Министр культуры Владимир Мединский призвал приобщать детей к чтению:
«Ребёнок увидит, что «Капитанская дочка» — это увлекательнейшее историческое приключение, а «Дубровский» — блокбастер. Сложно найти для молодого человека, что-то более близкое и понятное по настроению, по форме и стилю изложения, чем «Герой нашего времени». Просто объясните ребенку это, и потом не оторвёте от книжки».

Прошу правильно меня понять: беда не в глобальном невежестве. Оно есть и в других странах, оно было всегда и в СССР, и в России. Беда в том, что, пожалуй, впервые российские власти открыто заявляют о принципиальном неразличении образования и невежества, культуры и эрзаца, науки и мракобесия.

Неучей и мракобесов было всегда полно в России на самых высоких должностях. Но они хотя бы на словах призывали учиться. Тот же советский канон изнанкой имперского иерархического сознания имел жёсткую иерархию в литературе, культуре и т.д. При этом высоким искусством именовались разного рода идеологические поделки, но сам факт различия высокого и массового искусства не отрицался. Поэтому школьнику — если он воспитывался в приличной семье — было несложно сопоставить подлинное искусство XIX века (а там оставались все те же Пушкин, Толстой, Тургенев, Достоевский) и «Как закалялась сталь», «Мать» или «Разгром», которыми затыкали эту дыру в ХХ веке. Дело оставалось за малым — найти настоящую литературу. И находили самиздат — порой с риском для себя.
А теперь искать больше нечего.

Теперь в России новая культурная политика. Ее целью является проекция «высокой» культуры на массовую и, в конечном счёте, неразличение этих уровней.
Да, конечно, в основе «Преступления и наказания» лежит жанр детектива, а в основе «Доктора Живаго» — любовный роман. Да, Пушкин хорошо знал жанр альбомной лирики и использовал его в своём творчестве. Но это всегда было отправной точкой для рассуждений и анализа — с целью проследить, как писатель работает с жанрами беллетристики, массовой литературы, превращая её в литературу элитарную (разумеется, в качественном смысле, а не в смысле аудитории).

А теперь нас призывают сделать это сопоставление конечной точкой. Pulp fiction — как квинтэссенция русской литературы.

Комментарии

7

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


astet 26 июля 2017 | 06:40

А давайте о культуре на примере вождя,
ибо для многих он - образец для подражания.
Припомните,
хоть раз за 18 лет
Путин говорил о том,
что в данный момент он читает книгу?
Зато стабильно участвует в богослужениях...


yuriykyvich 26 июля 2017 | 07:15

astet: Какая у него может быть "Культура"? Мочить в сортире или сделать обрезание, что бы ничего не выросло - вот его уровень. А последняя книга, которую он видел, это "Нерассказанная история США", которую его помощники положили на его стол перед визитом Стоуна.


(комментарий скрыт)

maximv 26 июля 2017 | 07:41

А что Вы хотите от этого культуртрегера геббельсовкского типа? Его задача снизить уровень культуры в стране до самого мракобесного православного фундаментализма. Он пришёл не просвещать массы, но мифологизировать и зомбировать.


(комментарий скрыт)

wowagera 26 июля 2017 | 11:25

Мюзикл"Война и мир" к примеру..Или Комикс..Просто и увлекательно..


begemout 26 июля 2017 | 11:30

Это имперское влияние на город - явление почти всегда вредоносное.
А без имперского "навеса" никак нельзя? что, вымрем с голоду?;)


ostanovka 26 июля 2017 | 13:50

Да что вы, в самом деле, батенька.
Смотрите правде в глаза: ну, какая культура у лжецов, предателей, мародеров и убийц?
А именно это - основной состав сегодняшнего того, что осталось от России.
Русский шансон да русский мат, вот и вся культура.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире