09:27 , 23 апреля 2018

Фильм «Тренер»: дайте Козловскому сборную России!

А чего ругают фильм «Тренер»? Ну, выразил себя в новом амплуа человек. Данила Козловский уже играл футболиста, топ-менеджера, князя, хоккеиста, летчика. Теперь сыграл футбольного тренера. И заодно стал продюсером, режиссером, сценаристом нового проекта.

Может, название не очень удачное выбрали. Надо было просто: «Козловский». Не знаю. Но такие люди, как Данила, всегда в искусстве были и всегда ему нужны. Вспомните незабвенный фильм «Кортик». Там персонаж, ответственный за репертуар драмкружка, так и декламировал: «Руководитель студии — Александр Огуреев! Режиссер — Александр Огуреев! В главной роли кулака Пахома — Александр Огуреев»!.. Весь сбор только, кажется, поступал в адрес голодающих Поволжья. А тут сборы достанутся создателям фильма, прокатчикам, и так людям не бедным. Касса будет хорошая. Потому что не важно, какое кино — важно, какая реклама.

Я почему к названию прицепился… Непонятно, как Юрий Столешников, которого сыграл Козловский, тренером стал. Тренером просто так не становятся. Поиграл в футбол, потом год дурака валял, меся грязь в регби, — и вот тебя позвали спасать загибающуюся команду на берегу моря. Ага. Обычно так и бывает. Начинающим тренерам лучше всего удается работа с теми, кто играть не умеет. Это беспроигрышный союз.

В спортивных фильмах вообще много непонятного. В «Легенде № 17», где главного героя сыграл тот же Козловский, никто не объяснил, чем велик был Харламов, как он стал легендой, что он такого делал на льду, что отличало его от остальных. На этот вопрос вообще нет ответа. Просто Козловский ездил на коньках и смотрел под купол канадской арены. Значит, он гений хоккея.

Ну, хорошо. Непонятно, как человек стал тренером. Мало ли у нас бездарных тренеров. Виталий Мутко, будучи в подполье как руководитель футбола Всея Руси оказывавший поддержку фильму, часто рассказывал, что детей у нас учат играть в футбол бывшие летчики, артиллеристы, военруки. Мяч кинут — и пошли курить. А тут все-таки бывший футболист. И все же, как он, не имея ни малейшего опыта, сделал звездами футбола отъявленных бездарей, неумех, игроков с забулдыжно-бутафорской внешностью во главе с главными оболтусами российского футбола — Сычевым и Гатаговым? Неужели для этого достаточно ходить руки в брюки, бухать, не бриться, говорить банальности и заставлять парней катать шины в порту? Если бы так все просто было, наш футбол давно стал бы лучшим в мире. Ну а что… Побегал в целлофане, выучил финт Зидана, перестал «сдавать» матчи, — и ты чемпион! Не кино, а какая-то сказка про Емелю-дурачка, который заклинаниями и свистками на тренировках заставил ведра ходить, пасовать и забивать голы. Вечно востребованный нашей публикой сюжет: чем меньше умеешь — тем большего добьешься.

Насколько я знаю, тренеры, работающие в футболе, используют более изощренные методики. И все равно в стране с населением 150 миллионов не могут найти одиннадцать человек для сборной.

В фильме «Движение вверх» ответы на многие вопросы, кстати, даны. Там понятно, как создавалась команда, какие приемы использовал тренер, какую тактику придумывал, откуда взялись самоотдача и готовность к самопожертвованию. Ребята бились друг за друга и готовы были умереть в день финала с американцами. Мы видели их характеры, их достоинства, их недостки. А тут-то что? Снова Козловский ходит и смотрит в небо. В этом весь секрет? К слову, мальчик, сидевший в кинотеатре по соседству со мной, глядя на то, как Столешников играет в футбол, спросил маму: «Почему он такой толстый?»

Актерам фильма дали дурацкие роли. Ирине Горбачевой не идут брюки и короткая стрижка. Можно любить женщину за губы, глаза и прочее, но в «Аритмии» она лучше. Должность президента футбольного клуба сделала ее «мужиком» — хотя, может, в этом замысел? Владимир Ильин не похож на «спасителя» команды, он выглядит не мудрым, а уставшим, говорит скабрезности. Андрей Смоляков вообще молчит, настолько ему все это противно. Врач-реабилитолог — единственный живой персонаж фильма. Поэтому «постельная сцена» не раздражает. Как без нее? Ведь чемпионат мира по футболу на носу. Англичане уже пугают своих болельщиков тем, что их могут соблазнить красивые русские женщины. Запросто! Пошлость, безвкусие, скудоумие — это даже хуже бездарности.

Данила Козловский ставит себе в заслугу, что удалось необыкновенным образом снять футбол, дать почувствовать его красоту. Ну, давайте снимем фильм про виртуозную игру симфонического оркестра или героический труд сотрудников МЧС, красоту этих профессий тоже можно воспеть. Кино вообще можно снять про что угодно. Главное, чтобы оно не было скучным и банальным. Понятно, что болельщик по-настоящему наслаждается футболом, когда смотрит обычный матч — по ТВ или на стадионе. От кино он ждет нечто большего. И вот что это, если вспоминать фильм «Тренер»? Музыка? Юмор? Диалоги? Игра актеров? Сюжет? Глубокий философский замысел? Что именно?..

Данила Козловский. Не мешайте ему радовать самого себя. И доверьте, пока не поздно, сборную России. Может, хоть из группы на ЧМ выйдем.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире