kasyanov_mihail

Михаил Касьянов

10 января 2018

F

Горсовет Вашингтона единогласно одобрил переименование в честь Бориса Немцова площади, где расположено российское посольство. Это первое официальное увековечение памяти Немцова после его убийства. Уверен, этому примеру последуют власти многих городов, где такие инициативы уже рассматриваются.

За рубежом имя Немцова справедливо ассоциируется с борьбой за свободную Россию. На родине же власти всех уровней препятствуют увековечению его памяти. Ни на Большом Москворецком мосту, ни в Нижнем Новгороде, ни в других связанных с Немцовым местах не появилось ни одного памятного знака. Даже импровизированная мемориальная табличка на доме, где жил Борис, была варварски уничтожена провластными боевиками. Волей самоотверженных граждан защищается только регулярно разоряемый народный мемориал на месте убийства.

Показательна реакция российских властей на переименование площади в Вашингтоне. В Кремле откровенно намекают, что увековечение имени Бориса — враждебный акт со стороны США, а в Госдуме не постеснялись назвать решение «грубым и жестким вмешательством во внутренние дела России».

Власти свободной России гордились бы таким признанием за границей известного политического деятеля нашей страны, сотрудники посольства выражали бы горсовету Вашингтона благодарность. Но нынешнему режиму имя Немцова — как кость в горле, напоминание о нераскрытом и подлом политическом убийстве.

Благодарю за это решение власти американской столицы. Верю, что настанут дни, когда Россия с благодарностью вспомнит Бориса Немцова, и в российских городах появятся площади и улицы, которые будут носить его имя.


До президентских выборов остается два месяца. Их результат заранее предрешен. Изменить картину, нарисованную властью, мы не смогли – оппозиционные силы в очередной раз не  нашли в себе силы объединиться и сформировать общую предвыборную платформу.

В этой ситуации кому-то кажется, что звучащие призывы к игнорированию важнейшего политического события страны вполне естественны. Но изменит ли такая позиция расклад сил и нарушит ли планы кремлевских стратегов?

Бойкот — опасный политический прецедент. Опасен он в первую очередь для жизни и развития гражданского общества.

Призыв не  ходить на выборы консервирует пассивные настроения людей в отношении избирательного процесса, снижает активность гражданского общества. Сам факт неучастия в голосовании лишает граждан стимулов участвовать в агитации и наблюдении. Так было и на думских выборах 2016 года.  

Бойкот будет размыт. Ведь в избирательной кампании участвуют кандидаты, за которых может отдать голос демократический избиратель, в том числе сторонники Навального. Ну, а наиболее активные приверженцы бойкота да, останутся в стороне. Многие получат удобный предлог, чтобы остаться дома и игнорировать выборы впредь.

Очевидно, что явка на предстоящих выборах будет низкой. Согласно декабрьскому опросу «Левада-центра» на участки собираются идти менее 60% избирателей, из которых определенно положительный ответ дали только 28%. Соответственно на общем фоне отсутствия интереса к выборам «электоральная забастовка» незначительно уменьшит явку: примерно на 1-2%, что не представляет для власти никакой опасности. Конечно призывающие к бойкоту политики будут пытаться объяснить низкую явку успехом своей стратегии. Но это не окажет какого-либо влияния ни на ситуацию в  стране сразу после выборов, ни на политический процесс в обозримом будущем.

Власть в  любом случае поднимет показатель явки до приемлемой для нее цифры. Так это случилось на недавних выборах в Думу, когда за ночь во время подсчета голосов явка выросла с 40 до 50%.

 

Неявка демократического избирателя повысит результат Путина. На выборы будет согнан ядерный электорат власти — бюджетники, военные и госслужащие, а вместе их почти  40 млн чел, жестко применен административный ресурс. При отсутствии наблюдателей сразу после закрытия участков от имени не пришедших избирателей в  урны опустят нужное количество «правильных» бюллетеней – явка и результаты будут доведены до целевых значений самыми простыми способами.

Идти или не  идти на участки — личный выбор каждого. Но я рекомендую тем, кто хочет быть гражданином демократического государства, ответственным за его судьбу, выбрать такую линию поведения: приходить на участки и, если желаемого кандидата в бюллетене нет — вписывать его имя. Особенно важно наблюдать за выборами, участвовать в работе избирательных комиссий, мешать фальсификаторам делать свое преступное дело. Тем самым мы снизим результат Путина и покажем, что не сдаемся. Это и есть бойкот нынешней власти, а не бойкот института выборов.

Сегодня власть принадлежит Путину, но уже завтра всё может быть иначе.   Да, сегодня институт выборов у нас украден. В Кремле мучаются из-за присутствия института свободных и конкурентных выборов в Конституции. Им было бы удобнее иметь выборы без выбора по советскому образцу. Мы же не должны позволить исчезнуть соревновательным выборам как принципу, присутствующему в головах людей. Выборы —  единственный инструмент смены власти. Их  игнорирование исключает мирный путь перемен, а мы в Партии народной свободы (ПАРНАС) выступаем за формирование демократии в России мирным путем. Уверен, очень скоро мы сможем использовать институт выборов по его естественному назначению.

На Донбассе произошел обмен пленными. Обмен насильственно удерживаемых лиц по формуле «всех на всех» без каких-либо предварительных условий предусмотрен в Минском протоколе (Минское соглашение) от 5 сентября 2014 года. Это должно было произойти еще три года назад. Но то, что сейчас обмен всё же состоялся — безусловно большой позитив. Три сотни мужчин вернутся в свои дома перед праздниками.

Но в целом соглашения, подписанные в Минске в 2014-2015 годах, остались лишь на бумаге. Тлеющий конфликт на Донбассе периодически обостряется.

Обвиняя Киев в саботаже мира, Владимир Путин давно отказался от реализации Минских договоренностей. Ключевой четвертый пункт Минского протокола — «Обеспечить постоянно действующий мониторинг на украинско-российской государственной границе и верификацию со стороны ОБСЕ с созданием зоны безопасности в приграничных районах Украины и РФ» не только не выполнен, но и само его существование тщательно замалчивается российскими властями. Более того, для ликвидации этого пункта Путин предложил принять резолюцию Совбеза ООН, предусматривающую размещение миротворцев ООН не на всей территории Донбасса вдоль государственной границы, а на линии разграничения противоборствующих сторон. Принятие путинской резолюции фактически означало бы перемещение российско-украинской государственной границы на Запад.

Но реальные попытки возродить Минские соглашения путем введения миротворческих сил ООН на всю территорию Донбасса Путин отверг. Согласно Уставу ООН миротворческие контингенты размещаются в зонах конфликтов в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путём принудительных действий (военная демонстрация, военная блокада и т. д.), когда меры экономического и политического характера оказываются недостаточными. Очевидно, что ситуация на Донбассе — как раз такой случай. Конфликт должен был быть урегулирован политическими средствами на основе Минских соглашений до конца 2015 года. Но этого не произошло.

Российская власть пытается показать невозможность международного урегулирования с помощью ООН, пугая приходом на Донбасс карателей-националистов, «бесчеловечных экстремистов», резней «хуже, чем Сребренице». Этим же Путин аргументирует и наличие «самодостаточных милицейских формирований» на территории Донбасса, которые на деле являются полноценными боевыми соединениями, созданными и управляемыми российскими кураторами. Расформирование незаконных вооруженных формирований и вывод наемников с территории Украины был предписан пунктом 10 Минского протокола. Но ликвидировать армии боевиков и прекращать накачивать их оружием в Кремле не собираются. В эту сторону не было сделано за три года ни единого шага.

Надежды на стремление российского руководства к миру быстро угасают. Пройдет еще месяц-два и Запад оставит все попытки договориться с Путиным по Донбассу. Решение о поставках летального оборонительного оружия Киеву уже принято США и Канадой. Это первые сигналы российскому президенту. Но в Кремле их как будто не поняли: в ответ прозвучали предостережения и даже угрозы эскалации конфликта. В условиях полной недоговороспособности Кремля решимость оказывать помощь Украине для защиты от Путина будет только нарастать. Следующим шагом станут поставки Украине тяжелого оборонительного вооружения. Политические дискуссии на этот счет уже начались.

Позиция российского руководства делает дальнейшее наращивание военной поддержки суверенной Украины единственным выходом из тупика, повышая политическую, военную и экономическую стоимость агрессии для Путина и его окружения. Активизация боевых действий уже с совсем другим раскладом сил становится неизбежной.

Кремль глубоко заблуждается в своей политической линии и уходит от реального шанса завершить противостояния с Украиной и Западом по Донбассу. Вариант с введением миротворческого контингента ООН с широкими полномочиями на всю территорию Донбасса был бы спасителен для Путина и позволил бы ему выйти из ситуации, сохранив лицо. Если Путин упустит и эту возможность, то российскую власть, и как следствие всех российских граждан, ждут новые проблемы: ужесточение санкций и рост изоляции страны.

Сегодня группа избирателей поддержит самовыдвижение Путина на очередной шестилетний срок. Владимир Путин пришел к высшей власти в России 18 лет назад. Тогда страна проходила болезненный путь от постсоветской эпохи к новой жизни, к формированию стабильных общественных и экономических механизмов. В передаче власти Борисом Ельциным Путину общество увидело знак грядущих перемен и надежду на устойчивое развитие. Россия ждала нового молодого, решительного лидера, олицетворяющего эти перемены. Люди ждали от нового руководителя наведения порядка, достойных условий жизни и уверенности в завтрашнем дне. Людям хотелось избавиться от страха и ощущения незащищенности после поразивших страну атак террористов. В новом лидере — резковатом офицере КГБ они увидели своего защитника от угрозы терроризма. 

Надежды постепенно оправдывались. При политической поддержке президента Путина правительством были запущены масштабные реформы, которые не могли быть реализованы в условиях слабости государства. Укрепление государственной власти и начавшийся экономический подъем дали веру в Путина как политического лидера перемен.


В перспективы российской экономики поверили отечественные и зарубежные инвесторы и бизнесмены. Их предпринимательский энтузиазм воплотился в стремительный рост инвестиций. Появились все условия для быстрого формирования среднего класса, росла деловая активность россиян. Ужасы девяностых, связанные с задержками зарплат и пенсий, с пустой государственной казной, быстро стерлись из памяти граждан. К концу 2003 года экономика России выросла на 38%, несмотря на весьма умеренные по нынешним понятиям цены на нефть — $25 за баррель в среднем с 1999 по 2003 год.
Быстрому экономическому росту содействовали динамично развивавшееся сотрудничество с цивилизованным миром – с Европейским Союзом и США, рост доверия в отношениях со странами «Большой Восьмерки» и НАТО.
На фоне впечатляющих успехов по преодолению кризиса и в развитии страны Путин пошел на второй срок (2004 – 2008 гг.). Несмотря на первые «звоночки» — взятие под контроль администрацией президента центрального телевидения и дело ЮКОСа, многим казалось, что Россия уже твердо стоит на правильном пути. Но уже осенью 2004 года появились глубокие сомнения в приверженности Владимира Путина демократическому пути развития. После бесланской трагедии Путин провел циничную политическую «реформу». Были отменены выборы глав регионов, принудительно сокращен список политических партий и возведены барьеры для их создания. Политическое пространство зачистили от нелояльных игроков, усилилось давление на правозащитников. Начался передел собственности. Эти действия, противоречащие духу Конституции, развеяли сомнения в истинных намерениях Путина и его окружения. 


Но в целом по стране эти тревожные сигналы не были своевременно замечены. Залогом лояльности к власти служил рост благосостояния, затмевавший уплывающие права и свободы. Но при этом эффект прежних реформ и стремительный рост цен на нефть во время второго президентского срока Путина дали России ещё 40% экономического роста. В государственную казну хлынули золотые реки, формировались значительные резервы. Экономика России за 1999-2008 годы фактически удвоилась. Росли доходы населения и начался потребительский бум.
Экономический подъем помноженный на улучшение социального самочувствия россиян сосредоточил в руках руководства страны мощнейший политический рычаг. Он мог быть использован для проведения необходимого стране нового этапа реформ. Политическая система и общественная жизнь нуждались в демократизации, а местное самоуправление в поступательном развитии. Нужно было создавать устойчивые институты конкуренции проводить реформы социальной и жилищной сферы. Но Путин пошел по пути дальнейшего сжатия политического пространства. Достигнутые успехи он решил использовать для создания механизмов несменяемости собственной власти. Он продолжил реально властвовать в 2008-2012 годах при фактически назначенном им президенте Медведеве. Исторические шансы для всестороннего развития России были бездарно упущены. Россия вступала в потерянное десятилетие. 


Продолжилась зачистка политического поля. Опираясь на преднамеренно разбуженные в людях постимперские и постсоветские комплексы, Путин и его команда консолидировали свое так называемое путинское большинство вокруг ложных идей противостояния Западу и геополитического реванша. Война с Грузией летом 2008 года положила начало ряду военных авантюр, окончательно подорвавших доверие и ближайших соседей, и западных партнеров. Аннексия Крыма в 2014 году и развязанная война на востоке Украины превратила Россию в сеющего смерть агрессора, разрушающего международный порядок. Сошли на нет все прежние усилия в международной политике. Легли под сукно проекты интеграции в сообщества развитых государств. Мир стал воспринимать нашу страну как непредсказуемого хулигана. Даже ближайшие соседи и союзники — Беларусь, Армения и Казахстан стали смотреть на Москву с опаской и усилили работу по укреплению сотрудничества с Западом, не решаясь поддерживать внешнеполитические авантюры Кремля.
Усилиями руководства страны «командные высоты» в экономике окончательно перешли государству, а фактически – в руки лояльных Путину чиновников и назначенцев. Доля частных предприятий начала стремительно падать, практически исчез малый бизнес, огосударствление экономики достигло неприемлемых масштабов. 


Политический курс власти внутри страны и на международной арене привел к резкому снижению темпов роста экономики, росту бедности, снижению реальных доходов населения. Люди вновь потеряли уверенность в завтрашнем дне. Совокупный рост за второе путинское десятилетие (2009 – 2018 годы) не обеспечит удвоение экономики как прежде, а составит едва заметные 7% при среднегодовых ценах на нефть за период – более $75 за баррель.
Характерно, что значительное падение темпов экономического роста началось на фоне беспрецедентно высоких среднегодовых цен на нефть свыше $110 долларов за баррель. Экономический рост в 2012 и 2013 годах составил ничтожные 1,3 и 0,7%. 
Собираясь на новый срок, Владимир Путин в условиях экономического застоя обещает приблизить Россию по показателю ВВП на душу населения к развитым странам. Но всем понятно, что это не более, чем предвыборный популизм. По итогам прошлого года Россия занимает 55 место по ВВП на душу населения. Это отставание составляет полтора-два раза от развитых государств. Еще 15 лет назад нашей целью было догнать Европейский Союз по ВВП на душу населения, начиная с Португалии. И это было вполне реальным. Но в итоге Россия сегодня уступает по этому показателю и странам Балтии, и Греции, и Португалии, и даже Казахстану. 


Продолжающийся экономический застой ярко демонстрирует необходимость перемен. Построенная Путиным бюрократическая «вертикаль власти» и «силовая» конструкция возглавляемой им системы, стали главным тормозом развития страны. 
На своей декабрьской «пресс-конференции» Путин оправдал свое выдвижение на очередной президентских срок экономическими успехами 10-17-летней давности. Он снова вспомнил о былом росте экономики и благосостояния граждан. Призывы «омолодить любимую бабушку Россию» так и останутся призывами, так как сам Путин не может дать стране упомянутые им «лекарства».
Путин лишил себя шанса войти в историю сильным государственным деятелем и реформатором. История запомнит его авторитарным и агрессивным лидером псевдореванша. Но правление его не окончилось.


Выстроенная система управления должна обеспечить ему дальнейшее удержание власти. По истечению нового шестилетнего периода общий срок правления Путина составит 25 лет. Это целый исторический период, вбирающий в себя и успехи первого десятилетия, и бездарно растраченные для страны и народа 15 лет застоя и деградации. «Эпоха Путина» закончится очередной российской катастрофой. Так было всегда, когда власть искусственно сдерживала развитие общества и отказывалась от проведения реформ. 


Катастрофы еще можно избежать, если российское гражданское общество найдет в себе силы для консолидированного мирного давления на власть. Нынешний режим не опирается ни на какие ценности. Идеологически он ничтожен, крайне циничен и насквозь имитационный. За ним нет настоящей общественной энергии и силы. Новый срок Путина приведет страну на порог трагедии, и власть разделит свою вину за это с трусливой элитой, а также с людьми, так и не ставшими настоящими гражданами.

Сегодня Совет Федерации дал официальный старт президентской избирательной кампании, которая завершится голосованием 18 марта 2018 года.

По букве и  духу нашей Конституции президентские выборы – важнейшее политическое событие. В  системе государственной власти России Президент является базовым институтом. Согласно Конституции Президент определяет основные направления внутренней и  внешней политики, вносит кандидатуру Председателя Правительства на утверждение Государственной думой, своими указами назначает федеральных министров, является Верховным главнокомандующим. Любой законодательный акт вступает в силу только  после подписи Президента.

Итог президентских выборов предопределен. Раньше в «победе» Путина тоже мало кто сомневался, и  интриги особенно не было. Но сейчас перспективы мрачнее, чем обычно: Россию ждет ещё одно шестилетие стагнации и отставания от остального мира.

Институт выборов практически уничтожен правящим режимом. Сегодня выборы создают сомнительную легитимность заранее определенным победителям в условиях замороженной политической конкуренции. Нет свободы доступа к участию в выборах: неугодные кандидаты не  допускаются при помощи различных инструментов, применяется сфабрикованное уголовное преследование. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидата уже давно стал для власти удобным механизмом для отказа в регистрации. Вся система избирательных комиссий жестко подчинена президентской и исполнительной власти. Отлажены механизмы массовой фальсификации результатов: от каруселей и мобилизации бюджетников до подмены избирательных бюллетеней и протоколов. Во многих регионах тотально фальсифицируют итоги голосования, причем доля таких регионов растет от выборов к выборам. По существу ничего не изменилось и с формированием нового состава ЦИК во главе с Эллой Памфиловой. По факту она выполняет роль «либерального» прикрытия тотально управляемой избирательной системы. Суды по спорам, связанным с выборами, неизменно становятся на сторону власти.

 

Как это не  печально констатировать, но выборов в стране больше нет. По крайней мере президентских и парламентских. Граждан готовят к определенному результату заранее, подкармливают утечками и усыпляют сомнения на дальних подступах.

В ситуации, когда выборы превратились в технический инструмент продления властных полномочий интерес к ним теряют даже лояльные режиму люди. Об этом говорит свежая социология. Согласно опросу «Левада-центра» на президентские выборы по доброй воле собираются идти менее 60% российских граждан. Это рекордно низкая цифра за всю постсоветскую историю России.

В числе сомневающихся и нежелающих идти на участки оказался и наш демократический избиратель. Еще недавно он уверенно шел голосовать, портил желаемую для власти картину своей активной гражданской позицией. В Москве и Петербурге протестное голосование превышало 20%. Сегодня наш сторонник дезориентирован и разочарован. Власть приложила немало усилий, чтобы погасить его пыл. Но виновата в этом и сама демократическая оппозиция. Избиратель не увидел у демократов стремления объединить свои силы, создать реальную альтернативу власти на этих выборах. Вместо общей стратегии и тактики мы видим разнонаправленные действия потенциальных кандидатов. Мы это уже проходили на выборах в Государственную Думу. В итоге никто не получил ничего. Избиратели не пришли на участки, их не интересовало наблюдение за выборами. Даже в столичных центрах оппозиция вдвое снизила свой прежний результат. Сейчас ситуация зеркальна.

Я много лет призываю оппозиционные партии и группы объединиться в борьбе с нарастающим давлением режима. В противном случае — это гражданская безответственность, а не борьба за  возрождение России. Стране не нужны авантюры, ей нужны реформы, которые излечат ее от болезней нынешнего режима. Институт выборов у нас украли и разрушили. Вернуть доверие граждан к выборам реально. Но для этого не  нужно быть по раздельности против всех, а надо бороться вместе за будущее России, показать обществу единую альтернативную платформу, нацеленную на победу и реформы.

12 декабря 2017

Забытая Конституция

12 декабря Российской Конституции исполнилось 24 года. Но сегодня это не государственный праздник. Власти даже боятся упоминать о нем. Демократическим силам запретили проводить марш «В защиту Конституции» в центре столицы. Онизапретили даже проведение пикетов с постыдной аргументацией, что 15 человек, требующих соблюдать Конституцию, помешают установке павильонов новогоднего фестиваля.

Нашей партии с сентября отказывают в согласовании любых публичных акций, будь то призыв идти голосовать на муниципальные выборы или годовщина памяти борьбы с большевиками в Москве. Суды закрывают глаза на циничное извращение законов и неизменно встают на сторону исполнительной власти. Очень симптоматично, что в День Конституции напоминание о ее положениях оказывается помехой гуляниям и фестивалям.

До сих пор основной закон меняли в целях сохранения всей полноты власти в руках В.Путина, но переписывать основные положения Конституции правящий режим пока еще не  решался. Кремль уже не первый год, игнорируя положения Конституции, идет по пути сворачивания гражданских прав и свобод, дарованных нам Основным законом. И вот, в последние месяцы всё громче слышны голоса, требующие изменить Конституцию, «написанную либералами».  Да и формальный инструмент для инициирования этого уже подготовлен – конституционное большинство в Парламенте под названием «Единая Россия» уже сформировано властями год назад.

Конечно, в  Конституции 1993 года есть много недостатков и неточностей. Но любые изменения Основного закона возможны только в духе самой Конституции. Нужно укреплять механизмы гарантий в области проведения прямых и свободных выборов, свободы собраний, выражения мнений и судебной системы. Президент должен быть лишен функций исполнительной власти. Правительство должно формироваться избранными народом депутатами, а не президентом. Но первые две части Конституции должны оставаться незыблемыми. В них прописаны основные гарантии гражданских прав и  свобод, которые так грубо сейчас попираются властью.

Нынешние правители презирают Конституцию. Из Основного закона она для них превратилась в  формальную бумагу, которой можно при необходимости прикрыться, и которую можно отбросить, принимая очередной репрессивный закон.

Задача сознательного и взрослого общества, не смущаясь своим низким, как многим кажется, уровнем влияния, защищать Конституцию от посягательств нынешнего режима, принуждать власти уважать и неукоснительно соблюдать ее положения. Это — гражданский долг. 

28 ноября 2017

Асад преткновения

Источник: ng.ru

Какой мир нужен Путину в Сирии

Прошедшие в Сочи переговоры Владимира Путина с лидерами Турции и Ирана могут показаться крупной внешнеполитической победой российского президента. Шестилетняя гражданская война в Сирии, по его словам, подходит к концу. Но в инициированном Кремлем мирном процессе уже видны затрудняющие его ход проблемы.

На встрече в Сочи главной задачей, которую хотели решить ее участники, стал переход от силового к политическому урегулированию.

Очевидно, что Москва готова имитировать демократический процесс: дать оппозиции возможность пройти в парламент, сохранив все рычаги власти в руках клана Асада.

В январе на переговорах в Астане удалось договориться о прекращении огня и зонах деэскалации, и Путин, конечно же, сделал все, чтобы воспользоваться этим и усилить позиции Асада: теперь его силы контролируют значительную часть территории страны, а демократическая оппозиция, как и прежде, разобщена и дезорганизована. В «оппозиционном» направлении предпринимаются заметные усилия: представитель Путина присутствует на одновременной с сочинским саммитом встрече сирийской оппозиции в Эр-Рияде. Недавно несговорчивый глава Высшего комитета по переговорам Рияд Хиджаб объявил о своей отставке. Все громче звучит голос так называемой московской платформы оппозиции.

Но в своей борьбе оппозиция и ее сторонники понесли слишком большие жертвы, чтобы согласиться участвовать в управляемой Асадом политической системе. В итоговом заявлении по итогам встречи в Эр-Рияде четко обозначено — Башар аль-Асад должен оставить власть в начале переходного периода.

Не выглядит монолитным и союз сочинской тройки. Если Путин — гость на Ближнем Востоке, то Анкара и Тегеран считают себя там полноправными хозяевами. Конфликт интересов уже сейчас очевиден. Кремль, судя по всему, видит главной своей задачей выйти из войны, обеспечив гарантии для режима Асада и сохранив созданные за эти годы российские военные объекты в Сирии.

Эрдоган, стремясь сделать Турцию центром влияния суннитского мира вместо Саудовской Аравии, вряд ли пойдет на фактическое предательство суннитов в Сирии и согласится на сохранение у власти Асада и его сторонников шиитов-алавитов, которые дискриминируют суннитское большинство населения страны.

Иран участвует в гражданской войне на стороне Асада с самого ее начала. Для Тегерана гражданская война в Сирии — одна из важных побед шиитов в многовековом противостоянии с суннитским течением ислама. Иран в открытую стоит за партией войны в Дамаске, выступающей за борьбу до полной победы. В Тегеране не захотят делить с Анкарой сферы влияния и идти на значительные уступки суннитской оппозиции. Иран неофициально давно уже считает Сирию своей провинцией.

Не менее серьезно осложняет мирный процесс курдский вопрос. Ожидалось, что он станет одним из главных на сочинской встрече. Но никакой конкретики не прозвучало, что позволяет судить о несогласованности позиций тройки по этой проблеме.

Уже после встречи в Сочи американская пресса стала писать, что США помогают создавать органы управления на севере Сирии, где не представлены группы, лояльные Асаду. Вашингтон будет наращивать военное присутствие в регионе и продолжать вооружение Сирийских демократических сил.

Наличие американских сил в регионе делает невозможным попытку Путина восстановить на всей территории Сирии власть Асада и обрушивает надежды Ирана и Дамаска на войну «до победного конца».

Создается впечатление, что Путин очень торопится разыграть свою мирную карту. И это не случайно. 28 ноября стартуют переговоры под эгидой ООН в Женеве. Как и перед январской встречей в Астане, Москва всех убеждает, что сочинский саммит является всего лишь подготовкой женевских переговоров. Тем не менее Путин явно стремится довести до конца альтернативный мирный процесс, разделить его со своими «союзниками» на ближневосточном поле и стяжать лавры главного миротворца.

Российский президент не хочет подключать к процессу США и Евросоюз: на фоне череды внешнеполитических провалов развязывание сирийского узла может стать реальным успехом Кремля в международной политике, и он хочет закрепить этот успех в противовес Западу. Путин желает продемонстрировать, что именно он сделал это — завершил гражданскую войну в Сирии и принес готовую победу на блюдечке в Женеву, где за шесть лет так и не сумели разрешить конфликт.

Путин утверждает, что вмешательство России в конфликт спасло Сирию от гуманитарной катастрофы, но одновременно признает, что это были эффективные военные учения. Увы, мир увидел, что российские бомбы и ракеты принесли туда еще больше разрушений и страданий, страна находится в руинах, ее покинули миллионы беженцев. Теперь в конструкции, созданной Москвой, Тегераном и Анкарой, восстанавливать страну придется именно им. Способна ли тройка выделить сотни миллиардов долларов средств своих налогоплательщиков на это — большой вопрос.

Вполне логично, что Путин старается по максимуму зафиксировать и должным образом отобразить свой краткосрочный успех в международной модели долгосрочного урегулирования в Сирии, но это чревато новым обострением ввиду очевидного различия интересов основных игроков. Ведь Евросоюз и США не намерены позволять диктатору Асаду восстанавливать, а тем более усиливать свои позиции.

Разработка модели мирного урегулирования в Сирии должна проходить исключительно в «женевском формате», под эгидой ООН. Кремль, если он действительно желает мира, должен прекратить поддержку тиранического режима и быть готовым к полной сдаче Асада. Иран и Турция также являются сторонами конфликта, и вряд ли они имеют моральное право диктовать свою волю сирийскому народу.

Начало политического процесса можно и нужно приветствовать, но до долгожданного прочного мира еще далеко. Сегодня нужны кропотливая перестройка государства не на путинской платформе, а на демократических принципах с учетом интересов всех национальных и религиозных групп и всестороннее расследование военных преступлений. Надеюсь, что сирийский народ сможет определить свое будущее при содействии международного сообщества. Это долгий и сложный путь, но только он сможет привести к долгожданному миру на этой древней ближневосточной земле.

Оригинал

Заявление Партии народной свободы (ПАРНАС)
13 ноября 2017 года

Остается всего месяц до официального запуска президентской кампании, важнейшего политического события, которое во многом предопределит политический вектор движения страны на ближайшие годы.

Участие в этом политическом событии – обязанность демократической оппозиции, долг перед своими сторонниками. Но участие это должно быть эффективным с точки зрения борьбы с нынешней антидемократической властью. А эффективным оно может быть только если демократы идут вместе. Сегодня это означает создание коалиции, в которую должны войти и Навальный, и Явлинский, и Собчак. Они обязаны договориться о совместной работе на предстоящих выборах. Наша Партия народной свободы (ПАРНАС) готова войти в такую Коалицию.

Отсутствие консолидации в оппозиции неизбежно введет в заблуждение демократически настроенного избирателя. Навальный после вероятного отказа в его допуске к выборам будет призывать к бойкоту. Зарегистрированные кандидаты будут выступать против бойкота и одновременно конкурировать друг с другом. Главным бенефициаром такой ситуации безусловно будет Кремль. Главным проигравшим будет демократически настроенный избиратель, которому так и не предложили участвовать в эффективной политической борьбе за свои ценности и убеждения. В этой ситуации многие просто не пойдут на участки, ограничившись пассивным бойкотом, как это было на последних думских выборах.

Партия народной свободы (ПАРНАС) обращается к Алексею Навальному, Григорию Явлинскому и Ксении Собчак с настоятельным предложением собраться вместе в самое ближайшее время и договориться о совместном участии в президентских выборах.

Партия народной свободы (ПАРНАС) убеждена в том, что демократическая
оппозиция обязана предложить своим избирателям эффективный политический проект
участия в предстоящих выборах президента Российской Федерации, исходя из 
единого понимания его целей и принципа консолидации усилий.

А) Цели участия:

1.     
Российской Федерации требуется принципиально
иной политический курс, основанный на ценностях Конституции страны. Для
формирования нового курса необходима смена власти, достичь которой можно через
победу демократических сил на президентских выборах.

2.     
Участие демократической оппозиции в 
президентских выборах предоставляет возможность разъяснить гражданам России
истинное значение ценностей демократического устройства общества и государства,
необходимость европейского выбора развития. Это позволит донести до граждан
существование в России реальной системной альтернативы нынешнему режиму.

Достижение этих целей возможно, по мнению ПАРНАС, только при
консолидации демократической оппозиции на основе единой платформы и тактики
созданной Коалиции.

Б) Потенциальными
участниками Коалиции мы видим:

1. Алексея Навального и его команду;

2. Ксению Собчак и её команду;

3. Григория Явлинского и партию Яблоко;

4. Партию народной свободы (ПАРНАС);

5. Иные организации демократического фланга — Гражданскую
инициативу, Демвыбор, 5 декабря, Либертарианцев,
Солидарность.

В) Коалиция
договаривается о том, что в декабре все три кандидата выдвигаются на съездах
партии или собраниях группы избирателей.

В случае отказа в первичной регистрации кому-либо из 
выдвинутых кандидатов Коалиция проводит объединенную кампанию гражданского
протеста.

Коалиция совместными усилиями обеспечивает сбор подписей
избирателей в поддержку выдвижения первично зарегистрированных кандидатов.

В случае отказа в участии в выборах президента всем
кандидатам, Коалиция проводит объединенную кампанию гражданского протеста, объявляет
выборы несвободными, нелегитимными и призывает граждан к активному их бойкоту с 
приходом на избирательные участки. 

Если власти зарегистрируют более одного кандидата, Коалиция
определит единого кандидата демократической оппозиции по заранее выработанному
механизму.

Коалиция обеспечит полную коллективную поддержку единому
кандидату демократической оппозиции и действиям его избирательного штаба.

Г) В такой
конструкции ПАРНАС готов предложить одному из кандидатов быть выдвинутым на 
выборы президента от нашей партии.

Д) Очевидно, что
отсутствие консолидации будет играть и уже играет на руку власти, полностью
дезориентирует демократически настроенных избирателей. Мы убеждены, что без
единства действий оппозиция  не сможет
оказать ощутимого влияния на политическую ситуацию в стране.

Председатель

Партии народной свободы (ПАРНАС)                             М.Касьянов

Государственная пропаганда и работающие на мэрию СМИ старательно продвигают миф о менеджерском таланте мэра Собянина и его команды. Нам говорят, что они превратили столицу в образцовый европейский город. 

Но на самом деле за последние годы в Москве под копирку была выстроена система путинской вертикали. Главный принцип работы городской администрации — отношение к москвичам как к неразумным детям, не осознающим своего счастья. Финансы, земля, инфраструктура, принятие решений по любому вопросу полностью сконцентрированы в руках мэрии и используются в узких групповых интересах. Власть имитирует участие горожан в принятии решений фиктивными процедурами так называемых общественных слушаний, голосованием через интернет. За, казалось бы, современным лицом системы «Активный гражданин» прячется казенщина, бюрократия и коррупция. Под этой завесой чиновникам удобно осваивать городские ресурсы. В реальности все решения принимаются без учета мнения не только горожан, но и их представителей в муниципальных советах депутатов.
В заслугу московской власти ставят создание Московского центрального ж/д кольца и активное строительство станций метро, бурную реконструкцию городских улиц и намечаемую реновацию жилых районов. Нам говорят, что Собянин «не болтает, а делает», он знает, что нужно москвичам лучше их самих.

Я уверен, что город не может стать европейским, по-настоящему современным, а значит — комфортным для граждан, без свободного городского сообщества и его активной роли в городских делах. Люди хотят быть хозяевами своих кварталов, чувствовать себя, как дома в своем районе и городе, влиять на происходящее вокруг них, и эти чувства абсолютно естественны. Воля горожан должна играть определяющую роль и в расходовании бюджетных средств и при решении вопросов развития района и города.

10 сентября в Москве пройдут муниципальные выборы. На них будет избрано почти 1,5 тыс. депутатов местных советов. Мы видим, как городские власти замалчивают эти выборы. Они хотят силами зависящих от них бюджетников, 10-процентной явкой, назначить послушных им депутатов. Хотим ли мы бесконечных благоустройств улиц, т.н. образовательных комплексов вместо настоящих школ, поликлиник без специалистов, сноса старинных особняков, вырубки парков и другой «заботы» о нас со стороны мэрии? Если мы ощущаем себя свободными гражданами и хотим сами принимать решения о своей каждодневной жизни, то такое отношение властей к нам просто неприемлемо. Мы должны сказать свое слово и выбрать муниципальных депутатов, защищающих наши интересы. Да, власть украла у нас институт выборов, но на муниципальном уровне шансы всё же еще есть. У муниципальных советов сейчас крайне мало реальных рычагов давления на власть. Но если демократические кандидаты займут много мест в районных советах, то давление это будет нарастать: они будут добиваться расширения полномочий и ресурсной базы местного самоуправления.

Друзья, либо мы сдадимся под напором админресурса Собянина, либо придем на участки и проголосуем за кандидатов единого демократического списка, выдвинутых ПАРНАСом и «Яблоком».От этого во многом будет зависеть будущее нашего города, наших районов.

Москва – это наш город!

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире