Мосгордума напомнила о себе в связи с выборами не только мэра.
Получилось – как всегда.

Видимо, 30 мая Мосгордума примет во втором чтении изменения Избирательного кодекса Москвы. Они учитывают изменения федерального законодательства, и не только в связи с восстановлением (в очень усеченном виде) выборов мэра. Изменения касаются и выборов Мосгордумы. Причем везде, где возможны варианты, – выбран худший.

Ниже основные изменения сведены в таблицу и прокомментированы. А потом – выводы.

Избир. кодекс

Москвы

Статья

Изменения

Комментарии

4

«7.2. Не имеет права быть избранным Мэром Москвы гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Мэра Москвы должность Мэра Москвы второй срок подряд

Реверанс в сторону общественного мнения, столь же декоративный, как и аналогичная формулировка в Конституции.

 5

В Мосгордуме предлагается не 35, а 45 депутатов.

Лужков в 1993 г. установил 35 депутатов, чтобы иметь управляемую Думу. Федеральный закон позволяет избирать в Мосгордуму от 45 до 110 депутатов. Московские законодатели выбрали минимум с прежней целью. Они даже не вспомнили, что к Москве присоединены новые территории, а значит, и избирательные округа. Депутатов по-прежнему будет в разы меньше, чем высших руководителей города. О каком парламентском контроле при этом можно говорить? Но дело еще и в размере избирательных округов (об этом ниже).

Учитывая, что других достаточно полномочных выборных органов в Москве нет, в Мосгордуме должно быть  110 депутатов!

Стандартное возражение, будто недопустимо втрое увеличивать расходы на Думу, — это демагогия. Правительство обходится Москве в несколько десятков раз дороже Думы. Чтобы компенсировать увеличение расходов на Думу, достаточно чуть-чуть урезать расходы на Правительство. А эффект от сильной Думы для города будет  сопоставим с удвоением городского бюджета.

12

Избирательные округа

«Выборы депутатов Московской городской Думы проводятся по одномандатным избирательным округам и городскому избирательному округу. 22  депутата Московской городской Думы избираются по одномандатным избирательным округам…  23 депутата Московской городской Думы избираются по городскому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за городские списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями.»

По Конституции Дума — законодательный (представительный) орган власти.

Все 35 депутатов первого созыва избирались по одномандатным округам. При тогдашнем населении Москвы на округ приходилось около 300 тыс. человек, в среднем три района. Депутат при желании мог, хотя и с трудом, взаимодействовать с избирателями и с районными властями, разрешать конфликты в «горячих точках». Но при населении Москвы  12 млн чел. в 22 одномандатных  округах  будет по 545 тыс. человек, 5-6 районов! При такой численности непосредственное представительство практически невозможно. Это уже не ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ  власть, это прямое нарушение Конституции. 

Кроме того, чем больше одномандатный округ, тем  больше преимуществ у кандидата  партии власти на выборах: меньше роль личных контактов между кандидатом и избирателями, больше роль администрации, СМИ и денег.

34

«16. В поддержку выдвижения кандидатов на должность Мэра Москвы собираются подписи депутатов представительных органов местного самоуправления и (или) избранных на выборах глав муниципальных образований. Количество подписей составляет 10 процентов от общего числа депутатов представительных органов местного самоуправления, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Мэра Москвы, и (или) числа избранных на выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных образований. Депутат представительного органа местного самоуправления или избранный на выборах глава муниципального образования может поддержать только одного кандидата, выдвинутого любой политической партией. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных образований (не менее чем в трех четвертях муниципальных образований должно быть собрано не менее одной подписи указанных лиц). Указанные подписи могут собираться со дня выдвижения кандидата на должность Мэра Москвы. Число лиц, которое (в абсолютном выражении) необходимо для поддержки кандидата на должность Мэра Москвы, обнародуется Городской комиссии в течение трех дней со дня назначения выборов Мэра Москвы.»

 

Конечно, мы должны по-прежнему добиваться свободных выборов мэра, причем не дожидаясь 2015 года.

Но пока – каковы практические последствия ПРЕДЛАГАЕМОГО порядка?

В Москве, с учетом новых территорий, 146 муниципальных образований. В 123 муниципальных образованиях «старой» Москвы 1560 депутатов, в 23 «новых», предположим, 250. Значит, оппозиционному кандидату надо получить не менее 181 подписи, причем  не менее чем в 110 муниципальных образованиях. Из всех партий, называющих себя оппозиционными, на такие количества после мартовских выборов может надеяться только КПРФ, да и то – с количеством муниципальных образований могут быть проблемы, особенно если левые противопоставят себя остальной  оппозиции. К тому же очевидно, какое жесткое давление будут власти оказывать на муниципальных депутатов, чтобы не допустить оппозиционного кандидата. Примеры давления мы уже видели при выборах председателей районных собраний, а также на Пресне, когда муниципальные кандидаты пытались поддержать протестный лагерь.

Но выдвижение – это только начало, а дальше? Москва за «красного» мэра не проголосует.   Другие же партии заведомо лишены возможности выдвинуть кандидата в мэры. Например, Республиканская партия, долгое время по вине властей лишенная регистрации, вообще не имеет в Москве ни одного муниципального депутата.

А вот  единый кандидат оппозиции, видимо, сможет собрать и подписи муниципальных депутатов и, главное, голоса избирателей.

37

«15.3. В случае возникновения сомнения в достоверности подписи в листе поддержки кандидата на должность Мэра Москвы, в том числе в связи с недостатками в оформлении листа поддержки кандидата, избирательная комиссия субъекта Российской Федерации вправе провести опрос лица, достоверность подписи которого вызвала сомнение. Письменное заявление этого лица, представленное в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации до окончания срока проверки, является основанием для признания его подписи в листе поддержки кандидата достоверной.»

Разумные речи и слушать приятно. Полезная «новация», но  федерального, а не московского законодательства.

Однако, вводя эту норму, законодатели признают, что проблема отнесения подписей к сомнительным – существует. Кто же мешает и в других случаях спросить подписанта?

77

В частях 1-3 цифру «7» заменить цифрой «5».

 

 

 

 

Ну, наконец-то…

Кроме того, согласно ст. 70 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на референдум…»:

«4.1. Каждому списку кандидатов, допущенному в соответствии с законом к распределению депутатских мандатов, должно быть распределено не менее одного депутатского мандата.»

78.2

«Повторное голосование на выборах Мэра Москвы 

1.     Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Мэра Москвы, Городская комиссия назначает повторное голосование на выборах Мэра Москвы по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей…»

Полезная новация, и тоже -  вынужденная федеральным законодательством.

 

 

Изменения избирательного законодательства, происходящие в последние месяцы во многом под давлением оппозиции, не исправляют, либо вовсе не касаются очень многих больших и маленьких «хитростей», которые позволяют властям фактически фальсифицировать выборы на любой их стадии, начиная даже не с избирательных кампаний, а с возможностей проявить себя кандидатам и партиям оппозиции.

По-прежнему сохраняется безобразный принцип, когда голоса, поданные за непрошедшие списки и непрошедших кандидатов, присваиваются теми, за кого избиратель не голосовал. По прежнему узаконен обман избирателей, когда во главе списка стоит «паровоз» — чиновник, не собирающийся быть депутатом. Нет строки «против всех», нет минимума явки избирателей, власть монополизирует наружную рекламу. И т.д. и т.п.

Оппозиция давно создала альтернативный Избирательный кодекс, устраняющий подобные безобразия на основе российского опыта выборов и многовекового опыта, накопленного человечеством. Но законодатели и придворные «политологи» в упор его не видят.

А сколько более широких проблем — таких, как отсутствие правосудия?!

Проблему честных выборов можно решить только вместе с честной властью. В России мораль, честность становятся главной политикой.

Сейчас самая актуальная и реальная задача – добиться выборов Московской городской думы, не теряя время до конца 2014 года. Потеря времени – это сотни миллиардов городского бюджета, которые могли бы пойти на доплаты к пенсиям, жилье, дороги, здравоохранение и т.д., это продолжающееся разложение общества с гниющей «головы». Оппозиция имеет хорошие шансы победить на этих выборах и запустить «цепную реакцию» по всей России
Как заставить Мосгордуму пойти на досрочные выборы – обсуждается здесь.
Еще раньше или потом надо расширить права местных сообществ.

Следующая задача будет — добиться выборов мэра Москвы, не дожидаясь 2015 года.
Работу на объединение оппозиции к выборам мэра тоже надо начинать сейчас, тем более, что будем добиваться выборов раньше «законного» срока. Говорят, у оппозиции нет кандидата. Кандидат не появится на пустом месте, он появится в борьбе! Партии, называющие себя оппозиционными, в 2011-ом году даже не пытались вслух обсуждать вопрос о едином кандидате в президенты. Возобладал принцип «не догоню, так хоть согреюсь». Это огромная вина каждой из них перед обществом. Надо исправляться – пока на уровне Москвы и других регионов!

12 июня наши требования прозвучат на всю Россию.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире