Не хочется злорадствовать, но кризис, в котором оказалась абхазская туристическая индустрия, имеет массу плюсов. Лет пять-шесть назад, когда абхазские пляжи вновь наполнились отдыхающими, а в городах летом стало не протолкнуться из-за экскурсантов, народ решил, что вернулись советские времена.

А в советское время было так: Абхазия — самый модный курорт, и раз уж ты сюда попал, то считай — ты уже счастливый человек. Понятно, что тебя обхамят в столовой, понятно, что скорее всего украдут кошелек, ясно, что обсчитают. Зато люди, работавшие в абхазском советском туризме, были в разы богаче тех, кто приезжал.

Советский Сухуми — город официантов, парикмахеров и таксистов, был городом снобов. У повара в грязной столовой был двухэтажный дом, машина «Волга», а сам он по вечерам, чтобы поужинать, нередко летал в Москву за 37 рублей. Будет ли он после всего этого уважать трудягу из Томска, стоящего в очереди перед вонючей кассой с просящим видом?

Вот что-то подобное и стало происходить с людьми, которые запомнили стандарты сервиса в советское время. Нет, не везде конечно, но хамят, на рынках обмануть туриста — просто святое дело. Вообще, турист в Абхазии — синоним слова «лох». Он приезжает для того, чтобы его разводили на деньги. Добавьте к этому карманников на пляже и в маршрутках и толпу на границе, и мы получим ответ на вопрос, почему с каждым годом в Абхазию все меньше едут.

Теперь о плюсах всей этой ситуации. А они в том, что все это очень хороший урок для жителей страны. Пока не изменится отношение к людям, которые тратят в стране свои деньги, пока тех, кто крадет кошельки в автобусе, не будут сажать на несколько лет, потому что они плюют на собственный кусок хлеба, людей на абхазских курортах больше не станет. Кто-то уже все это понял, на улицах стало в разы больше сотрудников милиции, а кто-то по-прежнему собирается хамить.

Сравним Абхазию с другими курортами постсоветского пространства. Качество сервиса, который отдыхающему предложат в Гагре, выглядит выигрышно лишь по сравнению с городами российского Золотого Кольца. Что касается безопасности, то обкрадывают туристов в соседнем Сочи даже в полтора раза больше. Но на положительный имидж Сочи тратятся десятки миллионов долларов, а Абхазия в заголовках новостей до сих пор фигурирует как горячая точка.

Ну а что касается транспортной инфраструктуры, то это просто катастрофа. Вы не купите прямого билета на самолет, потому что аэропорт не работает, а единственный поезд из Москвы едет 44 часа. И даже хваленая электричка из Сочи едет пять часов. И если уж вы очень хотите в Гагру, на Рицу и в Афон, то дуйте пешком через границу. Вот такого точно нет нигде.

Абхазия — туристическая страна, и это единственный источник дохода, который позволит экономике не зависеть от внешних траншей. Но в риторике кандидатов в президенты тема туризма почему-то занимает не слишком много слов. Видимо для них не очень важно, что пишут и говорят об Абхазии те, кто тут побывал.

Созданный в советское время курортный бренд Абхазии уходит в прошлое. А новым брендом похоже становится дикость, смешанная с гостеприимством и локальная реинкарнация Сочи или Крыма образца 90-х годов. Возможно, кому-то это нравится, и к нам приедет соответствующий турист. Но нравится ли это нам?


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире