Произошли две вещи.

Во-первых, стало известно, что в Госдуме готовят поправки к законопроекту, ограничивающему право баллотироваться в парламент тех, кто поддерживал «экстремистские организации», конкретно ФБК*. Старики думцы решили не стесняться и показать исподнее — ко второму чтению запретить участвовать в выборах любых уровней для всех граждан, кто выступал в интернете в поддержку «экстремистов». Насколько я могу судить, перед нами самый жалкий и нелепый способ ввести диктатуру через поражение миллионов людей в политических правах, известный истории.

Во-вторых, в Московском доме музыки Владимир Спиваков давал большой концерт в честь столетия Андрея Сахарова.

Два эти события — дурь депутатов и памятная дата — кажутся никак не связанными друг с другом. Но это было бы так в нормальной реальности, а не в нашей вязкой исторической петле.

Солист Мариинского театра Владислав Сулимский исполнил на концерте «Казнь Стеньки Разина» Шостаковича — слова для этой «симфонической поэмы» в 1964 году написал Евтушенко.

Ясно, как это иносказание работало и проходило цензуру тогда. Формально текст посвящен казни народного героя 17 века, боровшегося против царизма, хотя кажется, что в 1964 на царизм всем было плевать. Все это стилизовано под «дубинушку», один сплошной фольклорный реализм. Поэтому «Казнь», кажется, исполнялась в советское время и даже издавалось «Мелодией».

Текст Евтушенко написан от первого лица, и выглядит примерно так:

Нет,
не тем я, люди, грешен,
что бояр на башнях вешал.
Грешен я в глазах моих
тем, что мало вешал их.
...
Грешен тем,
что драться думал
за хорошего царя.
Нет царей хороших,
дурень…

А заканчивается, когда голова отрублена, так:

Суетясь,
дрожащий попик подлетел,
веки Стенькины закрыть он хотел.
Но, напружившись,
по-зверьи страшны,
оттолкнули его руку зрачки.
На царе
от этих чертовых глаз
зябко
шапка Мономаха затряслась.

Ясно, что в 1964 году это была история исключительно про товарища Сталина. В официальной программе сегодняшнего концерта сообщалось, что исполнение именно этого произведения Шостаковича символизирует «верность человека выбранным идеалам» и «ожидание казни», то есть известной ситуации, когда интеллигент нашалил в империи.

А вот про что сейчас это еще — я даже не знаю, верно? По крайней мере, сделаю вид, чтобы не подставлять уважаемых исполнителей. Но цензуру удачно проходит: никто же не будет в здравом уме запрещать Шостаковича про Разина.

Вот так и связаны сегодняшние два события: сейчас, чтобы говорить о политике, нужно знать наше великое наследие, и иметь способность к иносказаниям.

Оригинал

* — российские власти считают «иностранным агентом»



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире