентре на Красной Пресне состоялась RIW 2017 — 10-ая Российская Интерактивная Неделя. В рамках данного мероприятия была анонсирована новая для российского сегмента Цифровой экономики премия — Russian Crypto Awards (сокращенно RcryptA) — Первая российская крипто-премия. Соответствующее заявление было сделано в 3-й день конференции в присутствии посетителей форума, СМИ и представителей органов исполнительной и законодательной власти РФ.

Russian Crypto Awards — общенациональная российская премия в области блокчейн технологии, криптовалют, майнинга, токенов и ICO (Initial Coin Offering, т.е. первичное размещение токенов) поощряющая выдающиеся заслуги компаний-лидеров в области разработок в сфере технологии блокчейн, государственных и общественных организаций, бизнес-структур, а также отдельных деятелей, внесших значительный вклад в развитие российского сегмента мирового блокчейн и крипто сообщества.

Организаторами премии выступили АНО «ПравоРоботов» — Автономная некоммерческая организация по содействию развитию робототехники и инновационных технологий, ООО «РусИнтернетКом» — российское медиа-коммуникационное агентство, РАЭК — Ассоциация электронных коммуникаций объединяющая более 150 игроков рынка электронных коммуникаций и РОЦИТ — Региональный общественный центр интернет технологий, объединяющий активных интернет-пользователей России.

Первое вручение премии RcryptA за достижения в области блокчейна и криптовалют за 2017 год, по соглашению ее организаторов, будет проведено во время Премии Рунета 2017 — главной награды Рунета вручаемой уже в 14-ый раз, которая будет проведена 23 ноября 2017 года.

Среди номинаций главной крипто-премии страны: «Крипто – персона года», «ICO года», «Лучшая профильная медиа – площадка», «Лучший децентрализованный проект года», «Самая заметная государственная крипто – инициатива года», «За вклад в развитие блокчейн технологий», «Крипто-хайп года». Гостями Первой российской крипто-премии будут заметные деятели в сфере блокчейн и крипто – технологий, популярные профильные медиа-площадки и журналисты, известные профессионалы в данной области.

Победители 2017 будут выбраны оргкомитетом Премии, в следующем году победители будут выбираться в том числе и народным онлайн-голосованием.

Стратегическими целями Первой российской крипто-премии являются:
1. Популяризация блокчейн – технологий в России;
2. Консолидация и объединение крипто-сообщества;
3. Содействие в реализации Национальных проектов РФ в области крипто и блокчейн — индустрии;
4. Представление достижений российского сегмента блокчейн-технологий и крипто – индустрии на государственном и международном уровне;
5. Способствование развитию блокчейн — технологий, крипто-инструментов, как важного сектора экономической деятельности;
6. Повышение рейтинга доверия к крипто — среде, повышение привлекательности крипто-среды для инвесторов;
7. Содействие внедрению новых блокчейн — технологий в различные отрасли российской цифровой экономики;
8. Поддержание высокого уровня профессиональной компетенции российских специалистов в сфере крипто и блокчейн — технологий.

Подписан на ряд политических телеграмм каналов, и периодически изучаю их содержимое. Это теперь не только модно, прогрессивно и достоверно. Важнее, что часто информация, которая там появляется через некоторое время, подтверждаются либо СМИ, либо самой жизнью. Наиболее интересной новостью за последнее время, которая успела засветиться в ленте ключевых политических телеграмм каналах, начиная от «Футляр от виолончели» и заканчивая «Мышь в овощном» и на канале Максима Кононенко была новость о некоей (по крайней мере для меня на тот момент не известной) компании «Петон».

Новость была краткой, бойкой и затрагивала сразу ряд значимых факторов: президент недоволен, срыв сроков госзаказа, негативное влияние на Северный поток-2, Газпром, огромные финансы, и фамилия господина Сечина. Собственно сама новость с канала «Футляр от виолончели»: Президент недоволен тем, что «Газпром» сорвал срок запуска завода сжиженного газа в Ленобласти. Подрядчик — компания «Петон», стоимость — 127 млрд рублей. Владелец подрядчика Эдуард Гасанов ранее судим за мошенничество, деньги выведены в офшоры по фиктивным договорам. «Петон» лоббировал топ-менеджер «Газпрома» Андрей Гончаренко — покупатель самого дорого дома в Великобритании. Акционеры «Петона» называли себя друзьями Игоря Сечина«.

Канал «Мышь в овощном» (молва утверждает, что там силовики собрались) начал развивать тему еще дальше и докопался до возможного наличия в деятельности собственников Петона элементов экстремизма:

«Там у них и по линии экстремизма — терроризма накопают. Уже копают. Братья Эдуард и Мариф Гасановы придерживаются радикальных течений ислама и подозревались контрразведчиками в спонсорской поддержке того же «Хизб-ут-Тахрир»*. Гасановы засветились и активностью «Петона» в Средней Азии и Казахстане. «Петон», кстати, осуществляет крупный проект в городе Актобе (Казахстан). С приходом этой компании в этот город он стал настоящим центром экстремистов, там постоянно происходят теракты. А прошлым летом произошла настоящая бойня — большая группа вооруженных боевиков пыталась захватить город. Очевидно, что работа в Актобе и Карши экономически невыгодна «Петону», более того, научно-проектный институт фактически, как говорится, «отбывает номер», тратя большие деньги на содержание большого числа сотрудников из местного населения. Дядьки устанавливают, для чего это нужно крупнейшему подрядчику «Газпрома». В целом к этим парням особое внимание с 2009 года. Тогда «Петон» никак не мог получить подряд от «Башнефти». Противился бывший конторский, главный безопасник «Башнефти» Владимир Буторин. В декабре 2009 года в него пять пуль выпустил киллер. После этого у «Петона» с «Башнефтью» и заладилось. Пошли контракты . То есть от этого НИИ чего хочешь можно ждать».

Один только канал «Незыгарь» отмолчался, однако это молчание тоже выступает поводом задуматься. Но возможно никакого двойного смысла в этом нет, и авторы канала, нацеленные на эксклюзив, просто не захотели постить сильно растиражированную новость.

Честно говоря, несмотря на то, что все указанные каналы постарались максимально раскрыть тему, возникшие вопросы по своей значимости возможно даже превосходят саму появившуюся информацию. В частности после прочтения данных заметок интересует следующее:

  1. Каким образом компания с сомнительным происхождением, серой историей своего становления и учредителями и топ-менеджментом с явно не кристальной репутацией, а местами и криминальной, стала доверенным поставщиком и подрядчиком Газпрома — крупнейшей российской компании да еще и с госучастием. У них вообще есть служба безопасности и протокол проверки контрагентов? Конечно, все мы знаем поговорку «из грязи — в князи», но смысл поговорок в их фантастичности, и она нисколько не объясняет, как скромная компания с периферии подминает под себя госконтракты на сотни миллиардов рублей.
  2. Ок, предположим что и Газпром и «Петон» — это коммерческие компании, цель которых зарабатывать деньги. Но разве нельзя зарабатывать деньги без риска сорвать государственные обязательства РФ и следовательно подставить президента РФ? Разве нельзя заранее взвесить все риски и заранее продумать, какие последствия могут иметь такие действия?
  3. Ну и, разумеется, вопрос сроков и местонахождения стройка терминала СПГ «Портовая», который вел «Петон», и которая является частью Северного потока-2. По появившейся недавно информации, выделенные деньги вполне могли уже раствориться и где-то осесть, а сроки сдачи объекта смещаются минимум на 1,5 года. Соответственно получается увеличение сроков, вероятная замена подрядчика и возможное дофинансирование. И самое забавное что все это происходит в Ленинградской области — в которой совсем недавно схожая история произошла со стадионом «Зенит», но это не точно. Но хотя может там климат такой, и все это просто совпадение? И «Газпром» вот совпал в обеих историях.


В общем ситуация крайне интересная, достаточно беспрецедентная, и несомненно заслуживает внимания. Так что, как говорит уважаемый патриарх этой площадки (и автор крутого телеграмм-канала) ААВ, — будем наблюдать.

* организация запрещена на территории РФ

В  последние несколько месяцев тема разработки законодательства в рамках Цифровой экономики, регулирование оборота и эмиссии криптовалют, а также вопросы правового закрепления отношений робота и человека стали наиболее востребованными и обсуждаемыми темами в российском обществе. Это связано сразу с рядом факторов, основной из которых — это желание не отстать в технологической гонке, которая началась буквально на наших глазах, и учитывая интенсивное развитие новых технологий, будет только набирать обороты.

По разработанной АНО «ПравоРоботов» доктрине, мы разделили все законодательные инициативы регулирующие Цифровую экономику на три классификации — краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы в зависимости от уровня разработки той или иной технологии. В рамках данной классификации, все вопросы, связанные с ИИ, — это долгосрочная перспектива. Робототехника — это среднесрочная перспектива. К краткосрочной перспективе отнесено законодательство в сфере беспилотного транспорта и разработка терминологии в рамках Цифровой экономики.

Вопрос разработки беспилотных автомобильных технологий в последнее время становится одним из наиболее ключевых в повестке трансформации в рамках перехода к Цифровой экономике. Единственный барьер, который необходимо преодолеть — это административный барьер. При этом нельзя не отметить что отрасль беспилотного автотранспорта во всем мире только начала формироваться, и Россия может стать одним из его ключевых игроков на этом новом для всех рынке.

Сложность прохождения по установленным процедурам принятия новых нормативно-правовых актов актуален не только для России, но в ряде стран на федеральном уровне для такого рода законодательства было сделано исключение и был предложен облегченный порядок согласования, что обеспечило оперативное принятие профильных нормативно-правовых актов в кратчайшие сроки: так в Швеции беспилотные автомобили Volvo уже 2 года ездят по дорогам общественного пользования в Гетеборге, в Германии в 2017 году был принят соответствующий федеральный закон позволяющий эксплуатацию беспилотных автомобилей, в США уже согласована выдача 25 000 лицензий на беспилотную технику для проезда по дорогам общественного пользования с потенциалом увеличения до 100 000 лицензий. Разумеется, все указанные действия предпринимаются властями данных стран для разрешения сразу ряда задач: быть первооткрывателями технологий, привлечение инвестиций, создание трендов, которые потом будут копироваться в менее активные в данном вопросе страны.

Ряд имеющихся в том числе законодательных барьеров, мешающих полноценному тестирования беспилотных технологий на дорогах общего пользования, по моему мнению, можно снять и без поспешного изменения законодательства, связанного с автотранспортом и в том числе, не дожидаясь разработки и принятия новых регламентов, что может занять годы кропотливой работы.

Вопросом разработки комфортного для всех участников рынка автопроизводителей беспилотных автомобилей и ФОИВов нормативно-правового акта АНО «ПравоРоботов» начало заниматься с начала 2017 года. Нами были проведены консультации с представителями: МАДИ, Гильдии Автошкол России, Яндекс, Volgabus (производитель автобуса «Матрешка»), Avrora Robotics, логистической компании Traft и рядом других компаний занятых в сфере робототехники и автомобильного движения.

По результату проведенной работы, с учетом всех полученных рекомендаций, АНО «ПравоРоботов» был разработан проект Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации», который решает следующие вопросы:

1. Технический вопрос — разрешить тестирование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования, что несомненно продвинет разработку данной технологии,

2. Социальный вопрос — сохранение водителя (или как мы его называем — «ответственного лица») за рулем автомобиля, тем самым сохраняются рабочие места как для водителей, так и для автошкол до того момента пока на федеральном уровне не будет принята расширенная программа по модернизации системы образования и профессиональной переподготовке кадров.

3. Экономический вопрос — развивая технологию и предлагая льготы разработчикам, можно в сжатые сроки с нуля выстроить новый рынок с огромным потенциалом.

4. Правовой суверенитет — будет соблюден статус-кво между действующим законодательством и взятыми международными обязательствами по ратифицированным международно-правовым актам.

5. Вопрос безопасности и разграничения ответственности.

Представляется, что мер указанных в разработанном АНО «ПравоРоботов» проекте Постановления Правительства Российской Федерации будет вполне достаточно для того чтобы начать активно развивать в России отрасль беспилотного автотранспорта, а также сделает Россию третьей страной в мире которая законодательно разрешила эксплуатацию беспилотных автомобилей, что несомненно станет новостью для мировых СМИ, и в итоге поможет начать привлекать в Россию инвестиции и разработчиков данной технологии из других стран и формировать специализированный кластер разработчиков.

Данная инициатива дополнительно поддержит курс Правительства РФ на создание в России беспилотной автомобильной платформы и апробирование ее во время проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в РФ.

Также, принятие разработанного АНО «ПравоРоботов» проекта Постановления Правительства Российской Федерации поспособствует выполнению поручения Президента России по итогам Петербургского международного экономического форума 16–18 июня 2016 года (№Пр-1305 от 7 июля 2016 года, подпункт «а» пункта 1), а также будет способствовать соблюдению срока (до 15 ноября 2017 г.) по утверждению планов мероприятий («дорожных карт») в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы, указанного в Постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. № 1184 «О порядке разработки и реализации планов мероприятий («дорожных карт») по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Далее предлагаю ознакомиться с текстом разработанного АНО «ПравоРоботов» проекта Постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации», который уже направлен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации:

1. В пункте 1.2:

а) после абзаца второго дополнить абзацем следующего содержания:

«Беспилотное транспортное средство» — транспортное средство, оборудованное системой автоматического управления, системой экстренного отключения режима автоматического управления и Черным ящиком Беспилотного транспортного средства, имеющее техническую возможность осуществлять самостоятельное автоматическое Управление Беспилотным транспортным средством в целях автономного передвижения по заданному маршруту и имеющее соответствующее обозначение «Беспилотное транспортное средство»;

б) после абзаца тридцатого дополнить абзацем следующего содержания:

«Ответственное лицо Беспилотного транспортного средства» — лицо, находящееся в кабине Беспилотного транспортного средства, обладающее достаточными навыками для экстренного отключения режима автоматического управления Беспилотным транспортным средством и несущее ответственность за результаты движения Беспилотного транспортного средства, в соответствии с положениями п.1.6 настоящих Правил. К Ответственному лицу Беспилотного транспортного средства применяются все положения настоящих Правил применимые к Водителю транспортного средства.

в) после абзаца пятьдесят три дополнить абзацем следующего содержания:

«Управление Беспилотным транспортным средством» — процесс самостоятельного автоматического управления Беспилотным транспортным средством в целях автономного передвижения по заданному маршруту без участия водителя, проводимый под контролем ответственного лица Беспилотного транспортного средства, находящегося в кабине Беспилотного транспортного средства.

г) после абзаца пятьдесят пять дополнить абзацем следующего содержания:

«Черный ящик Беспилотного транспортного средства» — технологическое средство, действующее по типу бортового самописца, пригодное для записи и последующего хранения информации, содержащей параметры движения Беспилотного транспортного средства, видео и аудио запись дорожной ситуации и салона Беспилотного транспортного средства с возможностью минимального срока хранения информации не менее 30 дней.

2. В пункте 8 после абзаца пять дополнить абзацем следующего содержания:

«Беспилотное транспортное средство» — в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета (ширина каймы — 1/10 стороны), с черным изображением символа дорожного знака ____ (сторона квадрата опознавательного знака, расположенного спереди транспортного средства, должна быть не менее 250 мм, сзади — 400 мм);

3. Пункт 22.9 дополнить абзацем следующего содержания:

«Запрещается перевозить детей в возрасте младше 12 лет в беспилотном транспортном средстве».

4. Дополнить Приложение 1 к указанным Правилам

а) пунктом 3.3.1. следующего содержания:

«Движение Беспилотных транспортных средств запрещено»

б) пунктом 6.4.1. следующего содержания:

«Беспилотное транспортное средство»

Вчера для российского сегмента криптоэкономики, и без преувеличения — для всего рынка криптовалют и криптотокенов, был несомненно важный день, вроде дня признания Японией биткоина и разрешением его свободного хождения на территории страны и решением SEC об усилении контроля за оборотом криптовалют: президент Российской Федерации Владимир Путин озвучил политику государства по вопросу регулирования криптоэкономики.

Основное, на что в первую очередь необходимо обратить внимание, что озвученный нашим президентом подход радикально отличается от того что до этого озвучивали профильные министерства, ведомства и ФОИВы. Во-первых, по мнению главы государства, важно не нагородить лишних барьеров, а создать условия для совершенствования финансовой системы России. Данное высказывание следует расценить в сторону того, что инициатив по ограничению майнинга и преследования майнеров не будет. Иначе кто будет покупать оборудование, с которого будут платиться таможенные и налоговые платежи, и кто будет жечь и оплачивать электричество?

Во-вторых, «В случае сбоя системы или надувания «пузырей», как сейчас модно говорить, по ним не будет юридически ответственного субъекта. Это такая серьезная вещь, которую мы должны иметь в виду, обсуждая эту тему», — сказал Путин. Это крайне выверенное и сдержанное заявление человека с высшим юридическим образованием. Считаю, что это заявление, как и многие юридические речи, следует трактовать в обратную сторону, а именно: если есть юридически ответственный субъект, то в целом проблемы уже не будет. А если перевести с юридического языка на язык криптоэкономики, то это означает что «проводить ICO можно, если будет ответственное юридическое лицо и внятные руководители и учредители».

Ну и в-третьих, как подчеркнул президент, «нужно выстроить регуляторную среду, чтобы защитить интересы граждан и бизнес». Это наверное самое важное высказывание с данного совещания, так как из этого можно сделать вывод, что надзорному органу за криптоэкономикой быть, и основная его цель будет — защита интересов инвесторов. Такой финмониторинг для крипторынка.

Считаю, что позиция президента РФ по рынку криптовалют полностью прояснилась, и все основные тезисы были озвучены в рамках данной встречи в Сочи, следовательно ничего нового в дальнейшем ни одна госструктура уже не озвучит, и они просто возьмут эту доктрину, озвученную Владимиром Владимировичем, в качестве руководства к действию и будут прописывать свои стратегии и дорожные карты вокруг нее.

Я считаю, что президент уже сказал все что стоит ожидать от властей в рамках регулирования криптоэкономики, и именно поэтому уже сейчас государству совместно с криптосообществом следует готовить рекомендации по единственному не до конца проясненному вопросу — профильному надзорному органу. Например Федеральному органу исполнительной власти, находящемуся в ведении Минфина РФ (или МинЭкономРазвития РФ) — РосКриптоНадзор, Федеральная служба по надзору применения блокчейн технологии, эмиссии криптовалют и криптотокенов. В частности необходимо продумать его функционал и полномочия, принцип взаимодействия как с российским, так и с мировым сообществом, учитывая децентрализованность и экстерриториальность криптоэкономики, ну и разумеется ряд побочных вопросов связанных с технологией блокчейн, так как все в криптоэкономике взаимозависимо, а без этого четкого перехода к Цифровой экономики не произойдет.

Это как раз одна из тех достижимых в обозримом будущем целей, которые любим и стремимся развивать я и АНО «ПравоРоботов». А учитывая что данным вопросом мы озаботились гораздо раньше чем это стало модным (еще с начала года), а также я выступил инициатором создания и руководителем соответствующей Рабочей группы при Экспертном совете Государственной Думы РФ по экономике нового технологического периода — все наработки у нас есть. И в связи с этим мы можем выстроить такой надзорный орган с необходимым функционалом как на базе АНО «ПравоРоботов», так и поделиться своими наработками, знаниями и опытом в данной сфере с ФОИВами. Но в любом случае, решение данного вопроса всегда было и остаётся на усмотрении президента Владимира Путина, и как руководство страны решит — так и сделаем. Главное не отставать от общемировых тенденций, а по возможности быть в авангарде, и мы вроде с этим тоже пока справляемая хорошо, по крайней мере не сидим сложа руки и прорабатываем все ключевые вопросы Цифровой экономики.

Власти Москвы просто обязаны создать собственный криптотокен, учитывая, что все предпосылки для этого в городе созданы: уже достаточно давно и эффективно в городе действует приложение Активный гражданин, подавляющее большинство госуслуг можно получить при обращении в МФЦ, у большинства москвичей есть электронная цифровая подпись (ЭЦП), городской транспорт объединен в единую систему доступ к которой можно получить посредством единой карты Тройка. Единственная технология, которая еще не внедрена — это применение технологии блокчейн в государственном и  муниципальном управлении. Тем не менее, вопрос остается открытым – что же  выбрать криптовалюты или криптотокен?

 

Токен – это некое обязательство его эмитента совершить некое действие для его держателя. Это еще можно описать как «обещание эмитента токена покупателю токена выполнить определенное действие позже». Криптовалюта же не несет в себе никакого обязательства, в своем большинстве ничем не  обеспечена кроме размера собственной эмиссии и сложности ее майнинга (за исключением некоторых проектов), и просто котируется только потому, что она существует.

 

В целом, если российская столица ограничится именно  криптотокеном, и откажется от создания полноценной криптовалюты, то и ни о каких возможных нарушениях российского законодательства говорить не придется. В  частности, в то время как ни законодатели, ни Центральный банк РФ не определились что такое криптовалюта — товар, денежный суррогат или что-то еще, токен, при его правильном описании эмитентом, является не более чем неким обязательством, и точно не является ни аналогом денежного средства, ни денежным суррогатом, ни ценной бумагой. 

 

Для того чтобы оценить перспективы внедрения МоскваТокена, нужно продумать, какие задачи он будет решать. Наиболее логичным кажется его применение в качестве жетона, по аналогии с канувшими в лету жетонами на  московское метро, который будет давать доступ его обладателю к определённым благам городской жизни, например, таким как проезд на общественном транспорте, проход в метро, использование московского каршеринга, оплата паркинга и т.п. При этом такие МоскваТокены могут как покупаться, так и  бесплатно получаться, фактически своеобразно «майнится», за взаимодействие с  городской средой, что несомненно подстегнет интерес к городу и, что самое главное, у  горожан появится желание с ним взаимодействовать. А если эти токены еще и  интегрировать в московскую программу «Активный гражданин» и карту «Тройка», то  это, наверное, мог бы быть идеальный симбиоз властей и новых технологий, аналогов которому нигде в мире пока еще нет.

 

При этом также будет оправдано внедрение вместе с МоскваТокеном и технологии блокчейн, которой можно найти применение в государственных услугах, связанных с персональными данными граждан, такими как медицинские записи и визиты к врачу, школьный дневник, квартплата и ряд других. Но основная причина перевода московских сервисов на блокчейн – скорее не создание новых реестров, сколько внедрение новых технологий в государственную жизнь.

Ситуация вокруг ВимАвиа в очередной раз показала насколько уязвима действующая система авиаперевозок. Получается, что ответственные за авиаперевозки ведомства не  сделали никаких выводов с момента банкротства Трансаэро и второй раз подряд за  непродолжительное время наступили на те же самые грабли.

Как и в случае с Трансаэро, руководство ВимАвиа основным виновником своих проблем обозначили кассовый разрыв, а банально попросту нехватку денег на закупку авиационного топлива, оплаты заработных плат личного состава, выполнение лизинговых, кредитных и иных обязательств перед своими контрагентами.

Для того чтобы предотвратить повторение такой ситуации в будущем, следует проанализировать основные затратные части бюджета любой авиакомпании.

Во-первых, это самолеты. Учитывая, что производителей такой техники во всем мире наберется всего не более 5, понятно, что здесь оптимизировать особо и нечего, тем более что с каждой последующей моделью авиастроители сами улучшают и оптимизируют производимые самолеты.

Во-вторых, это сервисное обслуживание – аренда аэропорта, топливо, обслуживающий персонал на земле. Данные виды затрат также являются обязательными и особой конкуренции не предполагают, т.к. аэропортов ограниченное количество, а специализированное авиатопливо к примеру, в России в принципе производит только одна компания – Роснефть.

В-третьих, это летный состав. И если количество бортпроводников еще как-то и можно обсуждать, то основное действующее лицо на любом самолете – это основной пилот, а если точнее капитан воздушного судна. И как видится, именно это звено и можно оптимизировать.

Заработная плата летного состава несколько отличается в зависимости от страны принадлежности авиакомпании. По  данным Международной ассоциации воздушного транспорта, средняя заработная плата Командиров воздушного судна составляет:

— в крупнейшей компании США United Airlines — $27 тыс. в месяц

— в крупнейшей компании Китая China Southern — $27 тыс. в месяц

— в крупнейшей компании ЕС Lufthansa — $24 тыс. в месяц

— в крупнейшей компании Аэрофлот, Командир воздушного судна получает около $8100 в месяц, второй пилот около $6 000, а инструктор — около $8600. Учитывая нехватку российских пилотов, авиаперевозчики вводят дополнительную оплату за оформление трудового договора. Так, в Аэрофлоте на конец 2016 года были введены ​единоразовые выплаты: КВС заплатят 650 тыс. руб., второму пилоту — 350 тыс. руб.

Летному составу законодательно ограничено и количество часов, в течении которого он может совершать полеты. Так, согласно Приказу Минтранса РФ от 21 ноября 2005 г. N 139 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации», максимальная продолжительность полетного времени членов экипажа составляет 90 часов за один календарный месяц, 270 часов в квартал, 900 часов за календарный год.

Для примера, можно отметить, что один из наиболее популярных маршрутов Москва-Анапа составляет в среднем около 2-х часов летного времени, следовательно, за месяц один экипаж сможет сделать не более 22 рейсов туда-обратно, т.е. даже совершая по 1 полету в день все равно не покроют полный календарный месяц, в то время как направление в летний сезон остается крайне востребованным, и для покрытия спроса авиакомпании придется нанимать дополнительные экипажи. По более далеким расстояниям статистика будет еще более печальной.

Таким образом получается, что летный состав для любой компании — это та дополнительная финансовая нагрузка, которая может быть оптимизирована, и  которая сдерживает количество рейсов, которые авиакомпания технически может совершать, тем самым зарабатывая на свое содержание и свои обязательства перед контрагентами.

Единственный выход для российской авиации – это переход на беспилотные воздушные перевозки, осуществляемые в автоматическом режиме.

Беспилотные аэроботы обладают рядом преимуществ перед обычными пилотами: они летают сверхурочно (хоть в режиме трамвая, кружащего по маршруту), ни до ни после работы не выпивают, у них нет и не может быть усталости или стрессовой ситуации, они не отвлекаются на личные проблемы, и к тому же в том или ином виде уже установлены на самолетах и учтены при образовании стоимости авиалайнера, и поэтому беспилотные аэроботы будут гораздо выгоднее и надежнее, чем предыдущая устаревшая версия пилотов.

По  исследованиям Швейцарского банка UBS потребители не совсем готовы к столь радикальным переменам. Из 8 тысяч опрошенных респондентов, более половины заявили, что не желают путешествовать на беспилотном самолете, даже если цена на билет будут в два раза дешевле. В  целом только 17% опрошенных человек сказали, что они, скорее всего, купили бы билет на беспилотный полет. Получается, что 83% туристов сознательно готовы что их  рейс задержат или отменят и их отдых может быть испорчен.

В исследовании говорится, что беспилотные аэроботы могут экономить авиакомпаниям более 30 миллиардов долларов в год (в глобальном подсчете по всему миру) в расходах на топливо, на пилотов и  на их обучение.

Более того, сейчас все современные самолеты оснащены подобными системами, и большую часть полета они и так проводят в автоматическом режим: последние модели выпускаемых авиалайнеров контролируются в основном с помощью компьютеров с автоматически обновляемыми системами управления, обычно называемыми системами «полет». Вся эта автоматизация устранила многие пилотные функции прошлого: автоматический взлет, система искусственного интеллекта способна посадить самолет даже в  туманных условиях, переключение навигационных радиочастот, летят по заранее запрограммированному курсу и т.п. И что важно – все это происходит под контролем диспетчера и оператора, т.е. человеческий контроль за действиями беспилотного аэробота все равно никуда не денется.

Но в ближайшее время каминг-аут беспилотных технологий в  гражданской авиации скорее всего не произойдет, т.к. ему объективно мешают 2 сдерживающих фактора:

1.    страх пассажиров, доверяющих свою жизнь конкретному пилоту Иванову, а не высокотехнологичному бортовому компьютеру, чьи действия дублируются и контролируются операторами с земли.

2.    привычка наших сограждан аплодировать пилоту после посадки – если в кабине никого не  будет, то и аплодировать будет некому.

Криптовалютная лихорадка, охватившая весь мир и добравшись до России, продолжает будоражить наши умы своей непредсказуемостью и инвестиционной привлекательностью. Однако Центробанк РФ не признает криптовалюту как полноценную денежную единицу. При этом за рубежом такая практика достаточно распространена, в Японии и Германии. В России с этим вопросом, дела обстоят чуть иначе:

 

Криптовалюты в России формально не регулируются. Более того, существует известное разъяснение Центробанка РФ, в котором криптовалюты называются «денежным суррогатом», что в каком-то смысле небезосновательно. Вопрос урегулирования криптовалют остается открытым, потом что это новая отрасль права и экономики, причем не только для российского законодательства, но и для остальных стран романо-германской, англо-саксонской и других правовых семей. Сейчас корректнее говорить только о формировании вопроса, повестки правового регулирования криптовалют, так как у законодателя еще нет на этот счет единого мнения.

Совершать операции с криптовалютами можно, учитывая анонимность транзакций, невозможность проследить бенефициаров и  трансграничный характер криптовалют, и одновременно нельзя из-за отсутствия у  них правового статуса на территории России, где может действовать принцип «все, что не разрешено – запрещено», к которому в последнее время всё чаще склоняются надзорные и силовые ведомства.

Специальной ответственности за операции с криптовалютами, опять же – из-за отсутствия регулирования, в России не  предусмотрено, но, как показывает практика, к сделкам с ней могут применяться другие положения российского законодательства, такие как:

·         Если компания или физическое лицо являются оператором, который совершает обменные операции с криптовалютами на территории РФ, то к участникам данных операций могут быть применены некоторые положения ст. 172 Уголовного кодекса (УК РФ) — «Незаконная банковская деятельность».

·         Если организация выплачивает своим сотрудникам зарплату в криптовалютах, но  при этом с суммы не удерживаются и не уплачиваются в бюджет 13% НДФЛ – к  работодателю могут быть применены положения ст. 199.1 УК РФ — «Неисполнение обязанностей налогового агента».

·         Если физическое лицо обменяло криптовалюты на рубли и тем самым теоретически «получило прибыль», из-за чего возникает обязанность задекларировать и уплатить с нее НДФЛ в размере 13% – к такому лицу могут применить положения ст. 198, 199 УК РФ -«Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов». Это самый спорный вопрос, так как регулятор увидит только поступление денежных средств на счет физического лица, но никак не сможет проанализировать  — это прибыль (криптовалюту купили дешевле и продали дороже) или убыток (криптовалюту купили дороже, рынок упал и ее продали дешевле). Процесса доказывания тут никакого не предусмотрено (чеков нет).

·         Если вы стартап и провели ICO/ITO, а, следовательно, получили денежные средства без реально существующего товара, оказанной услуги, то можно будет трактовать ситуацию в соответствии с положениями ст. 159 УК РФ — «Мошенничество».

·         Если вы стартап и провели ICO/ITO, но сделать товар или оказать услугу не  смогли, такую ситуацию можно будет трактовать в рамках ст. 160 УК РФ — «Присвоение или растрата».

·         Ну и наконец, учитывая специфику криптовалют и технологии блокчейн, их  децентрализованность и анонимность, можно к любого рода операциям и действиям применять положения ст. 174 УК РФ «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем».

Все указанные выше риски являются теоретическими и напрямую к рынку криптовалют не относятся, либо могут относиться, но с определенными допущениями, так как оборот криптовалют в России пока остается вне рамок правового регулирования.

Вопрос автоматизации рабочих мест в последнее время, благодаря развитию новых технологий, стоит крайне остро. В странах Западной Европы активно ведется работа по внедрению роботизированной автоматизации процессов (RPA) – глобальной программы, которая включает в себя программное обеспечение для распознавания голоса, автоматическую онлайн помощь и  автоматизированные склады. Без сомнения, ее внедрение существенно повысит эффективность, точность и скорость операций для компаний ее использующих. Однако не без основательно на этом фоне выглядят статистические исследования, согласно с которыми с учетом роста технологического развития, более половины населения Европы боятся быть заменёнными машинами и программами.

Очевидно, что такая трансформация процессов крайне востребована бизнесом за счет ее эффективности, но также очевидно, что ее следует проводить поэтапно, постепенно внедряя отдельные компоненты автоматизации и последующим наращиванием использования ИИ в компаниях. Сотрудники должны постепенно привыкнуть к новым технологиям и адаптироваться по мере внедрения ИИ.

На примере Южной Кореи, можно заглянуть и спрогнозировать будущее, в котором при должном уровне финансирования сферы робототехники и  искусственного интеллекта образуются новые отрасли экономики, которые в свою очередь обеспечивают новые рабочие места. Так, инвестиции в корейский рынок ИИ  и робототехники спровоцировали рост экономики в целом, благодаря так называемому «принципу домино». Сейчас Южная Корея является мировым лидером по  плотности роботизации и всем своим существованием отрицает миф о разрушительном действии новых технологий по отношению к традиционным и консервативным отраслям, показав совокупный эффект от такой модернизации ростом прибыли более чем в 3 раза. 

Таким образом, скорее следует говорить, что автоматизация скорее предполагает трансформацию профессий и рабочих мест, но разумеется не  без их сокращения. Настало время, когда руководители организаций должны понять, что невозможно замедлить темпы технологического прогресса, и отвергая новые технологии они не смогут остаться на плаву, но они могут инвестировать в навыки своих сотрудников для повышения устойчивости организации в целом. Адаптация к  быстрым изменениям требует интеллектуального и стратегического мышления от  лидеров бизнеса.

Исследования Forrester прогнозируют, что в течение следующих 10 лет будет создано 14 миллионов новых рабочих мест, в высокотехнологичной сфере. В прошлом году Amazon запустил облачную службу, которая позволяет различным компаниям создавать прогностические модели своего бизнеса с использованием БигДата и ИИ. Это даёт значительную возможность для малых предприятий и индивидуальных предпринимателей использовать ранее не  доступное им БигДата для построения статистического анализа, прогнозирования и  расширения масштабов своего бизнеса. Так что развитие технологий определенно несет пользу бизнесу.

И пару слов о базовом безусловном доходе. Если говорить о  прогнозах внедрения базового безусловного дохода, то, скорее всего данный вопрос не будет актуален до полной автоматизации труда человека. Со стороны Минобрнауки РФ необходимо будет проводить постоянный мониторинг тех профессий, которые могут быть автоматизированы, для того, чтобы правильно структурировать образовательную программу.

Эти процессы неизбежны, и с этой мыслью надо просто свыкнуться.

 

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире