katyashugaj

Катя Шугай

11 октября 2017

F
11 октября 2017

Школьная библиотека

Представьте себе такую картину: ваш 9-летний мальчик идёт из школы домой уткнув нос в книгу. Нравится? Мне — очень! Это означает, что позади так называемый  библиотечный день, и у него новая книга, которую он будет читать в течение одной-двух недель.

Библиотеке отведена особая роль в американской начальной школе. Специальный урок — посещение библиотеки — введен в расписание и проводится раз в неделю с каждым классом. Библиотекарь знает по именам всех учеников и по сути занимает такое же  место в школьной иерархической системе, как преподаватель естествознания, изобразительного искусства и исполнительского искусства (танец, пение, театр). Именно эти специалисты работают со всеми классами начальной школы, выполняя ту же роль, что российские учителя-предметники в средней школе.

Что происходит на уроках, проводимых библиотекарем? Малышам просто читают книги вслух, учат правильно переворачивать страницы так, чтобы они не надрывались ( я приобрела это знание вместе с моим сыном!). Первоклассников учат ориентироваться в море книг и  помогают их выбирать. К детям постарше приглашают гостей ( бывших учеников школы, писателей, иллюстраторов и т.д.). Не забывают и об организационной стороне дела: в каждом классе есть ребёнок, ответственный за сбор книг в  библиотечный день в общую книжную корзину и доставку ее в библиотеку. Приятно наблюдать, как малыши пыхтят, но тащат тяжелые корзины в специально отведённое место.

Логичный вопрос: как библиотекарь справляется со всей этой работой? Благодаря помощи родителей. Каждый год вокруг библиотеки формируется кружок волонтеров, которые ежедневно  раскладывают книги на книжные полки, в конце года проводят тотальную инвентаризацию и т.п. Так я познакомилась с папой одного из учеников, хобби которого состоит в том, что каждый вечер перед телевизором он лечит «больные» книги. Говорит, это своего рода медитация. А  бабушкам и дедушкам(!) ежегодно предлагается принять участие в организации книжной ярмарки в школе: счастливые своей востребованностью бабушки выступают в  роли продавцов-консультантов перед маленькими покупателями.

Поскольку библиотека обслуживает начальную школу, в ее фонды входят книги, рассчитанные на детей 5-12 лет. Примечательно, что объем художественных книг и документальной литературы соотносится как полтора к одному. Поскольку большое внимание даже в  начальной школе уделяется самостоятельному исследованию, ребенок может найти информацию на интересующую его тему (будь то насекомые, планеты, путешественники и т.д. ) , поданную в доступной его возрасту форме. И дети этим активно пользуются.

 Оригинален один из методов пополнения фондов библиотеки: ребёнок, день рождения которого приходится на лето, осенью получает письмо следующего содержания: «Поздравляем тебя с прошедшим днём рождения! В  качестве подарка ты можешь получить право первым прочитать новую книгу из  школьной библиотеки. Для этого, кто-то, кто любит тебя, передаст родительско-учительской ассоциации пожертвование, на которое эта книга будет приобретена. А на обложке книги будет надпись: эта книга подарена (твоя фамилия и имя) в честь твоего ..... дня рождения такого-то числа (дата дня рождения текущего года).» Периодически мы с сыном встречаем книги, подаренные школе 17 и  более лет назад. Красивая традиция! И один из примеров того, как ловко получается связать в один узел решение комплекса задач: здесь тебе и  практическая задача сбора денег, и главнейшая педагогическая — привить детям любовь и уважение к книге, и сигнал родителям — библиотека-наш приоритет и  мощная школьная традиция.

Уроки, введенные в сетку расписания, отработанная технология еженедельного кругооборота книг, вовлеченность детей и родителей в  регулярный физический контакт с книгой– все это создает условия для того, чтобы книга в ее исконном виде прочно вошла в жизнь детей. Наравне с интернетом.

 

 

 

 

Учебный день в начальной школе в штате Колумбия начинается в 8:40 и заканчивается в 15:15. Это очень длинный рабочий день. Много для детей 5-11 лет, и, конечно, без того, чтобы, как говорил Винни-Пух, хорошенько подкрепиться, им было бы выдержать такой режим невозможно. Как осуществляется система питания?

Завтракать дети могут дома, а могут и в школе, если придут в школьную столовую до начала учебного дня. Часов в 10 детям дают время на перекус, захваченный из дома, а между 12 и 13 они обедают. Обед может лежать у ребенка в рюкзаке, если родители приготовили его дома, а может ждать его в школьной столовой. В школе нет кухни, все питание готовится централизованно и развозится по школам.

Многие дети (увы!) страдают разными типами аллергий, поэтому в школу запрещено приносить продукты, содержащие, например, орехи. А конфеты разрешены лишь раз в году: на Хэллоуин.

Для водохлебов повсюду в школе стоят «фонтанчики» с питьевой водой — так решена проблема возможного обезвоживания.

Школьные завтраки бесплатны для всех учеников, за обеды нужно платить (стоимость одного обеда $2,70), для отдельных категорий детей — бесплатны. Заявки на бесплатное питание подаются в начале учебного года. Оплата школьного питания производится он-лайн или с помощью чековых книжек заранее. Ни дети, ни работники школьной столовой с наличными деньгами дела не имеют.

Что лежит на школьном подносе во время завтрака? Пакет молока (200г), фрукт (яблоко или банан), булка или пакетик хлопьев. Не то, чтобы очень вкусно, но для того, чтобы набраться сил перед рабочим днем – достаточно. Что на обед? Гамбургер/пицца/кусок курицы/салат (всегда есть выбор из двух блюд), 3 типа овощей на выбор, сок. Супчика — увы!— не бывает.

Меню вывешено на сайте гороно на неделю вперед, ребенок сообщает учителю утром, будет ли он есть школьную еду (и какую) или принесенную из дома. В нашей школе усилиями детей и педагогов к обеду добавляется салат, выращенный на школьном огороде, который функционирует круглый год.

Пару слов о пространстве, где дети обедают. Это не в полном смысле слова столовая. Конструкция столов со скамейками такова, что они легко складываются и отвозятся в уголок. И тогда помещение преображается. Три, а точнее, четыре в одном: столовая, зал для общешкольных мероприятий и занятий физкультурой (в плохую погоду), зал общешкольной группы продленного дня.

Атмосфера в столовой во время обедов напоминает нашу школьную столовую: шумно, суматошно, мальчишки торопятся поскорее закончить с этим скучным занятием и отправиться во двор гонять мяч, девочки степеннее. Детишки не сильно отличаются от своих сверстников за океанами.

Пару слов о том, что происходит с несъеденными фруктами, невыпитым соком и молоком. Ребенок обязан взять весь комплект обеда или завтрака, но не обязан его съедать полностью. Но он обязан поставить нераспечатанные продукты в специальный холодильник, откуда впоследствии родители-волонтеры заберут их и перевезут в пункт питания для бездомных, находящийся неподалеку. Эта операция производится на регулярной основе раз в неделю. А несъеденные фрукты идут в общую корзину, откуда их могут брать другие дети. Мой сын частенько этим пользуется, поскольку обладает завидным аппетитом.

Одним словом, нельзя сказать, что в школьном питании американцы изобрели велосипед, но, как родитель, я спокойна – ребенок точно не останется голодным, и, значит, мне не нужно нервничать по этому поводу.

28 августа 2017

Понаехали тут!

В Америке существуют три независимые уровня школы: начальная, средняя и высшая. Каждый ребенок, живущий в Америке, имеет право ходить в государственную школу, для каждой из которых определен свой школьный округ. Естественно округ для начальной школы не совпадает с округом для средней и для высшей, так как это (в большинстве случаев) независимые друг от друга учебные заведения. Это создает определенные проблемы при выборе места жительства – нормальным в Америке считается ситуация, когда сначала родители выбирают школу для своего ребенка, а потом ищут жилье в этом округе, — переходя из школы одного уровня в другой часто приходится менять жилье.

Школа обязана взять вашего ребенка независимо от вашего иммиграционного статуса (никто из администрации школы не спросит у вас никаких документов) — достаточно предъявить директору школы счет на оплату воды или электричества и выписку с банковского счета, где указан ваш адрес, и директор не может вам отказать. Даже если вы пришли в школу в середине учебного года, а классы переполнены.

Вашингтон – в полной мере международный город, где количество иностранцев в отдельных районах города составляет значимую долю. Поэтому в любую школу может прийти ребёнок, для которого английский не является родным языком. В этом случае его направляют в специальный центр, работающий при одной из государственных школ, где специалисты определяют уровень владения английским языком.

Когда я привела моего сына для прохождения такой оценки, то была сильно удивлена тому, что в этом же центре и  родителям предлагается помощь в освоении английского языка. Более того, если вы ищете работу, то вам помогут и в этом.

После того, как специалисты определяют языковой уровень ребёнка, они направляют специальную форму в школу. Если уровень знания английского недостаточен для того, чтобы ребенок мог адекватно воспринимать учебную программу, специалисты центра дают рекомендации, какого типа помощь должна быть ему оказана. Школьная администрация берет ситуацию под контроль и обеспечивает ученику бесплатные дополнительные занятия по английскому языку как иностранному в необходимом объеме.

В прошлом году в классе моего сына было два таких ребёнка. Один из них пришёл в школу с нулевым уровнем владения английским языком. К концу учебного года, благодаря слаженной работе системы ( и погружению в языковую среду, бесспорно!) он свободно ориентировался и мог выражать свои мысли на английском языке.
США — страна эмигрантов, которые все «понаехали тут!». Интересно, сколько лет понадобилось для того, чтобы разработать эту систему включения детей иностранцев в рабочий ритм школы? И чем руководствовались люди, занимавшиеся этим: интересами детей, которые попали в эту непростую ситуацию? Интересами учителей, которым каждый день нужно иметь дело с ребенком, не понимающим или частично не понимающим его? Интересами администрации школы, которой нужно понимать, как встраивать таких детей в учебный процесс? Интересами страны, которая искренне хочет попытаться выровнять стартовые возможности детей? Или всеми этими интересами вместе?

22 августа 2017

Школа Вашингтона

Стать блоггером… Звучит устрашающе для человека, который до сих пор предпочитает листать страницы живой книги и получает от этого физическое удовольствие.

Я больше двадцати лет работаю и занимаюсь с детьми (своими и чужими). Три года назад моя семья переехала в США, и наш сын отправился в первый класс местной государственной школы. С этого все началось. Я столкнулась с таким количеством удивительных и непривычных вещей, происходящих в школе Вашингтона, что мне захотелось поделиться ими. Я не хочу выносить вердикт: правильно-не правильно, лучше-хуже; у каждого подхода есть свои достоинства и свои недостатки. Поэтому постараюсь рассказывать о своих наблюдениях, давая взгляд с двух сторон. Возможно, кому-то мои заметки окажутся полезными, а кому-то просто забавными.

Сегодня в государственных школах Вашингтона начало учебного года, местное «1-ое сентября».

За неделю до этого директор школы начинает бомбардировать родителей посланиями (в течение всего учебного года эти послания будут приходить как минимум раз в неделю).

В первом послании все дети и их родители приглашаются зайти в школу в последнюю неделю каникул. Зачем? Чтобы смягчить переход от летней вольницы к более строгому распорядку учебного года. Дети бродят по школе, знакомятся с новым учителем (в начальной школе учитель меняется каждый год), приветствуют прежних учителей, узнают, кто будет учиться вместе с ними в классе (состав учеников в параллели тасуется каждый год).

Для новичков время знакомства со школой устанавливается отдельно, чтобы без лишнего стресса познакомиться с новым пространством и людьми. Новичкам и их родителям приходит отдельное приглашение на встречу-знакомство с директором школы, которая проходит на школьном огороде в непринужденной атмосфере и заканчивается мороженым для детей.

В этом году первый день учебного года совпал с солнечным затмением, подготовка к которому началась заранее. Учитель естествознания послал всем ученикам письмо с подробным объяснением того, что будет происходить. Все государственные школы получили от местного гороно специальные очки, поскольку дети и учителя будут наблюдать затмение в учебное время. Если же ребенок по каким-то соображениям не захочет наблюдать его вместе со всеми, то родители должны дать знать учителю об этом заранее с тем, чтобы ребенку нашли другое занятие на время наблюдения затмения.

Заметки педагога со стажем:

1) тот факт, что учитель начальной школы работает каждый год с новым детским коллективом, не дает ему возможность расслабляться, уповая на то, что он детей хорошо знает. Работая с одной и той же возрастной группой каждый год, специалисты совершенствуют свое профессиональное мастерство, оттачивают свои приемы. Кроме того, педагогу не нужно каждый год вспоминать, а что там в этом классе и как это рассказать? Есть и оборотная сторона медали: «Только привыкнешь к середине года к детям, узнаешь их, как уже пора расставаться.» Нам кажется, что и ребенку, и учителю комфортнее живется при российской системе: один учитель на протяжении всех лет начальной школы. Американская система в этом плане более жесткая, она поднимает планку педагогического процесса выше, заставляя и детей, и учителей быть более гибкими;

2) то, что детский коллектив меняется каждый год, позволяет детям тренироваться в умении находить свое место в коллективе, избегать приклеивания «ролей» на долгие годы. На переменах они имеют возможность общаться с друзьями по прошлым годам обучения. В российской школе ребенок может проучиться всю свою школьную жизнь в одном коллективе. У этого подхода есть, безусловно, свои плюсы (друзья на всю жизнь, например), но не ограничен ли при таком подходе ребенок в ежегодном приобретении и закреплении социальных навыков?

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире