Саид Эминов

Россия «будет продолжать совершенствовать систему Единого государственного экзамена (ЕГЭ)». Но его «надо защитить от злоупотреблений и искажений», «сохранить его несомненные достоинства, рациональное зерно». Имеется в виду «принцип независимой оценки качества образования детей и работы школьных педагогов».

Это — одно из направлений политики государства в области образования, которое Владимир Путин обозначил в своей статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России».

Между тем, ЕГЭ — три года. За это короткое время он уже успел стать и «пирогом» для нечистых на руку чиновников от образования, и «прессом», под которым находится каждый учащийся выпускных классов общеобразовательных учреждений, и учитель, готовящий его к ЕГЭ как к первому серьёзному испытанию в жизни.

Маленькая Чечня за эти три года удостоилась «чести» быть представленной едва ли не во всех комментариях СМИ, касающихся данной темы. При этом государственные мужи называют честными итоги ЕГЭ, которые ежегодно показывает республика, а СМИ чаще и больше пишут о «100-балльниках» из регионов Северного Кавказа, наводнивших престижные российские ВУЗы.

Как отделить зёрна от плевел?

Мифы и реальность

Заведующий кафедрой Чеченского государственного педагогического института, кандидат педагогических наук Айнди Якубов — один из тех учёных, которые изучают состояния дел в системе образования республики, в том числе, на основе анализа результатов ЕГЭ. Его оценки часто не совпадают с картиной, которая даётся, например, министерством образования и науки ЧР. Тем не менее, заподозрить его в необъективности сложно. Поэтому, видимо, чиновный люд предпочитает не вступать с ним в публичную дискуссию.

Судя по содержанию целого ряда публикаций Якубова в местных СМИ, он скрупулёзно отслеживает всё, что способно дискредитировать идею ЕГЭ, а вместе с ней и весь учебно-воспитательный процесс. Для него важно, чтобы реализация, как он их называет, «скрытых возможностей» Единого госэкзамена не превратилась в «пирог» для чиновников. В то же время Якубов демонстрирует готовность защитить систему образования республики от необоснованных, бездоказательных обвинений и наскоков.

К числу последних учёный относит и муссирование прессой темы о наводнивших ВУЗы страны выпускниках чеченских школ — «100-балльниках».

ЕГЭ в Чечне сдаётся с 2009 года. Однако ни в этом, ни в следующем году ни одним выпускником ни по одному предмету в республике не был достигнут результат в 100 баллов. Более того, не сотням, а всего лишь нескольким десяткам покорился порог в 71–80 баллов.

Первые максимальные показатели по ЕГЭ появились лишь в 2011 году. И то не по русскому языку, а по физике, химии, обществознанию, литературе.

Честность министра

Министр образования и науки России Андрей Фурсенко не раз отмечал честность итогов ЕГЭ по Чечне. По мнению Айнды Якубова, честности в проведении ЕГЭ в республике, особенно в сопоставлении с некоторыми другими российскими регионами, действительно было больше. Но только в сопоставительном сравнении.

«Я пришёл к такому выводу по многим причинам, — говорит Якубов, — назову некоторые»:

— «В республике ещё не было случая вмешательства прокуратуры в процесс сдачи ЕГЭ, тогда как в ряде регионов без этого не обошлось».

— «У нас не зафиксировано ни одного случая, похожего на то, что произошло, например, в Морозовской школе в Ростовской области».

— «По Чечне нет ни одного факта появления в сети заданий по дисциплинам, выложенных нашими пользователями интернета».

— «Использование мобильных телефонов во время проведения экзаменов также не становилось предметом расширенного анализа и разборок на официальном уровне».

— «У нас, в отличие от ряда других регионов, не зарегистрировано фактов дачи и получения взяток во время проведения ЕГЭ».

«Кто-то может сказать, что у нас, возможно, старались не выпячивать негатив, но это — из области домыслов и предположений, не являющейся сферой моей компетенции», — подчёркивает Якубов.

Уровень знаний

Результаты сдачи выпускниками Чечни ЕГЭ за три года Айнди Якубов свёл в две таблицы: в одной — итоги по предметам, в другой — общеобразовательные учреждения, учащимися которых получены максимальные баллы.

В 2009 году самый высокий балл был получен по биологии — 83. Через год были отмечены первые результаты выше 90 по целому ряду предметов. По итогам 2011 года взят 100-процентный рубеж.

Отмечается также последовательное — по годам — повышение результатов ЕГЭ практически по всем предметам.

«Однако это обстоятельство пока не очень радует, — рассказывает Якубов, — Причина одна: нет дисциплин, по которым средний балл превышал бы 50. Иначе говоря, наши выпускники, желающие продолжить образование, могут на данный момент конкурировать только между собой, и только в пределах республики».

«Основная масса выпускников все три года сдаёт ЕГЭ на уровне заданий А и В, — с сожалением отмечает Якубов, — Это задания, предусматривающие применение знаний в стандартных ситуациях. По русскому языку примерно десятая часть смогла приступить к выполнению заданий С, где требуется наличие творческих начал. По математике и того меньше. Хотя умение выполнять задания С — это основа перспективы школы и общества».

Проблемные предметы

Двадцать пять лет назад Айнды Якубов открыл первый компьютерный класс в Чечне. В прошлом году он стал участником съезда учителей информатики в МГУ.

«На нём, — вспоминает он, — приводились такие данные: всего по стране в 2010 году сдавало информатику 67000 выпускников. Не сдало около 7000. Из них каждый седьмой — выпускник школ нашей республики».

«А в 2011 году из 940 сдавших экзамен по информатике менее 200 одолели планку в 60 баллов. А конкурентоспособность при поступлении в ВУЗы возникает только с этого порога», — отмечает учёный.

Кроме того, министерство образования и науки республики отказалось предоставить работы с выполненным заданием части С по математике и информатике для методического анализа. Это наводит Якубова далеко не на радужные мысли.

По его словам, невозможно пока провести анализ уровня преподавания и знания выпускниками иностранных языков: ЕГЭ по ним сдают единицы.

Вопросы…

Министр образования и науки ЧР Анзор Музаев как-то заметил, что в последние годы медалистов в республике стало раз в 15 (!) раз меньше. А руководитель Рособрнадзора Любовь Глебова не раз отмечала несоответствие количества 100-балльников числу — около 30000 — участников предметных олимпиад в стране.

Эта ситуация, по словам Якубова, характерна и для Чечни. «У нас, — говорит он, — есть достаточно высокие результаты ЕГЭ по различным дисциплинам, но фамилии выпускников, получивших эти результаты, даже не фигурируют в списке участников республиканских олимпиад».

«Более того, участники республиканских олимпиад даже в абсолютном большинстве показали довольно средние результаты при сдаче ЕГЭ».

Два года подряд в финале всероссийского конкурса «Учитель года» — в пятёрке лучших учителей страны — были представители Чечни. «Это — педагоги высочайшей квалификации. Я лично убедился в этом, — рассказывает Айнды Якубов, — И тем для меня непонятнее, почему школы по предметам, которые преподают эти учителя, не имеют лучших результатов?».

«Возможно, — высказывает он мнение, — эти профессионалы не хотят переступать через некую нравственную черту, и правдами-неправдами «пробивать» даже своим лучшим ученикам высокие баллы при сдаче ЕГЭ».

Не поддаётся логике, по словам собеседника «Кавказской политики», и то, что в негласном состязании общеобразовательных учреждений далеко не лучшим образом по итогам ЕГЭ показывают себя имеющие более высокий, чем школы, статус лицеи и гимназии. В то же время школы, выпускники которых лучше справляются с ЕГЭ, этого статуса не получают.

Заколдованный круг

Всё чаще родители чеченских школьников ищут репетиторов для своих детей. Но проблем школьного образования это никак не может решить. По мнению Якубова, нужны серьёзные усилия со стороны государства, чтобы разорвать заколдованный круг: «слабые выпускники — слабые студенты — слабые специалисты; слабые специалисты — слабые выпускники — слабые студенты».

«Первые лица республики совершенно справедливо требуют от ответственных лиц, занимающихся вопросами обучения и воспитания подрастающего поколения, повысить качество образования, — говорит он, — Для этого, в первую очередь, надо избавиться от стереотипов при оценке эффективности работы. Внешние признаки: хорошее оформление, чистые парты, ежедневные линейки, опрятный вид учащихся — не есть свидетельство результативности».

К вопросам, которые нельзя откладывать в долгий ящик, Якубов относит также решение «очень серьёзной проблемы языка обучения в школе».

Есть задачи, которые ни министерству образования, ни самой республике не разрешить без поддержки федерального центра.

«Речь в данном случае идёт о комплексе мер по укреплению, прежде всего, кадрового потенциала школ. Не будет, скажем, достойной зарплаты, льгот при оформлении ипотечного кредита, комфортных условий для преподавателей отдельных дисциплин, других мер поддержки — не пойдёт на работу в школу профессионал, способный пробудить у учащихся интерес к знаниям, поддерживать на современном уровне планку качества преподавания», — считает Айнды Якубов. «Необходимо, — полагает он, — разумное сочетание популярных и непопулярных мер, чтобы в перспективе было достойное будущее».

ЕГЭ как форпост

Единый госэкзамен, по идее, призван стать форпостом в борьбе с коррупцией в системе образования.

Якубов уверен, что в перспективе ЕГЭ способен свести на нет весь тот негатив, с которым выпускник ещё вчера встречался при попытке поступить в ВУЗ. Но для этого надо отказаться от желания загнать его «в жёсткие рамки, заставляя школу следовать рекомендациям аналитических центров системы образования по организации и проведению ЕГЭ».

С другой стороны, Якубов считает «нечестными те методы и приёмы, посредством которых чеченских выпускников стараются вытолкнуть из зоны действия возможностей, предоставляемых ЕГЭ при продолжении образования». «Нечестно, — говорит он, — прежде всего, преподносить те объективные трудности и нарушения, которые встречаются в республике в организации и проведении ЕГЭ, вне контекста ситуации в данной области в целом по стране. Республика не скрывает своих проблем, поэтому нам вдвойне обидно, когда всё и вся преподносится в негативном, гипертрофированном виде».

По мнению Якубова, надо учитывать и то, что дети Чечни — это дети войны, её последствий. Они не виноваты в том, что в регионе десятки лет проводилась подлая, преступная политика.

Оригинал

Комментарии

14

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

antiboh 20 апреля 2012 | 11:55

Между тем, ЕГЭ — три года./
Я что в другой стране живу ???
В 2003 у меня сдавала дочь ЕГЭ и поступила по его результатам.


elf90 20 апреля 2012 | 12:33

ЕГЭ с 2002 существовал в режиме эксперимента ,это когда баллы переводились в оценки и ставилась общая оценка в аттестат...
С 2009 года ЕГЭ действует на основании закона и баллы на оценки в аттестате не влияют , но необходимы для получения аттестата ( перейти порог) и поступления в ВУЗы...


antiboh 20 апреля 2012 | 13:16

Вот то что выше я написал добавлю.Экзамены все сдавались сами собой,она медалистка.
Получила по мат-ке- 93 балла,при поступлении на бюджет проходной выставили-95!
Как я позже узнал так смогли поступить только 3 человека,на платник же была зачислена без всяких других испытаний.


treya 20 апреля 2012 | 14:56

А я считаю, что детям Чечни помогать нужно. Не так конечно, но нужно. Это единственный способ сделать их нормальными, социально активными и ответственными людьми, способными к конструктивному диалогу.


as1223 20 апреля 2012 | 14:58

Отношение к ЕГЭ может быть совершенно разным, но по сути к Единому экзамену можно подготовиться за 2 месяца.


elf90 21 апреля 2012 | 14:33

Извините , но Вы вероятно что-то путаете...

Объясняю ...До 2009 года ЕГЭ проходил в режиме эксперимента и поэтому баллы пересчитывались в ОЦЕНКИ !
И при приеме в ВУЗы также рядом с баллами обязательно ставили оценку и проходные баллы были по ОЦЕНКАМ !

В 2003 году математику еще НЕ сдавали в формате ЕГЭ !

У меня сын в 2007 году закончил школу русский написал на 93 балла - в школе это была ПЯТЕРКА , а СПбГУ - ЧЕТВЕРКА , пять было выше 96 баллов...
Историю сдавал непосредственно в СПбГУ и сейчас учится на 5 курсе...


antiboh 21 апреля 2012 | 15:02

Нет ,Тамара,так и было.Но ЕГЭ выбирали.Мы выбрали мат-ку.В приёмную комиссию сдали эту бумагу(о балле в ЕГЭ),они проверили по базе всё было в Интернете,было около 9.00.В 16-00 вывесили проходной на экономический ф-ет-95 (у нас 93),на другие ф-ты проходной был ниже (от 67).Но она хотела на финансы.Всё это перед глазами как сейчас,мы родители такое не забываем.
Что будет сейчас,не знаю!Через год мой младший заканчивает!???


elf90 21 апреля 2012 | 15:20

Конечно , НЕ верить не могу...

Но , все это читать мне удивительно..., потому что баллы начали учитывать исключительно с 2009 года...

Но , может быть это было в Вашем городе и регионе и тоже в порядке эксперимента...

У нас в Санкт-Петербурге до 2009 года математику сдавали в школе традиционным способом и лишь с 2009 уже в формате ЕГЭ...

Предметы по выбору все сдавали в формате ЕГЭ , но и они до 2009 года пересчитывались в ОЦЕНКИ !


antiboh 21 апреля 2012 | 15:36

Да у нас последнее время,вся жизнь сплошной эксперимент!
Не знаешь где настоящее,а где уже прошлое.
Вот будущее от нас убегает,причём так хорошо бежит,не догнать!
А тут тебе ещё и грабли под ноги,"шоп не шипко там"(с)


antiboh 21 апреля 2012 | 15:47

..з ы Сегодня вечером у меня "S" с дочкой,уточню.
Но что-то в памяти: 71- отлично;Х-хорошо,но Х нас не интересовал,поэтому не помню.
А поступила по баллам, без собеседования.


elf90 21 апреля 2012 | 15:58

Если есть желание - уточните ))) , нет , то и не обязательно...


antiboh 21 апреля 2012 | 23:27

Тамара,всё верно,как я и говорил.
Бумага называется-сертификат его после окончания ей вернули.
На гербовой бумаге.
Ну мы тут в Мордовии вообще фпереди Расеи всёй.
Как и со спортом,руководство старается.Вне критики.
А вот выборы............тоже "отличаемся",тут гниль!


vlaantvomulg 20 апреля 2012 | 12:14

Один студент на одном из форумов писал, что к третьему курсу в группе из 28 человек остались лишь 10. Говорят, что ныне это норма. Я учился в 1978-83. Из всего факультета - 12 групп по 25 человек - до финиша не дошли пятеро. Причём двое из них сошли с дистанции не по причине плохой успеваемости.


kos26 20 апреля 2012 | 12:38

Проблемы образования-далеко не проблема в ЕГЭ. А у нас 10лет ушло не на улучшение качества образования, а на совершенствование экзамена. ЕГЭ действительно совершенствуется, а планка среднего и высшего образования всё ниже. Оргреформы не затронули сути.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире