Вчера говорил с человеком, который целый год провел в Mi6, британской разведке. Причем провел с толком. Он наблюдал, разговаривал со шпионами, ездил по всему миру с офицерами разведки, впитывал атмосферу, делал зарисовки, а на прошлой неделе представил миру серию картин «A year with Mi6» (то есть «Год с Ми6»).

Перед вами Джеймс Харт Дайк, знаменитый британский художник, человек, который писал портреты королевской семьи, а также участвовал в военных миссиях в Афрагистане и Ираке.




«Это звучало настолько невероятно, что я подумал, что меня разыгрывают,» — говорит Джеймс. Предложение поступило от одного знакомого. Далее встреча в пабе, где в тихом углу художнику и предложили проникнуть в разведку. «Такое специально не придумаешь.»

Про выставку я узнал из the Guardian в начале недели. Почитал пару статей, посмотрел работы и понял, что нельзя упустить такой шанс. Тут же написал email Джеймсу. Так, мол, и так. Пишу блог на русском, для русских, про Британию. Давайте встретимся на интервью. Обещаю не вербовать. :))


Ответа, естественно, не последовало. Тем временем про выставку писала одна газета за другой. В каждом интервью художник говорил примерно одно и то же. То есть практически ничего. На любые конкретные вопросы не отвечал или умело уходил от ответа :)

Понятно… Тогда хотя бы на выставку сходим.

Так и сделали. Пошли вчера в Mount Street Galleries и не пожалели. В трех небольших комнатах представлены около 60 работ автора. Среди работников галереи я сразу идентифицировал и самого художника. Он был нереально замотан. Сразу видно было, что он не привык к такому вниманию. На комоде лежали стопки газет со статьями про него и его работы. А люди стояли с каталогами, чтобы попросить у художника расписаться на первой странице.

Я решил не выделяться из толпы и стал терпеливо ждать. Подошла моя очередь:
— Джеймс, вы уж извините, я тоже буду как последний подростой автограф просить :)
— Да, конечно :)

Пока он расписывается, я уже ближе к делу перехожу:
— Джеймс, я вам письмо на неделе скинул. По поводу блога одного.

Он медленно поднимает глаза. Видно, что email прочитал и надеялся, что я не приду :))
— Да, помню. Извините, что не ответил. Неделя выдалась такая, что я уже даже не читаю email'ы. Если можно, я бы не хотел давать интервью. Сами понимаете…

Как и ожидалось, собственно. Хорошо.
— Тогда позвольте вас сфотографировать на фоне одной из картин.
— Это пожалуйста.

Пока я его фотографировал, Джеймс интересовался блогом. Аккуратно обменивались информацией. :)) Мне скрывать нечего, поэтому я специально подробно рассказывал про блог, про читателей, про то, когда переехали и проч. А потом задавал вопрос я. Так и стояли — его вопрос, мой вопрос, его вопрос, мой вопрос.

Художник рассказывал, что началось все уже почти два года назад. Что в разведке он был чуть больше года. И что теперь все вдруг происходит в течение недели и что ему немного непросто, потому что всех интересуют подробности.

Меня больше всего интересовала вот эта картина.



На ней явно Лада. И что-то очень похожее на Россию на заднем плане. Многоэтажки, фонари… Либо юг России, либо одна из бывших советских республик. Подпись к картине «Сцена, напоминающая Холодную войну». Наталья пошла в лобовую.

— На той картине — Россия?

Пауза. Вдох. Небольшая улыбка.

— К сожалению, я не могу сказать, где это.

Я попытался поднажать: «Нам так показалось, что это либо Россия, либо бывшая республика какая-нибудь…»

— Мне нельзя называть места или людей… Безопасность, сами понимаете.
— Ладно, не будем больше пытать вас :)) Спасибо огромное! Очень интересно.

А было действительно интересно. У Харт Дайка есть очень атмосферные картины. Мне почему-то очень запомнилась вот эта. Сцена ожидания в гостинице. В одном из интервью художник рассказывал, что в шпионском деле приходится часто ждать. Ждать звонка, ждать человека…



Так британская разведка отметила свое столетие. Бывший глава MI6 говорит, что это не пиар. «Разведка является важной частью государственного аппарата и очень важно, чтобы люди понимали, зачем она существует и что делает».

Из картин, правда, ни того, ни другого не понятно. Разве что ощущения какие-то переданы. Но как и любая другая шпионско-разведывательная история, отделить там правду от выдумки, информацию от дезинформации невозможно. По крайней мере обывателям.

Вот эта картина, мне кажется, как раз об этом. Называется она «контрасты».

«Видно огромный контраст между ярким светом снаружи и темнотой внутри, где единственный свет — от мониторов компьютеров»



А это здание MI6, находится оно на Vauxhall Bridge. Все видели его снаружи, но мало кто — изнутри.



Были и полуджеймсбондовские мотивы.

Например, «Спящий офицер» — в самолете, по пути на базу в Афганистане.



Вообще, надо сказать, что картины получились с таким ярковыраженным чувством одиночества.



В каталоге радуют подсказки для начинающих шпионов: «Простые виды деятельности, например выгул собаки, могут использоваться для встреч с агентом без привлечения внимания»
:))



Пока писал этот пост, узнал, что главы британской разведки на важных документах используют зеленые чернила. :)) Отсюда и цветовая гамма некоторых картин. Это, например, Government Communications Headquarters, Штаб Правительственных Служб Связи. Сами понимаете, часто работают вместе с MI6.



Такие вот интересности.
Выставка продлится до следующей субботы, 26 февраля, так что если есть время, обязательно зайдите.

Адрес: 94 Mount Street, Mayfair, London W1K 2SZ.

Вход свободный. Все картины кстати можно купить (цены абсолютно недетские).

Оригинал в блоге «Записки Эмигранта»


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире