Премьер-министр Николай Азаров сказал во время встречи с мировыми звездами классической музыкальной сцены: «Сегодня на совещании мы с разработчиками закона нашли общий язык, в частности, сняли основные разногласия, которые еще оставались. Через десять дней законопроект о высшем образовании будет окончательно обсуждаться. Затем его рассмотрит правительство и направит его в парламент. И я надеюсь, что в этом году мы такой закон примем. Это будет революционный шаг в высшей школе «. По его словам, принятие закона позволит внедрить в Украине европейские принципы высшего образования (перевод с украинского).

Источник: Сайт Партии Регионов
Дата публикации: 01.06.2012 17:09

 

Carthago delenda est, или, если перейти к системе образования, законопроект о высшем образовании должен быть отклонен и написан «с чистого листа»!

 К сожалению, предложенный в Украине законопроект о высшем образовании не содержит сколько-нибудь приемлемых решений, что видно хотя бы из следующего:

1.                 Профессиональные колледжи, колледжи. Сохранение таких сопоставимых учебных заведений создает простор для бюрократических игр, поскольку простое переименование отделений в факультеты, методических комиссий в кафедры, а педагогического совета в ученый совет вполне достаточно для превращения профессионального колледжа в колледж. Недостаток преподавателей с учеными степенями и званиями всегда можно «пополнить» за счет «мертвых душ», т.е. тех, кто не работает, но включен в списки совместителей, а то и в штат, зато процветают торбо-взяточные отношения.

2.                 Колледжи. В законопроекте не определено место колледжей в системе высшего образования. Те колледжи, которые есть в Украине, были созданы на базе педучилищ и некоторых техникумов. Поскольку предусмотрена вузовская структура колледжа, то вполне возможно, что у чиновников МОНМиСУ (Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины) имеются планы по переводу университетов в колледжи. Многие периферийные университеты еще будут «грызть локти» по этому поводу, но будет поздно… Приписка о том, что бакалавров могут готовить и факультеты университетов, окажется просто забытой и непринципиальной. Видимо, именно в этом господин Азаров видит революционный шаг в высшем образовании.

3.                 Программа подготовки бакалавров. Законопроект закрепляет «пропускание» всей учащейся в высшей школе молодежи через бакалавриат (или бакалаврат – по другому подходу к терминологии), кроме одного-двух направлений, по которым разрешено готовить магистров по программе магистра. Где же здесь европейские принципы? Ведь известно, что европейские университеты параллельно предлагают студентам программу бакалавра и программу магистра, причем в первое время обучения переход из программы в программу вполне возможен. Предлагаемый законопроект начисто отвергает такую практику, что дополнительно укрепляет в мысли об уничтожении университетского образования, запланированного где-то «в недрах».

4.                 При рассмотрении структуры университета законопроект предлагает закрепить существующую структуру, что отбрасывает украинское высшее образование еще на несколько десятков лет назад. Уже сейчас кафедра стала некоей «разменной монетой» в играх администрации университета, а если учесть, что существуют кафедры, которые ведут занятия по сотне дисциплин, становится ясно, что кафедра как структурная единица университета устарела.

5.                 При характеристике видов занятий законопроект закрепляет ведущую роль лекции в учебном процессе, т.е. совершенно не учитывает современную ситуацию с информационным пространством. Министр РФ Д.Ливанов в интервью Тине Канделаки признал, что понимание роли преподавателя (учителя) как передатчика знаний поколений окончательно устарело. Правда, о современной роли этого субъекта учебного процесса господин Ливанов ничего внятного сказать не смог, но суть не в этом. Суть в том, что роль передатчика знаний присвоила коммуникационная сеть, поэтому лекция перестала быть основным видом занятий в учебном процессе высшей школы. В этом смысле можно сказать, что законопроект закрепляет пещерные представления разработчиков и отбрасывает нашу высшую школу далеко назад.

Представленных аргументов достаточно, чтобы показать, что ни о каких европейских принципах, ни о каком революционном шаге в системе высшего образования не может быть и речи. Господина Азарова просто «надули» его советники и референты.

А ведь в аргументах затронута лишь малая доля «тела» законопроекта. Сколько бюрократических радостей скрыто в глоссарии (статья 1), а сколько в заключительной части? Просто простор для бюрократического креатива с коррупционным уклоном!

Если еще учесть, что и в последнем законопроекте каждая вторая статья требует подзаконного акта, то «революционность» и следование «европейским принципам» окажутся сродни со злонамеренным деянием по оболваниванию народа.

Конечно, могут возразить, например, таким:

«Мне очень приятно отметить, что Украина получила 25-ое место в мировом рейтинге. У украинского сообщества появился еще один весомый повод для того, чтобы гордиться собственной страной», – подвел итог народный депутат от фракции Партии регионов Пинчук.

Или вот таким:

«» Современный мир, который быстро меняется, является чрезвычайно конкурентным. От качества образования (среднего, высшего) зависит, какое место мы в нем займем. У нас должна быть конкурентное образование, конкурентная промышленность, конкурентная наука, или у нашей страны, наших людей не будет перспективы», — сказал Николай Азаров.
При этом он отметил, что именно поэтому Правительство сейчас большое внимание уделяет переориентации отечественного образования на подготовку тех специалистов, которые способны обеспечить научно-технологический прогресс «.

Жаль, что наше правительство и правящие классы в целом не могут понять, что править просвещенным народом становится легче в силу назревающей опасности спонтанных флэшмобов по майданному образцу (правительство это уже имеет) и хорошо подготовленных флэшреволюций по египетскому, ливийскому или сирийскому сценарию. Гораздо проще с помощью коммуникационных технологий собрать разъяренную толпу малообразованной молодежи и бросить ее на баррикады, чем побудить образованного человека к непродуктивным разрушительным действиям.

Предложенный законопроект, закрепляя существующее положение в высшем образовании, когда мы понимаем высшую школу как место стояния в очереди за дипломом, создает предпосылки именно такого развития событий

Carthago delenda est, или, если перейти к системе образования, законопроект о высшем образовании должен быть отклонен и написан «с чистого листа»!



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире