kosachev

Константин Косачев

12 июня 2018

F

Сам факт первой в истории встречи президента США и лидера КНДР, подписание совместной декларации с провозглашенной целью денуклеаризации Корейского полуострова и встречными американскими гарантиями северокорейской безопасности, равно как и оптимистичный настрой обоих лидеров – это, безусловно, тот «актив», который имеет весь мир после саммита в Сингапуре.

Есть и определенный пассив. Ведь речь идет, если быть педантичными, о встрече двух «нарушителей»: одна из сторон годами не выполняет резолюции Совбеза ООН, а другая буквально месяц назад вышла из соглашения, по которому предоставлялись гарантии другому государству, также обязавшемуся прекратить развитие своей ядерной программы – Ирану, против которого США возобновили и усилили санкции. Кроме того, оба лидера — мастера того, что в английском называется «U-turn», или «разворот на 180 градусов», что наблюдалось невооруженным глазом все несколько недель подготовки к саммиту и вряд ли на нем закончится.

Поэтому уверенности в том, что обе стороны немедленно бросятся развивать сингапурский успех, пока нет. Слова Трампа о том, что процесс денуклеаризации на Корейском полуострове начнется «очень и очень скоро» — это больше пожелание, чем факт.

Скептики полагают, что стороны преследовали каждая собственную цель, и обе их добились: Д.Трамп хотел шоу и демонстрации нетривиального поведения – его предшественники, дескать, не встречались с северокорейскими лидерами, а он это сделал. Хотя и припугнул перед этим в своем «фирменном» стиле. А про намерения Северной Кореи предположила британская Гардиан: КНДР хотела быть признанной серьезной державой, с которой следует разговаривать на равных (эта цель была достигнута самим фактом проведения саммита), а также начать «новую эпоху» в отношениях с США, что даст ей больше веса в отношениях с Китаем.

Но как Пхеньян понимает, что с ним считаются именно пока он является источником ядерной угрозы, так и Вашингтон вряд ли может всерьез рассчитывать на то, что его гарантиям кто-то будет верить на 100% — см. упоминавшийся иранский опыт, а также судьбу ливийского лидера Каддафи, на которую Вашингтон уже намекал применительно к Ким Чен Ыну.

Означает ли это, что скепсис должен перевесить в оценках встречи двух еще недавно враждовавших сторон, которые сегодня рассыпались в похвалах друг к другу? Конечно же, нет. И здесь важна роль международного сообщества. Поймать двух лидеров на слове и подталкивать дальше, демонстрируя единство позиций ведущих мировых игроков, примерно как по иранской теме – вот то, что сейчас важно делать всем остальным. Ким Чен Ын назвал саммит «прелюдией к миру» — и это, пожалуй, вполне точная оценка: это еще не мир, но прелюдия к нему, без которой не «заиграет» основная тема. ФБ Поэтому сейчас крайне важно не упустить этот шанс и не опотерять весь актив, который был наработан в Сингапуре.

Оригинал

Решительно предлагаю не впадать в эйфорию от очередного словесного «зигзага» президента Трампа по поводу целесообразности возвращения России в формат «Большой восьмерки».

Во-первых, сам Трамп сейчас выглядит скорее эксцентриком, чем выразителем общего мнения G-8. И сама его идея с Россией может быть его банальной «маленькой местью» остальным участникам встречи, грозившим принять совместное заявление без него.

Во-вторых, он ничем не рисковал, ибо уже высказались другие члены формата (в частности – Канада) о том, что не допустят участия России.

В-третьих, и это самое важное – он сказал, в принципе, очевидную вещь: Россия гораздо больше нужна «Восьмерке», чем «Восьмерка» — России. В частности, как переговорная площадка. Но и как инструмент сплочения рядов самих западных стран. Появление на этом внутризападном «междусобойчике» исключенной ранее России помогло бы на время забыть о противоречиях внутри нынешней «Семерки» (а они все более заметны), и потому наше участие стало бы во многом спасительным для этой площадки.

Отсюда ключевое: а оно нам надо? Убежден, что нам не нужно бросаться на каждую реплику про «неплохо бы вернуть Россию, если она…» и т.п., а предложить собственные условия для возвращения: отмена санкций и уважение интересов. Иначе это будет бессмысленной тратой времени ради очередных амбиций и тщеславия западников. У России точно нет такой мечты, как, например, у украинского руководства – почаще «светиться» рядом с самыми богатыми и влиятельными. Говорить нужно на равных и по существу, остальное – игры словами.

Оригинал

2936396

2936398

В хорватском Загребе 1 июня состоялось очередное заседание Специального комитета Бюро ПАСЕ по вопросу о роли и миссии Ассамблеи. Мне было поручено представлять Федеральное Собрание России.

В Загребе — потому что Хорватия на ближайшие шесть месяцев приняла на себя функции председателя Совета Европы и именно ей предстоит «разруливать» продолжающийся кризис в ПАСЕ. Кризис, связанный не столько с отсутствием там российской делегации, сколько с обнажившимися при этом политическими и юридическими проблемами для Совета Европы в целом.

Очередное — потому что это заседание Комиссии было уже четвёртым с момента создания в январе текущего года и потому что первоначально возникший разброс мнений, граничащий с хаосом, можно разгребать только кропотливой и регулярной работой.

Главное в этом разбросе — а допустимо ли в принципе применять санкции против парламентариев, а если да — то на основании каких критериев и каких процедур? В нынешнем уставе ПАСЕ на этот счёт сказано крайне немного и весьма расплывчато. Чем и не преминули воспользоваться наши записные недоброжелатели, раз за разом создающие в ПАСЕ видимость антироссийского большинства, представляя собой на самом деле меньшинство.

На сегодняшнем заседании как раз большинство было за реформу правил процедуры вплоть до полной отмены самой возможности ограничения прав национальных делегаций в ПАСЕ. Против ожидаемо работали только трое — украинец, литовец и британец. Консенсуса явно не получилось, но так задача и не ставилась — хорошо, что хотя бы обсуждение пошло.

Не раскрывая прочих деталей (заседание было закрытым), скажу, что испытываю осторожный оптимизм в отношении возвращения в ПАСЕ духа здравого смысла. Мы ещё совершенно точно не в конечной точке, и речь о возвращении российской делегации пока не идёт. Но лёд тронулся. И далее присяжные заседатели договорились о следующем: на предстоящей в конце июня сессии ПАСЕ будет подготовлен завершающий доклад Комиссии, его передадут в два профильных Комитета (по политическим вопросам и по правилам процедуры) с тем, чтобы выйти на обсуждение конкретных поправок собственно на Ассамблее либо в октябре этого, либо в январе будущего года.

Исход этой работы пока не очевиден. Но очевидно другое: неучастие российской делегации в деятельности ПАСЕ — это проблема не России, а Ассамблеи. И Совета Европы в целом, впервые в своей истории столкнувшегося с проблемами легитимности своих уставных органов. Если ничего не изменится к январю, когда наступит срок запроса полномочий для национальных делегаций, включая российскую, на следующий год, беды не будет. Время в любом случае работает на здоровые силы в организации, как бы ни старались отрапортовать обратное коллеги Киеву, Лондону или Вильнюсу.

Оригинал

Стремясь во всем играть «первую скрипку», США в итоге очень часто все портят своей чисто американской непосредственностью. Так, заявление официального представителя Госдепа Хизер Нойерт (вслед за официальными обвинениями Австралии и Нидерландов) о том, что Вашингтон, естественно, полностью поддерживает выводы «Международной следственной группы» по поводу якобы российского происхождения ракеты, сбившей в 2014 году над Донбассом борт MH17, вроде бы вполне предсказуемо. Но Госдеп не удержался от констатации: «заявление подтверждает то, что мы говорили с первых дней этой трагедии» — что виновата Россия.

То есть самая влиятельная страна мира открыто заявляет: мы с самого начала, до всякого расследования, назвали виновных, и тем самым подтверждаем нашу крайнюю заинтересованность в итогах любого расследования по этому делу. Причем Вашингтон в этом отнюдь не одинок. Я не говорю про Украину, над территорией которой был сбит самолет и которая по любой криминалистической и правовой логике должна быть в числе подозреваемых, однако же была включена в следственную группу. Для нее это расследование с заранее назначенным финалом, естественно – манна небесная.

Тем более, что в отчет включили еще один важнейший сюжет – не просто о причастности России или ее военных к трагедии, а о якобы свободном ввозе и вывозе через российско-украинскую границу российских систем вооружений. Прицел очевиден: убить сразу двух зайцев – обвинить Россию и в атаке на самолет, и в военном присутствии на Украине. Надо ли говорить, какое информационное, правовое, политическое значение придавалось с самого начала работе «Международной следственной группы»? И был ли у нее вообще выбор? Если учитывать, что на кону стояли не просто обвинения в адрес России, которые нужно было сделать не голословными. Под вопросом оказывались репутации и карьеры ведущих политиков Европы, включая ключевую фигуру тогдашнего и нынешнего бундесканцлера Меркель.

Как известно, именно после трагедии над Донбассом было принято решение о присоединении ЕС к жестким американским санкциям (ведь Америка, как заявлено Госдепом, все знала с самого начала). И любое иное решение «международных следователей» обернулось бы не просто скандалом: конкретные лица должны были бы ответить за огромный ущерб отношениям с Россией, экономикам стран Европы и безопасности в регионе. Это попахивало бы не отставками, а уголовными делами. «Боинггейт» буквально взорвал бы Европу.

И еще одно обстоятельство, которое нельзя упускать из виду. Именно события последнего времени – все более туманное дело Скрипаля и скандальные «химические атаки» в Сирии – показывают, что мы имеем дело с теми, кто, во-первых, готов не считаться с жертвами, если надо срочно получить обвинения в чей-то адрес, и, во-вторых, возвел провокации в ранг государственной политики, пользуясь подавляющим информационным превосходством, читай – ключевым на сегодня правом на доминирующую трактовку тех или иных событий.

Но тем самым они же дают и ответ на самый главный вопрос, с которого расследователи всего мира начинают свои поиски: «Qui prodest» — «кому выгодно?». Так кому выгодно опубликовать «сенсационные» расследования «Международной следственной группы» с одним из явных подозреваемых в ее составе и с предсказанным Госдепом США в самом начале результатом?

А кто-то, возможно, знал его еще и до крушения «Боинга» — пресловутый «сайт независимых расследований» Bellingcat, на «данные» (т.е. многочисленные картинки и ролики из соцсетей) которого во многом опирается расследование, был создан 15 июля 2014 года, за два дня до трагедии в небе Украины. Может, пора уже начать настоящее расследование всего, что произошло в 2013-2014 году на Украине, над Украиной и вокруг Украины?

Оригинал

Опубликованный Международным комитетом палаты общин британского парламента доклад с пафосным названием «Московское золото: российская коррупция в Великобритании» — это, прежде всего, ответ на растущие обвинения в адрес Лондона в том, что тот раздул истерию вокруг «дела Скрипаля», призвал к солидарности союзников, а сам при этом вполне комфортно принимает капиталы и их обладателей из России. Поэтому авторы доклада покаянно признают, что, мол, Британия годами не предпринимала достаточных мер для того, чтобы остановить поток «грязных денег» из России. Но теперь, конечно же, все будет иначе, ибо российские деньги — ни много, ни мало — имеют последствия для национальной безопасности.

На парламентских слушаниях на эту тему еще в марте участники весьма скептически оценили готовность правительства бороться с иностранными «грязными» деньгами, заявляя о том, что за последние двадцать с лишним лет сюда были закачаны сотни миллиардов долларов, они — в системе, инвестированы, и никто не торопится их оттуда извлекать. Причем речь идет о разных странах, к которым у Лондона традиционно возникают претензии по поводу сомнительного происхождения идущих оттуда денег.

Кампания по борьбе с иностранными деньгами, построенная на желании Британии поправить свою репутацию «прачечной» для криминальных капиталов, может, впрочем, нанести ей вред как государству с комфортными условиями для бизнеса. Ибо «под раздачу» могут попасть и вполне легальные капиталы и инвестиции, просто потому что кому-то не понравится страна их происхождения. Естественно, деньги найдут приемлемые альтернативы, но Лондон может потерять больше, чем выиграть. Однако понятно, что сейчас политика довлеет над экономикой, и британские власти перешли в «режим Трампа»: готовы вредить сами себе, лишь бы отбиться от внутренних обвинений.

Оригинал

Желание Трампа заключить новую «хорошую, справедливую сделку» с Ираном взамен Соглашения по иранской ядерной программе, о выходе из которого накануне объявил американский президент – это не просто попытка переиграть успешный сценарий, принесший немало международных дивидендов его предшественнику Б.Обаме. Фактически Трамп говорит: мнение МАГАТЭ, союзников и всего международного сообщества для нас больше не имеет значения; вы будете договариваться только с Америкой, и она сама будет проверять соблюдение условий сделок и сама же наказывать всех, включая союзников, за неприсоединение к американским санкциям.

Это – абсолютно диктаторское поведение страны, которая использует свои экономические и иные преимущества в мире для бесцеремонного продавливания своей позиции и своих интересов. США стремительно теряют статус ответственного и командного международного игрока, и превращаются в глобального шантажиста и нарушителя мирового порядка.

Скорее всего, Иран не пойдет на «сепаратные» сделки с США, и в его ситуации самым разумным было бы соблюдать условия прежнего многостороннего соглашения, в чем он наверняка получит поддержку не только России и Китая, но и европейцев, которым сейчас также пытаются грубо навязать американскую линию. Трамп везде хочет выглядеть быстрым победителем – дескать, международное сообщество годами не могло решить сирийские, иранские, корейские и иные проблемы, а он пришел, припугнул, и все сразу же завертелось. Как говорят специалисты, такой манеры он придерживался и в бизнесе: надавить и запугать, чтобы вынудить партнера согласиться на его условия.

Однако политика не бизнес, и здесь «хорошая сделка» — это не чья-то односторонняя победа, а результат согласования интересов очень разных игроков. Именно в этом смысле образцом было то самое соглашение по Ирану, из которого Трамп только что вывел США. И сейчас, полагаю, Россия точно не поддержит перевод ситуации в двустороннее русло. Пора, наконец, даже самым проамерикански настроенным политикам понять, что у мира сейчас ключевая проблема – не Иран с его ядерной программой, а Америка с Трампом. И отказываться от важнейших достижений прошлых лет в надежде на то, что на этом президент США успокоится, было бы крайне наивно. Свой криминально-ковбойский подход он будет демонстрировать каждый раз, когда не будет получать отпор от международного сообщества. Европа, ау?

Оригинал

Совет национальной безопасности и обороны Украины принял решение о прекращении участия страны в СНГ. Большинство украинских инициатив, законопроектов и деклараций последнего времени носит не практический, а символический характер. И чем меньше реальных изменений к лучшему для простых людей, тем больше власть вбрасывает звонких решений, которые самих проблем не решают, но помогают отвлечь от них внимание. Так было с многострадальным «безвизом» с ЕС, со всевозможными актами, в которых говорится о «российской агрессии» (как раньше об «АТО», но потом поняли, что «агрессия» выгоднее), с законом о реинтеграции Донбасса, с переименованиями городов и улиц, со сносом памятников, с борьбой с советской символикой и с российскими телепрограммами и многим другим. Каждый транш МВФ или появление американских «Джавелинов» подается как очередная «перемога», которая – ну теперь уж точно – сделает Украину счастливой. Однако «уж полночь близится», а счастья все нет.

Шоу «Украина выходит из СНГ» длится уже довольно давно. Еще 19 марта 2014 года послемайданная власть объявила о начале процедуры выхода, о чем якобы также имелось решение СНБО. Тогда же Украина приостановила председательство в Содружестве и более не платила членские взносы.

Однако считать, что Украина была вне СНГ, и, как говорят украинцы, не может выйти оттуда, куда не входила, некорректно. Украина является государством-основателем и государством-участником СНГ. Ибо ее президент подписал 8 декабря 1991 года знаменитое Соглашение между Республикой Беларусь, Российской Федерацией (РСФСР) и Украиной о создании Содружества Независимых Государств. Приостановить для себя это Соглашение можно, уведомив других участников за год (Ст.10). При этом Украина, кстати, приостановит и действие Статьи 5 Соглашения: «Высокие Договаривающиеся Стороны признают и уважают территориальную целостность друг друга и неприкосновенность существующих границ в рамках содружества».

Однако Украина не ратифицировала Устав СНГ, а потому и не обрела статус члена Содружества (наряду с Туркменией). Но это не значит, что механизм СНГ не работал для Украины, причем с немалой выгодой для нее. Ведь СНГ – это не одна Россия, которой уже не знают как еще «насолить» в Киеве, а множество государств, унифицировавших отношения друг с другом для удобства, прежде всего, граждан, бизнеса, транспорта, работы различных государственных служб и т.п. Если разорвать многосторонние соглашения, придется все это прописывать с каждым государством в отдельности. Совершенно не случайно Президент России В.В.Путин сказал в свое время, что если в Европе страны ЕС совместно работали для объединения, то «СНГ создавалось для цивилизованного развода». Поэтому отказ Украины от СНГ – это отказ от цивилизованного развода в пользу нецивилизованного. Что, впрочем, уже не удивляет в нынешней Украине.

Оригинал

Распространенный Комитетом палаты представителей конгресса США доклад по «российскому вмешательству» по первому впечатлению представляет собой подборку гипотез и не особенно вытекающих из них выводов. Главное там — любой контакт с русскими или любое упоминание русских или России рядом с теми или иными политиками США, а также любое наше (в том числе негосударственное) присутствие в американских соцсетях или на местном медиапространстве есть уже попытка России влиять на политические процессы в Америке.

По такому принципу можно считать любую страну, которая вещает в США или имеет там посольство, ведет бизнес с американцами или просто встречается с ними, пытающейся вмешиваться в ее дела.

Не вижу смысла с нашей стороны как-то лезть в эти сугубо внутренние «разборки» в США (это имело бы смысл, если бы мы и правда хотели вмешаться в них), поскольку они уже перешли в фазу, напоминающую реалии сталинского СССР, когда «врагов народа» называли японскими или немецкими шпионами по столь же сомнительным основаниям. Мы можем лишь пожелать американцам поскорее закончить этот этап неомаккартизма и вернуться в реальный мир, в котором у России и США есть много срочных тем для обсуждения.

Кстати первая реакция президента США Трампа в твиттере говорит ровно о том же: пора заканчивать тотальную охоту на ведьм, пишет глава Белого дома. Ибо он увидел в документе главное для себя — отсутствие доказательств прямой связи его команды с русскими. В части демонизации России это ничего не меняет, а вот в части демонизации самого Трампа как раз многое.

Разумеется, это ещё не финал американской схватки, но «удавку» на шее американского лидера немного ослабит. Однако ждать шагов навстречу России я бы не стал. Но приостановки новых санкционных волн ожидать можно. Ибо главная их подоплека — не поведение России, а исключительно желание администрации откреститься от обвинений в «работе на Кремль».

Но если почва у таких обвинений поплывет, то объективно будет меньше причин накалять обстановку в наших отношениях и дальше. Небольшое окошко возможностей, но сможет ли Трамп что-то сделать в его границах — пока вопрос.

Оригинал

Новость дня, а быть может — и года (далее — везде): лидер КНДР Ким Чен Ын объявил о завершении программы ядерных и ракетных испытаний и готовности к мирному взаимодействию с окружающим миром ради развития национальной экономики.

Хорошего в этой новости гораздо больше, чем плохого (последнее, пожалуй, только в том, что у Северной Кореи, возможно, действительно появилось дееспособное оружие массового поражения). Налицо шанс на деэскалацию напряжённости, которая ещё месяц-два назад накалилась до порогового уровня ядерного конфликта. Позитивно отреагировали уже три «западных» участника противостояния — США, Япония и Южная Корея. Нет сомнений, что и «с востока» (Россия и Китай) реакция будет положительной.

Американцы, вне всякого сомнения, припишут результат себе. Мол, продемонстрировали военную мощь, додавили санкциями, да и вообще не дрогнули. В общем, спасли мир. На самом деле прогресс, если он подтвердится, стал возможным в силу коллективных действий пяти стран в «шестерке», где у каждой страны была своя роль и где сохранение каналов диалога с Пхеньяном у Пекина и Москвы было не менее важным инструментом, чем публичные угрозы «стереть с лица земли» со стороны Вашингтона.

Финальная точка пока не поставлена. Решений пленума ЦК ТПК недостаточно. Чтобы подтвердить изменение не тактики, но стратегии взаимоотношений с окружающим миром, КНДР предстоит вернуться в режим Договора о нераспространении ядерного орудия и возобновить полномасштабное сотрудничество с МАГАТЭ. После этого станет возможной отмена санкций, введённых Советом Безопасности ООН, и нормализация сотрудничества Северной Кореи с соседями, включая Россию.

Но и для нормализации ситуации на Корейском полуострове нынешних решений Пхеньяна недостаточно. Нужны оперативные и, по возможности, демонстративные встречные меры со стороны Вашингтона. Прекращение агрессивной и уничижительной риторики. Признание суверенных прав КНДР на собственное развитие. Отказ от угроз смены власти в этой стране через внешнее вмешательство. Сворачивание военной активности у границ Северной Кореи. Восстановление политического диалога.

Хотелось бы верить, что запланированные на ближайшее время саммиты между Северной и Южной Кореями, а также между Северной Кореей и США теперь точно состоятся. Наш диалог с северокорейскими соседями не прерывался ни на минуту. И это было ответственным, точным и в конечном счёте сработавшим решением российской дипломатии.

Линия на политическое урегулирование и на мирное решение споров, которую во всех ситуациях и последовательно отстаивает Россия, взяла верх. И это по-настоящему главная новость дня, года, далее (дай Бог) везде.

Оригинал

Бодрое послание президента США Д.Трампа к России, в котором он предложил готовиться к «хорошим, новым и «умным»» американским ракетам, честно говоря, ужасает именно своим демонстративным легкомыслием — действительно страшно, когда понимаешь, в руках каких людей находится самый большой в истории военный арсенал на планете. А готовность его применить на абсолютно фейковом основании — тем более повод для серьезного разговора в Совбезе ООН и на всех других международных площадках.

Те, кто называет сирийского президента «животным», сами все больше напоминают одного известного персонажа фауны с гранатой, которое не в состоянии реально оценивать последствия своих действий. Речь идёт, на минуту, об атаке на суверенное государство, о действиях, подпадающих под общепринятое определение агрессии. Даже союзники США, включая весьма легко обращающуюся с доказательствами Великобританию, на каком-то этапе «притормозили», понимая, чем грозит ракетная атака по такому сомнительному и не расследованному поводу, как «шоу белых касок» в Сирии.

Однако Вашингтон этот факт отнюдь не смущает, и это ещё больше наводит на подозрение о том, что атака является реальной причиной, а не следствием событий в Сирии: США нужен триумфальный «камбэк» в эту страну, и очень «кстати» последовала химическая атака, бессмысленная для Дамаска, но вполне к месту для боевиков и для Вашингтона.

И самое опасное, что там сейчас объективно нет адресата, к чьему разуму можно было бы взывать, чтобы удержать от рокового шага. «Шутник» Трамп с его «хорошими ракетами» и его ястреб-советник Болтон явно не те, кто отличается здравомыслием, когда речь заходит о том, чтобы поиграться с «гранатой».

Оригинал

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире