13:24 , 03 марта 2017

Чего не хочет Титов для нашей экономики?

Несколько дней назад бизнес-омбудсмен Борис Титов на презентовал властям свою программу для экономики России. Это была очередная презентация проектов «Столыпинского клуба. Вслед за этим, по случайному совпадению, наш Институт глобализации и социальных движений (ИГСО) представил критический доклад по стратегии «ростистов».

Доклад ИГСО «Либеральный план «патриотов» для экономики России» был представлен в четверг 2 марта, в Центральном доме. Его основной вывод: предложения, высказанные в «Экономике роста» и ряде презентаций, лишь замаскированы под патриотическую (протекционистскую стратегию), и они не смогут дать положительный эффект в экономике — вызвать необходимый стране устойчивый рост. С докладом нетрудно ознакомиться в подробностях, но на некоторые вопросы стоит обратить внимание сразу.

Для авторов «Экономики роста» инвестиции в реальный сектор экономики суть главный источник роста. Они пытаются внушить публике мысль, будто чем больше у бизнеса денег, тем больше получится инвестиций. Это так же неверно, как представление, будто отмена налогов приведет к немедленному инвестиционному буму. Даже для индивидуальных домохозяйств не очевидно, будто рост доходов при прочих равных обстоятельствах вызовет рост потребления — в одних случаях деньги могут пойти на сбережения, а в других сбережения, наоборот, проедены.

Ростисты утверждают: «Государство должно стать катализатором инвестиционного процесса, обеспечив в 2017-2018 годах запуск механизмов финансирования инвестиций в среднем на 1-1,5 трлн рублей в год в первую очередь в высокотехнологичные производственные и наукоемкие проекты». Но не ясно, почему это должно стимулировать бизнес соинвестировать. Неденежные формы поддержки проектов — земля, коммуникации и тарифы, — есть уже сегодня, их не требуется изобретать. Но они тоже не могут заменить спрос. А он представляет собой главный вопрос, на который авторы «Экономики роста» не могут дать ответ.

Кроме больших тезисов команда омбудсмена выдвигает и более скромные. Предлагается, «выполнить массовую программу малой приватизации «снизу». Продать все неиспользуемые для собственных нужд муниципальные и региональные имущественные и производственные активы, осуществляющие производство, работы, услуги, не профильные для местных и региональных властей». Не ясным остается, кто все это приобретет, что должно сделать это привлекательным для покупателя, и главное — какие последствия для бюджета это будет иметь. Его расходы могут от подобной «разгрузки» существенно вырасти. Существует также угроза утраты функций приватизированных структур, что приведет к необходимости создания новых госсструктур по старому профилю.

«Ростисты» не боятся роста государственных долгов. Для них предложен предел в 30-35%. Однако, сколько будет стоить обслуживание такого долга? И это не все: за ростом расходов на обслуживание долга последует сокращение социальных расходов государства, что будет подрывать внутренний спрос. Между тем, для роста нужно именно этот спрос увеличивать, в том числе и, особенно за счет государственных социальных программ.

Анализ элементов стратегии Титова можно продолжать бесконечно. Всякий раз он будет выявлять все новые ее проблемы и противоречия. Для реализации выгодного обществу плана нужны не люди из бизнеса, как предлагает Титов, а представители его интересов. Эти специалисты должны быть готовы проводить не монетарный, а более широкий план вывода экономики страны из кризиса.

Такого плана Столыпинснкий клуб не предложил. Однако такой план необходим стране, а значит, может быть создан другими людьми и в других условиях. Такой план, как и все экономические планы, должен строиться на балансе интересов различных групп общества, ориентированных на развитие страны. Проект Титова подменяет баланс интересов рабочих и производственного капитала, обещанием баланса в результате правильного (выгодного части бизнеса) распределения денег. При этом проблемы трудящихся якобы решатся сами собой в результате обещанного им роста экономики, а некоторые корпоративные круги получат деньги еще до того как решат, стоит им их инвестировать в создание новых заводов или нет.

Как же реально вывести экономику страны на путь уверенного и интенсивного роста? На этот вопрос мы также попытались ответить в докладе, показав заодно, где и как на него не дает ответа стратегия Титова.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире