Почему ситуация с экспертизой школьных пособий вызывает тревогу у преподавателей и специалистов

«Сложившаяся в стране положение со школьными учебниками может привести к тому, что российская средняя школа отстанет от ведущих стран мира в качестве преподавания», — считает вице-президент Академии реальной политики Сергей Соловьев. — И чем дольше чиновники от просвещения будет делать вид, что у нас в этом плане все хорошо, тем более существенным будет этот разрыв».

Главную угрозу отечественному среднему образованию эксперт видит в продолжающейся монополизации рынка школьных учебников. Эту тревогу разделяют и в Госдуме. Так, глава комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Тамара Плетнева недавно направила депутатский запрос председателю правительства Дмитрию Медведеву, в котором обращает внимание на намерение чиновников на 30 процентов сократить федеральный перечень школьных учебников (ФПУ). Вместе с этим депутат сообщает, что в результате бенефициарами подобной политики могут стать лишь отдельные компании. В качестве примера парламентарий приводит издательство «Просвещение», бюджетные закупки учебников у которого в период 2014–2017 гг. выросли вдвое, а доля группы в общем объеме госзакупок приблизилась к 70%». Параллельно с этим с рынка выдавливаются издательства-конкуренты, школьные пособия которых были весьма востребованы многими учителями.

Ситуация со школьными учебниками вызывает тревогу и в профессиональном сообществе. Так, согласно результатам недавнего опроса учителей, проведенного ВЦИОМ, 31% респондентов подчеркнули, что не доверяют действующей процедуре отбора учебников. 33% опрошенных отметили, что за последние пять-семь лет были необоснованные случаи исключения учебников из федерального списка.

3013057

Недовольство качеством экспертизы распространено и в экспертном сообществе. Авторы учебников даже направили открытое письмо Президенту России, в котором авторские коллективы нескольких издательств («Просвещение», «Вентана-граф», «Дрофа») выразили недоверие к результатам указанной экспертизы. В опубликованном недавно сообщении Российской академии наук говорится, что экспертиза РАО проведена с нарушением нормативных документов Минобрнауки России и выражается озабоченность в связи с низким качеством экспертных заключений, представленных экспертами Российской академии образования.

В ряде журналистских расследований также обращалось внимание на низкое качество экспертизы школьных учебников.

В конце октября 2018 г. «Гражданская инициатива за бесплатное образование и медицину» проанализировала сканы экспертных заключений Российской академии образовании. Эксперты пришли к выводу, что многие экспертные заключения РАО весьма далеки от научного подхода, а в ряде случаев авторы этих экспертиз показали слабое знакомство даже с текстами рецензируемых учебников.

Каков же выход из сложившейся ситуации, которая без сомнения не идет на пользу российской школе? Весьма очевидно, что механизм экспертизы школьных учебников нуждаются в совершенствовании. Прежде всего, следует устранить кулуарность как в составлении федерального списка учебников, так и в организации его экспертизы. Иначе невозможно будет положить конец недобросовестной конкуренции издательств, имеющих лобби в профильных ведомственных структурах.

Как известно, на сегодняшний день экспертиза учебников остается прерогативой только лишь Российской академии образования, имеющей высокий уровень зависимости и подчиненности чиновникам Минпроса. Это, как показала практика, не способствует открытости и конкурентности экспертизы, в которой должны участвовать также и другие экспертные и научные центры. По мнению специалистов рынка, необходимо также ввести, персональную ответственность за результат экспертного заключения. Анонимность в данном случае – родная сестра безответственности.

Однако, недовольство монополизацией рынка учебников со стороны учителей, авторов, ученых и издателей, похоже, пока никак не влияет на сложившуюся ситуацию. Процесс принятия решений в чиновных кабинетах по-прежнему фактически засекречен, а курировать ФПУ поручено людям, которые, как считают эксперты, явно не стремятся вернуть конкурентное начало на рынок школьных учебников.

«Необходимо как можно быстрее найти консенсус по учебным пособиям Минпроса и профессиональным сообществом, — уверен Сергей Соловьев. -Многие учителя хотят участвовать в отборе учебных пособий, и они должны получить это право, а федеральный перечень учебников должен носить рекомендательный характер. Но, судя по позиции Минпроса, без вмешательства высшего руководства страны ситуацию не разрешить», — считает эксперт.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире