Все знают шутку про депутата Госдумы, который, не найдя, что еще запретить, просто пнул собаку. К сожалению, имидж типичного народного избранника сейчас именно таков: самые громкие инициативы парламента, на самом деле, посвящены либо запретам, либо разрешениям – но анекдотическим, наподобие сбора валежника. За такими деревьями не видно леса: реальной ежедневной работы, направленной на улучшение законодательства, причем, как я всегда говорю в своем блоге, зачастую не нужно выдумывать новые законы: достаточно лишь незначительно изменять старые, исправляя в них – буквально – лишь отдельные слова.

Бывает, что эти слова создают совершенно лишние бюрократические барьеры, которые мешают развиваться российскому бизнесу, зато кормят множество чиновников, призванных следить за соблюдением устаревших и  просто лишних запретов, ограничений и предписаний. Сегодня я хочу показать пример двух таких запретов, касающихся сферы такси. Вы увидите, как изменением буквально нескольких слов можно значительно снизить цены на поездки, тем самым поддержав и отечественный бизнес, и создав новые рабочие места.

Навел меня на мысль о поправках якутский бизнесмен Арсен Томский. То есть это раньше он был только якутским бизнесменом, сейчас его компания InDriver представлена в 180 городах 13 стран мира. А ведь начиналось все в 2012 году с того, что в 45-градусные морозы Якутск встал, транспорт не  ходил, и людям нужно было как-то добраться до дома. Тогда и появилось сообщество «Независимые водители» (Independent Drivers), которое в 2013 году обзавелось своим приложением – собственно InDriver.

Устроено оно очень просто, по принципу Uber. Человек оставляет заказ в  децентрализованной сети такси, и его может взять любой водитель. Разница состоит в том, что в классической модели Uber цену назначает система, а у InDriver ее  предлагает сам будущий пассажир. Кто из водителей сочтет цену приемлемой – тот и повезет.

Я уверен, что именно за такими децентрализованными системами будущее любого сервиса. Ведь это раньше нужно было звонить в крупную фирму или диспетчерскую за самым простым делом – от ремонта потекшего крана до того же  такси. А сейчас в интернете есть множество сервисов, напрямую связывающих исполнителя и заказчика: названия сайтов и приложений знают все, каждый из нас пользовался хотя бы двумя-тремя.

И неудивительно, что именно такие сервисы становятся драйверами современной экономики. Приведу лишь одно число: 120 миллиардов долларов. Это стоимость компании Uber – иконки в телефоне. Конечно, Uber представлен в 76 странах и почти 600 городах – но это значит, что сходным с ним сервисам есть, куда расти. Но для этого нужно убрать те самые бюрократические барьеры.

И вот теперь – как раз о них, ненужных бумажных препятствиях, которые давно пора устранить.

Первое препятствие – ежеутренний медосмотр водителей. Не  спешите возмущаться, вдумайтесь: каждое утро водитель такси должен проходить формальное освидетельствование. Что туда входит: опрос о жалобах на  самочувствие, визуальный осмотр (стоит ли на ногах), измерение давления, пульса, температуры и алкотест.

Если честно, то это называется «приблизительный подсчет конечностей». Ничто не мешает водителю через час выпить бутылку водки и  получить гипертонический криз. Ну а что – осмотр-то уже пройден. На этих осмотрах выстроен целый псевдомедицинский бизнес, справки продаются и  покупаются и, самое главное, такие «осмотры» заложены в цену поездки на такси. Убрать их, заменив обычным ежегодным осмотром, наподобие диспансеризации, – и  станет одним пережитком меньше. Ведь эти осмотры пришли из СССР, когда такси (как и машин в целом) было куда меньше.

Сейчас достаточно открыть интернет, чтобы увидеть множество предложений о «липовых» медосмотрах: и это неудивительно. Ведь в стране просто физически нет необходимого числа медицинских работников, которые бы могли их  проводить. Значит – профанация, наподобие общеизвестных «справок в бассейн».

Устранить такой «медосмотр» – значит оказать услугу не  только водителям и пассажирам, но и всей российской медицине, избавив ее от уродливого нароста такого рода «сервисов».

Второе бюрократическое препятствие: вот здесь я как раз и  покажу ту самую магию одного слова. Следите за руками. Речь идет о внешнем оформлении такси, ровно как в анекдоте: вам шашечки или ехать?

Согласно действующему законодательству – шашечки. Сейчас, чтобы водитель смог официально взять пассажира, его машина должна быть раскрашена «в шашечку», а сверху должен стоять такой же «в шашечку» фонарь. Это – дорого и нужно далеко не всегда, ведь сейчас человек возит пассажиров на своей машине, а вечером на ней же, но уже для себя едет в магазин. Так что в законе достаточно заменить одно слова: с «машина ДОЛЖНА иметь на кузове…» на «машина МОЖЕТ иметь…» Одно слово – и готово. Считает водитель цвет машины конкурентным преимуществом – его право. Не считает – не становится хуже своих коллег. Ведь навыки вождения и сервис от цвета никак не зависят.

Но как же понять, что перед нами такси? – Хватит и наклейки на лобовом стекле. Более, чем хватит! Кроме того, любой житель крупного города, в котором по улице за минуту проезжает с десяток такси, давно уже смотрит не на «шашечки», а на номер машины. Пора расставаться с анахронизмами.

Убрав лишь эти два пережитка прошлого, мы сразу снизим цену такси, позволим стать водителями куда большему числу человек (ведь финансовые затраты для ИП сразу станут ниже) и дадим развиваться инновационному бизнесу.

А ведь всего-то и нужно, что поменять в законе несколько слов.



Комментарии

6

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

netsterof 11 января 2019 | 10:55

Так в чем же дело .Этих "камней " столь велико и их давно надо убрать на обочину нашей жизни. В 70 годы в литературной газете была такая рубрика : если бы директором был я ,которую вел если не изменяет память журналист Рубинов. Ну вот и флаг вам в руки законодатели ..Введите ,а народ вам подскажет .Ну вот и сами дельное сейчас написали . Так в чем же дело ? Как надо провести Закон к примеру ,чтобы поддержать безумные желания сбрендившего от власти правителя ,так вы принимаете в" несколько кликов " такие как Закон подлецов , 6 лет вместо 4 нахождения у власти и прочее ..


quwerop 11 января 2019 | 11:37

Цель статьи продавить закон о "самозанятых"?


mmm1962 11 января 2019 | 12:17

Нет. Это невозможно. Чем тогда будет заниматься орава народных избранников за бяснословные бабки. Не президентом же рфс становиться в конце концов. ....


vladimir1967 11 января 2019 | 15:30

А так же отменить техосмотр , а далее мы докатимся до призывов к честным выборам и независимости суда. Как вас там еще не раскусили?


vic12 11 января 2019 | 19:00

vladimir1967: Ну, техосмотр отменять нельзя. Я, водитель с 30 летним стажем не всегда чувствую, всё ли в порядке!


anatoliygri 11 января 2019 | 20:03

Вообще-то я увереннее и безопаснее чувствую в такси,вызванном через диспетчерскую службу. По крайней мере эти вызове где-то фиксируются,провожающие вас знакомые или близкие тоже в курсе кто вас везёт...А садиться неизвестно к кому в машину практически без опознавательных знаков (наклейка на лобовом?) ,это на любителя приключений....

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире