kasyanov_mihail

Михаил Касьянов

27 ноября 2018

F

   Инцидент в Керченском проливе вновь показал, что российское руководство находится в собственной правовой реальности, кардинально отличающейся от её понимания мировым сообществом. Российские власти обвиняют Украину в том, что её военные корабли зашли в территориальные воды России, нарушив тем самым нормы международного права. Однако новая граница, объявленная нынешними российскими властями после аннексии Крыма, никем в мире не признана, и воды Керченского пролива не являются территориальными водами Российской Федерации с точки зрения международного права. 

   Украина в своих действиях руководствовалась действующим российско-украинским договором 2003 года о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. По нему пролив является свободным для мореплавания как для гражданских судов, так и для военных кораблей двух стран. Но российская сторона требует от украинских моряков уведомления погранслужбы ФСБ и проведения досмотра в соответствии с законом РФ о государственной границе.

   Очевидно, что российские власти пытаются заставить государственные органы Украины исполнять российское законодательство, что де-факто стало бы легитимацией аннексии Крыма и признанием его российским. Киев, разумеется, продолжает считать Крым своей территорией, и весь мир с этим солидарен. Договор 2003 года является частью системы международного права, и украинские военные моряки её норм не нарушали.

   В оценке инцидента в Керченском проливе мировое сообщество предсказуемо заняло сторону Украины. Страны-члены Совета Безопасности ООН, Евросоюз и НАТО реагируют именно в этом ключе. Россию призывают открыть Керченский пролив для мореплавания и обеспечить свободный доступ к украинским портам в Азовском море в соответствии с нормами международного права.

   В Совбезе ООН большие и маленькие государства напомнили, что остаются приверженными территориальной целостности Украины. Жесткие действия России в лучшем случае вызывают тревогу, в худшем расцениваются в мире как разбой. Утверждения об «опасных провокациях» Украины убеждают только внутреннего потребителя кремлевской пропаганды.

    Кремль усугубляет последствия аннексии Крыма, бравируя с трибуны ООН, что Россия не жалеет о своих действиях, а гордится взятием полуострова. В преддверии введения Соединенными Штатами нового пакета санкций действия российских властей дают дополнительный повод для их ужесточения. Очевидно, что и Евросоюз в стороне не останется.

   Как бы не храбрились в российском МИДе, не сомневаюсь, что керченский инцидент вкупе с ожиданием санкций вызывал тревожные настроения в кремлевских кабинетах. Российское руководство, пребывая в искусственно созданной реальности, подтачивает существование собственной системы. Впрочем, это идет в русле преднамеренной политики самоизоляции России.

Разговоры о выходе из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД) ведутся не первый год. Появившийся на излете «холодной войны» Договор между СССР и США призван был защитить Европу от ядерного удара. Теперь же, по всеобщему признанию, он просто устарел. Ракеты средней и меньшей дальности сегодня уже состоят на вооружении многих других государств, таких как Китай и КНДР, а также Иран, Индия и Пакистан. 


Еще в начале нулевых наше правительство заявляло, что система ядерного сдерживания нуждается в корректировке. Мы считали, что наличие таких ракет у имеющих общую границу с нами Китая и Северной Кореи несет угрозу России. Нам казалось, что, преодолев пережитки «холодной войны», Россия и Запад вместе уточнят ранее сформированную архитектуру международной безопасности и убедят другие государства присоединиться к системе ядерного сдерживания. 


До нынешнего противостояния с Западом, начавшегося в 2006-2008 годах, российские власти неукоснительно соблюдали положения Договора о РСМД. Но в последние годы, по данным международных экспертов, в нашей стране разрабатываются и испытываются новые поколения таких ракет, а некоторые уже состоящие на вооружении ракеты имеют заниженную официальную дальность. Эти выводы легли в основу претензий Вашингтона к Москве. Американцы это не обсуждают, а объявляют присутствие российских ракет в Европе состоявшимся фактом. Так и сделал посетивший недавно Москву советник президента США по национальной безопасности Дж.Болтон.


И вот Дональд Трамп в своей бизнес-наступательной стилистике объявляет о плане одностороннего выхода США из Договора о ликвидации РСМД, объясняя это уже свершившимися фактами – наличием РСМД у Китая и нарушениями Договора со стороны России.

Генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг поддержал США в вопросе о выходе из Договора, но добавил при этом, что, несмотря на действия Москвы, НАТО не собирается увеличивать арсенал ядерного оружия в Европе.


При этом Трамп не раз давал понять Кремлю, что главной угрозой Соединенным Штатам его администрация считает Китай, ведущий многоуровневые торговые и финансовые войны с Америкой. Де-факто президент США  предлагает Путину «дружить против Китая». Американцы рассуждают логически — Россия имеет самую протяженную сухопутную границу с Китаем, находится под прицелом многочисленных ракет средней и меньшей дальности армии КНР.  В Вашингтоне разумно считают, что, беспокоясь о безопасности страны,  в Москве не могут игнорировать этот вызов. Американцы понимают, что такое предложение — трудный выбор для Путина, но это весьма прагматичная политика по обеспечению безопасности России.


Трамп и его администрация уверены, что их рациональное предложение выгодно для России. Но российские руководители мыслят в другой плоскости. Сомневаюсь, что они прислушаются к предложениям Трампа. Опираясь на отсутствие сдерживающего договора,  Путин напротив усилит политику шантажа и провокаций. Втягивание России в гонку вооружений при такой политике неизбежно как и дальнейшее обнищание российского народа.


Убежден, что способ решения назревшей проблемы, выбранный нынешней американской администрацией, ошибочен. Чтобы избежать разрушения существующей системы ядерного сдерживания США и Россия должны совместно признать существование серьезной проблемы и, не выходя из Договора и демонстрируя миру свою ответственность за глобальную безопасность, начать его переформатирование. 

Москве и Вашингтону нужно объединить усилия и убеждать Китай и другие страны присоединиться к новой системе ограничительных мер. На уровне Совета безопасности ООН нужно выработать гарантии её соблюдения и предусмотреть механизм воздействия на страны-нарушители. 

В 1987 году Горбачеву и Рейгану хватило мудрости сделать сложный шаг к разоружению. Пойдет ли путинская власть на радикальный внешнеполитический разворот и что скажет растерянному внутреннему потребителю? Почти уверен, что политической воли в Кремле на это не хватит.

   Возмущенные кулуарными договоренностями властей об изменении границ, жители Ингушетии протестуют и призывают власти к публичному диалогу. Действительно между Чеченской и Ингушской республиками после кризисных девяностых годов не было проведено четкой административной границы. Решение проблемы назрело. Но территориальные вопросы всегда нарушают общественное равновесие. Поэтому, как справедливо отметил Конституционный суд Ингушетии, решение можно было принимать только через всенародный референдум, а не на уровне регионального парламента. 

     Руководители республик подписали соглашение кулуарно. Парламент Ингушетии в режиме продавливания его одобрил. Людей поставили перед фактом. Власть всегда пытается найти простые решения сложных вопросов. Напряжение само не исчезнет, пока не будет разговора с людьми. Представители всех тейпов сначала Ингушетии, а потом и Чечни должны собраться на широкое обсуждение вопроса. Это сложный переговорный процесс. Вопрос территорий и межнациональных отношений требует предельной щепетильности. 

Полностью поддерживаю обращение к гражданам республик нашего соратника Руслана Кутаева и Ассамблеи народов Кавказа, где указывается, что принимать территориальные решения исключительно учитывая мнения всего народа. 

   Хрупкий мир на Кавказе может сломаться в любой момент. Нестабильность и кровопролитие в этом регионе скажутся на всей России, особенно в условиях политической и экономической нестабильности. Поэтому ключ к решению проблемы только совместная выработка мудрого и взвешенного решения старейшинами республик сможет уладить конфликт, бездарно порожденный действующей властью, считающей, что всегда и во всем можно сторговаться. Задача федерального центра — исключительно поощрение и поддержка общественной дискуссии без силового и административного вмешательства в ситуацию.

Вторые туры региональных выборов, прошедших в Приморье, Хабаровском крае и Владимирской области, показали растущее разочарование и раздражение в российском обществе, недовольство властью. Несмотря на массовые фальсификации и применение админресурса, победа сразу в двух регионах досталась техническим кандидатам, даже не планировавшим побеждать. Привычные для Кремля технологии дали сбой даже на неравных и нечестных выборах. Публичная поддержка «Единой России» со стороны президента больше не дает партии власти политических дивидендов.

   Режим Путина уничтожил избирательную систему и политическую конкуренцию. В итоге выборы из инструмента сменяемости власти превратились в референдум по доверию «начальству». Но автоматически доверять политическому курсу Путина люди устали, а прежние «прививки» (Крым, Донбасс, Сирия) свой ресурс исчерпали. 

   Жители Дальнего Востока, Владимирской и Орловской областей голосовали не за коммунистов или жириновцев, а выразили протест против Владимира Путина и его пенсионной «реформы». Все понимают, что от победы технического кандидата жизнь в регионе не улучшится. Управленческая беспомощность и непрофессионализм кадров, выращенных путинским режимом, только прогрессирует как на федеральном, так и на региональном уровне. Но граждане хотят перемен и даже фиктивные выборы стали для власти опасны. Угрозой стало не появление во власти новых лиц, а рост недовольства, от которого в Кремле уже нет рецептов.

   Непопулярные решения власти подтолкнули созревание гражданского общества и протестной активности. Остановить этот процесс практически невозможно. Региональные власти не в силах объяснить людям логику решений Путина и полностью теряют их доверие. В городах люди, несмотря на растущее запугивание, по-прежнему выходят на акции протеста,  пусть еще немногочисленные. 

   Думаю, на рост недовольства власти ответят новым витком репрессий против несистемной оппозиции и гражданского общества. Тому подтверждение развивающееся т.н. дело «Нового величия, очередной незаконный арест Алексея Навального, репрессии против региональных активистов ПАРНАС и правозащитников. В Кремле вероятно считают, что сейчас не время для рисков. Так как политические игры становятся опасными Россию ждет полная отмена выборов губернаторов. Как и в 2004— 2012 годах глав субъектов будет назначать лично президент.   Но и люди уже не будут мириться с закручиванием гаек.  То что мы видим сейчас — это первые всплески грядущего недовольства. 

   Демократические силы должны усилить политическую работу в регионах, на местах, требовать вместе с гражданами роспуска Госдумы, её досрочных выборов и, по их итогам, формирование нового правительства. И тогда люди увидят реальную, а не договорную альтернативу правящему режиму, ведущему страну в тупик. 

   Решение Путина о повышении пенсионного возраста стало яркой демонстрацией всех пороков выстроенной им системы власти. Он уже не стесняется продавливать пагубные для благополучия миллионов граждан решения, навязывая им ощущение, что они обязаны ему многим и теперь должны терпеть невзгоды, отплачивая таким образом некое благополучие прошедших лет. 
Правительство, парламент, средства массовой информации, экспертное сообщество — все эти институты продемонстрировали полную никчемность при исполнении своих публичных функций, привычно заняв отведенное им место в системе «вертикали» власти.

   Путин заявляет, что повышать пенсионный возраст необходимо, так как государственные финансы в семи-восьмилетней перспективе ждет катастрофа из-за возникшей демографической «ямы». Но это — лицемерие, обман. Демографическая «яма» не свалилась на голову неожиданно. Демография — наука строгая и дает точные прогнозы на 20–30 лет вперед. О грядущей проблеме демографы, экономисты, финансисты и правительство знали 20 лет назад. Было об этом известно и президенту Путину, получавшему доклады моего правительства. 

   Было ясно, что к началу 2020-х годов в страну придет очередная волна «эха» прошедшей войны и численность населения, входящего в трудоспособный возраст, будет резко сокращаться. Так, в период 2014-2025 годов в трудовой возраст входит очень малочисленная когорта и мужчин, и женщин. И, начиная с 2018 года, численность трудоспособного населения будет ежегодно сокращаться по 300 тысяч человек. В то же время в пенсионный возраст напротив входит весьма многочисленная когорта мужчин (60 лет) и женщин (55 лет). Из-за неизбежных демографических проблем в эти 7-8 лет возникает временный финансовый разрыв в системе государственных финансов.

   Чтобы профинансировать этот разрыв в 2003 году мы создали механизмы накопления в резервные фонды. В них за десять лет за счет экспорта нефти и газа по высоким и очень высоким ценам были накоплены огромные ресурсы. Именно они должны были покрыть возникающий временный финансовый разрыв, не затрагивая интересы и благополучие граждан. Именно поэтому президент Путин неоднократно заявлял, что повышение пенсионного возраста в обозримой перспективе ничем не оправдано. 

   Но, как все мы прекрасно знаем, в силу неких обстоятельств президент Путин изменил свое отношение к нарастающей пенсионной проблеме. Другие интересы стали для него приоритетными – Олимпиада в Сочи, Чемпионат мира по футболу, Крымский мост, наращивание военных расходов, объем которых в отдельные годы достигал 5 процентов ВВП.

   Президент Путин знает и публично заявляет, что до кризиса пенсионной системы у страны есть 7-8 лет. Но решать эту сложную социально-экономическую проблему он намерен простейшим путем — переложить её на плечи граждан, чьи доходы непрерывно падали в течение последних четырех лет. Путин предлагает избежать созданной им же катастрофы государственных финансов за счет благополучия, здоровья и жизни россиян.
Своим решением о повышении пенсионного возраста Путин расписывается в неспособности проводить политику, обеспечивающую экономический рост, повышение благосостояния граждан и, как следствие, — увеличение продолжительности жизни. 

   Для меня как и для многих профессиональных экспертов очевидно, что при нынешних качестве и продолжительности жизни людей, уровне их доходов, состоянии системы здравоохранения и социальной поддержки постановка вопроса о повышении пенсионного возраста в ближайшие годы невозможна.

   К сожалению огромные финансовые ресурсы, принадлежавшие всем гражданам России, нынешняя власть пустила на ветер. Но даже в этой ситуации возникающую пенсионную проблему можно и нужно решить иначе.

   Необходимо:

1. Сократить в бюджетной системе расходы на 2 – 3 процентных пункта ВВП, в первую очередь расходы на госаппарат — его безболезненно можно сократить в два раза, расходы на безопасность и правоохранительную деятельность, на оборону;

2. Ликвидировать расходы на пропаганду за рубежом (Russia Today, Sputnik) и на содержание режимов, правящих в Южной Осетии, Абхазии, части Донбасса, Сирии;

3. Сократить льготы, касающиеся раннего выхода на пенсию ряда категорий работников, условия труда которых не связаны с особыми рисками; 

4. Повысить доходы бюджета за счет дивидендов, получаемых от государственных предприятий и акционерных обществ, контролируемых государством. Этого можно быстро достичь путем жесткого контроля их инвестиционных расходов, зарплат управленцев, достигших «космических» уровней, и полного исключения непрофильных расходов, таких как приобретение гостиниц, самолетов, теплоходов, содержания спортивных клубов, ТВ-каналов и других СМИ, особняков, дач и т.п.;

5. Увеличить отчисления в государственные резервные фонды доходов, получаемых от экспорта нефти, установив цену отсечения 40 долларов за баррель. Все доходы от продажи нефти сверх этой цены направляются в резервные фонды.

6. Увеличить дефицит федерального бюджета до 3 процентов ВВП и удерживать его на этом уровне на протяжении 7-8 лет. Это может быть сделано безболезненно в силу минимального размера государственного долга и огромных возможностей по приватизации;

   Этот комплекс решений — альтернатива повышению пенсионного возраста. Его должны принять президент, правительство и парламент для предотвращения нарастающего кризиса, вместо того чтобы унижать и мучать население России.

   Ну, а если на смену авторитарному режиму к власти придут демократические силы, то помимо вышеперечисленных мер работающие граждане получат конфискованные у них пенсионные накопления, а пенсионеры — не выплаченную индексацию по уровню инфляции 2015-2016 годов. 

   Новый политический курс будет основан на свободе и уважении граждан, на политической и экономической конкуренции, на защите частной собственности и низких налогах. Он позволит не только преодолеть созданные нынешним режимом проблемы, но и вывести страну на траекторию устойчивого долгосрочного экономического роста, что неизбежно приведет к повышению благосостояния и продолжительности жизни граждан России.
  «Ушёл из жизни сенатор Джон Маккейн, один из самых принципиальных и влиятельных политиков в Соединенных Штатах. Он стал легендой американской политики и символом патриотизма, мужества и стойкости. 

  Российские власти и пропаганда много лет клеймили его, обвиняя в русофобии, и создали образ Маккейна как главного врага России. Но это примитивная ложь. 
Я много лет был знаком с Джоном, регулярно общался с ним, пару раз был у него дома на ранчо в Аризоне. И могу твёрдо сказать – он любил и уважал Россию и её народ больше, чем все нынешние российские сенаторы и другие властители. Да, он был нетерпим к лицемерному, лживому путинскому режиму, считал его ядом для нашей страны. Но Россию и наш народ очень уважал, считал нашу страну важным партнером. 
  Приведу здесь строки из его обращения к гражданам России: «Я верю в вас. Я верю в вашу способность к самоуправлению и в ваше стремление к справедливости и миру открытых возможностей. Я верю в величие российских людей, которые тяжело страдали и смело боролись с ужасными невзгодами, чтобы спасти свой народ. Я верю в ваше право создать цивилизацию, достойную ваших стремлений и принесенных жертв. Я критикую ваше правительство не потому, что я антироссийски настроен, а потому, что я хочу разрушить фальсификации, используемые правителями России для сохранения их власти и оправдания коррупционности. Я — не антироссийский. Я пророссийский, более пророссийский чем тот режим, который управляет вами сегодня.
Я заявляю это потому, что я уважаю ваше достоинство и уверен в том, что вы заслуживаете возможности жить гораздо лучше в стране, где экономика процветает и создает блага для многих, а не только для кучки власть имущих. Вы должны жить в правовом государстве, где законы ясны, справедливы и применяются последовательно и беспристрастно. Я надеюсь увидеть тот день, когда это произойдет.»  

Увы, дня освобождения России от чекистских пут и становления союзнических, партнерских отношений между США и Россией он не дождался. Прямой, мужественный, благородный. Имя Джона Маккейна будут помнить всегда в Соединенных Штатах и во всем мире. Вечная память!»

После июльской встречи Трампа и Путина в Хельсинки российским руководителям показалось, что появился шанс на какую-нибудь сделку с Президентом США, которая закроет глаза всему Западу на их агрессивные внешнеполитические авантюры, и давление на российский режим начнет смягчаться. 

Но 1 августа недовольный хельсинкской встречей Конгресс США начал действовать. Через сенатский комитет по международным делам на рассмотрение Конгресса внесен законопроект «Defending American Security from Kremlin Aggression Act of 2018» (Закон о защите безопасности Америки от агрессии Кремля – 2018).

Авторы законопроекта подчеркивают, что его цель –  применение правительством США незамедлительных всеобъемлющих мер, направленных на предотвращение вмешательства властей России в демократические процессы в Соединенных Штатах, возвращение Крыма под контроль Украины и прекращение поддержки сепаратистов на Востоке Украины, прекращение оккупации территорий и поддержки сепаратистов в Грузии и Молдове, прекращение поддержки диктаторского режима Башара аль-Ассада в Сирии, совершающего военные преступления.

Если законопроект будет принят, предусмотренные в нем меры сильно ударят по российским властям и их финансово-экономическим возможностям управлять страной. Так как авторами законопроекта являются шесть наиболее авторитетных сенаторов от Республиканской и Демократической партий (Джон Маккейн, Бен Кардин, Лендси Грэм, Роберт Менендес, Кори Гарднер и Джоан Шаин), не сомневаюсь, что его рассмотрят в приоритетном порядке и примут уже в октябре, до промежуточных выборов в Конгресс в начале ноября.

Законопроект стал призывом ко всем странам, и прежде всего к Европейскому Союзу, фактически прекратить любое значимое экономическое сотрудничество с нынешней Россией и делать это в тесной координации с Соединенными Штатами.

Он в частности расширяет санкции по отношению к энергетическому сектору. Накладывается запрет не только на участие американских фирм в проектах по разработке месторождений на российской территории, но и в реализации энергетических проектов за рубежом, осуществляемых российскими компаниями. Более того вводится полный запрет на передачу технологий, поставку оборудования, предоставление услуг, которые могут способствовать разработке новых нефтяных месторождений или модернизации существующих скважин. В условиях критической зависимости российского ТЭК от западных технологий будет затруднена не только разработка новых месторождений, но и поддержание уровня добычи углеводородов на действующих. Реализация проекта «Северный поток – 2» будет заморожена, а о разработке арктического шельфа придется забыть надолго.

В числе санкционных мер законопроекта также запрет на приобретение российских государственных долговых обязательств, другими словами –  запрет на любое новое кредитование Российской Федерации и контролируемых государством банков и компаний. Это относится к новому кредитованию России, но является также ясным сигналом всем инвесторам избавляться от приобретенных ранее российских долговых обязательств. Призыв уже работает: рублевые финансовые инструменты распродаются, полученные от их продажи рубли обмениваются на доллары и выводятся из России, рубль уже потерял 10% своей стоимости. Минфин не может продать новые выпуски долговых бумаг, а доходность по существующим долговым обязательствам как рублевым, так и валютным сильно выросла. Теперь российские банки утратят возможность привлекать дешевые кредиты и займы из за рубежа, и их способности кредитовать население и предприятия, а также финансировать государственные инвестиции значительно уменьшатся. При этом вводить какие-либо ограничения на использование своей валюты (доллара США) в международных расчетах американские власти, разумеется, не предполагают. 

Правительство США также не осталось в стороне. Администрация Трампа объявила о намерении применить в отношении Российской Федерации пакет санкций, предусмотренный действующим законом США 1991 года по вопросам ликвидации химического и биологического оружия. До сих пор санкционные статьи этого закона применялись только в отношении властей Сирии и КНДР. Российский режим подпадёт под эти санкции впервые в связи с применением химического оружия в Великобритании весной этого года. 

Госдепартамент США объявил, что применение этого закона в отношении России начнется 22 августа 2018 года, т.е. завтра. На первом этапе под запрет подпадут поставки в Россию высокотехнологичного оборудования, которое может иметь двойное назначение. Толкование этих терминов американскими властями может быть весьма широким, и эти ограничения смогут затронуть огромное количество важнейших товаров. На втором этапе пакет санкций значительно расширяется. Он предусматривает полный запрет на экспорт товаров (за исключением продуктов питания), запрет на предоставление кредитов, запрет на авиационное сообщение с США российскими перевозчиками, понижение уровня дипломатических отношений.

Важно отметить, что второй этап будет автоматически применен к Российской Федерации только если власти России не обеспечат в течение трех месяцев посещение международными экспертами отобранных ими для инспекций объектов и не предоставят убедительных гарантий отказа от использования химического оружия.

Таким образом врученный Трампу в Хельсинки футбольный мяч оказался на стороне Путина. От него в эти три месяца будет зависеть попадет Россия в полную изоляцию или нет.

Уверен, что Владимир Путин продолжит упорствовать в заблуждениях и верить в то, что сможет переиграть Запад. Но в руках Запада еще много не открытых пока козырей. Несмотря на это, внешнеполитический курс Путина останется неизменным, и Россия превратится в «осажденную крепость».

Все новые и прежние ограничительные меры направлены на снижение финансовых и экономических возможностей правящего в России режима проводить агрессивную внешнюю политику. До сих пор граждане России чувствовали эти напряжения только через введенную Путиным систему контрсанкций, которая на глазах у миллионов россиян уничтожала тысячи тонн импортного продовольствия. 

Теперь российские граждане вероятно уже полностью убедятся в том, что об инвестициях и экономическом росте можно забыть надолго, а финансирование нового «путинского прорыва» будет проводиться за счет повышения пенсионного возраста, обесценивания пенсий и заработных плат, увеличения налогов и тарифов.

Вполне вероятно, что в качестве контрсанкций российские власти могут отказаться от использования доллара США в расчетах по экспорту нефти и другого сырья. Такие действия вполне укладываются в путинскую логику, но неизбежно приведут к дополнительному удару по экспорту и экономике страны. 

Последствия безответственной путинской политики, вызвавшей санкционный режим, скажутся не только на олигархах, но и, к сожалению, на жизни миллионов россиян. 

Только осознание гражданами всех рисков, которые несет сейчас страна из-за нынешнего режима, и широкое общественное давление на власть могут изменить пагубный политический курс, подрывающий основы развития, забирающий из страны всю энергию, и ведущий Россию на грань гибели.

Госдума в третьем окончательном чтении приняла закон о повышении ставки налога на добавленную стоимость (НДС) до 20 процентов. За этот закон проголосовали только члены путинской «Единой России». НДС — это главный федеральный налог. Он даёт 35% доходов федерального бюджета. Теперь объем этих поступлений увеличится на 600 млрд рублей ежегодно. 

НДС платят по цепочке все, кто участвует в производстве товаров и предоставлении услуг. И в итоге он перекладывается на конечного потребителя — население. Несмотря на то, что за последние четыре года реальные доходы россиян сократились на 16%, власть всё же решила не изменять себе и забрать эти 600 млрд рублей из карманов простых граждан.

Повышение НДС автоматически приводит к росту цен. Хотя, опасаясь резкого скачка цен на продовольствие и лекарства, власти оставили НДС для продуктов питания и медикаментов на уровне 10%, существенный рост цен всё же неизбежен. Заметнее всего это проявится на бензине, алкоголе и табаке, но также и на продовольствии, лекарствах, стоимости услуг транспорта и ЖКХ.

По степени негативного воздействия на экономику рост ставки НДС не менее губителен, чем повышение пенсионного возраста. Но зато власть вновь сможет придумывать себе новые проекты века, дающие «правильным» олигархам возможности положить в свой карман баснословные деньги. Вчера — зимняя олимпиада в субтропическом Сочи, сегодня — мост в Крым, ну а завтра — мост на Сахалин.

Нынешняя экономическая ситуация не диктует необходимости срочного повышения налогов. Жадность и страх за конец эпохи безнаказанного разграбления страны и её граждан толкает власть на безрассудные действия. Повышение НДС угнетающе скажется на всех сферах экономической жизни страны: возможности потребления населения сильно снизятся, будет подавлена активность производственных предприятий. Об экономическом росте в этих условиях можно забыть.

В начале нулевых, когда мое правительство снизило ставку НДС, мы понимали, что эта мера станет мотором для разгона экономики. И на самом деле в связи с этими и другими мерами деловая активность кратно выросла. Мы не боялись снижать налоги при ценах на нефть в три раза ниже сегодняшних.

Главная проблема правящего ныне режима — полное отсутствие долгосрочной стратегии. Развитие страны и повышение благосостояния граждан среди главных целей у этой власти отсутствуют. Единственная цель —  собрать больше денег с людей здесь и сейчас. Экономические ведомства превратились в бухгалтерию, обслуживающую кремлевские кабинеты.

Стране нужны реформы и реформаторы. Но Путину не нужны реформы, ему нужны авантюры. Поэтому любые невежественные попытки этой власти разогнать российскую экономику закончатся провалом. Они приведут к ещё более тяжёлому кризису, не только экономическому, но социальному и политическому, последствия которого могут быть самыми трагическими для России.

Владимир Путин вернулся из Хельсинки со встречи с Дональдом Трампом без практических результатов, но победителем в информационно-пропагандисткой сфере. Мир с огромным вниманием следил за встречей. Путин, с удовольствием выслушивая похвалы Трампа, на равных обсуждал с американским лидером мировые проблемы. Это то, чего он добивался много лет.


Глава МИД Лавров оценил переговоры Путина с Трампом как «лучше чем супер». Это неудивительно. С точки зрения пиара это действительно так. Теперь кремлевская пропаганда использует плоды саммита в Хельсинки по максимуму. Но проиграют от путинского «успеха», конечно же, российские граждане. Их ждёт повышение цен и пенсионного возраста, усиление давления на инакомыслящих. 


В Хельсинки Трамп не сделал ни одного заявления, осуждающего аннексию Крыма, боевые действия в Украине и Сирии, нарушение прав человека в России. Вместо этого Трамп ругает прежние власти США, говорит, что верит Путину о невмешательстве российских спецслужб в американские выборы. Вероятно американский президент думает, что, защищая Путина, он защищает свою легитимность. Такое поведение повергло в шок американский истеблишмент, даже соратников Трампа по Республиканской партии. После такого по американской политической культуре возможен импичмент. 


Но при этом, поставив 5 дней назад подпись под итоговым  коммюнике саммита НАТО, Трамп подтвердил главные позиции Запада по российской тематике. Не были забыты ни Крым, ни Донбасс, ни Сирия, ни вмешательство в президентские выборы в США. Западные лидеры единодушно назвали правящий в Москве режим угрозой мировой стабильности и безопасности. 

И на деле Трамп дал добро на поставки летального оружия Киеву, готов вводить санкции против участников «Северного потока-2», продавливает сохранение украинского газового транзита, препятствует расширению путинских позиций в Сирии. 

Прекрасно понимая, что из-за солидарной позиции Конгресса по вопросам санкций маневра в этой сфере просто нет, Трамп обсуждение этой темы игнорирует полностью. А для путинской команды это самый принципиальный момент, все остальное — пустые заявления и эмоции.

   Правительство по поручению Путина приняло решение о значительном повышении пенсионного возраста и увеличении налога на добавленную стоимость (НДС). Не сомневаюсь, что эти решения будут ускоренно одобрены в Госдуме и Совфеде и быстро обретут силу закона.

 

   Будучи неспособной проводить политику экономического роста и развития, власть продолжает резать сильно усохший ресурсный пирог в пользу малой группы людей, обрекая остальных граждан страны на новые лишения.

 

   Ещё в 2001 году мы видели негативную демографическую динамику. Тогда возглавляемое мною правительство начало проведение пенсионной реформы. Её целью было обеспечить долгосрочную финансовую стабильность системы и повышение уровня пенсий. Мы начали переход от распределительной к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения.

У граждан 1957 года рождения и младше появилась возможность с помощью системы обязательных пенсионных накоплений обеспечить себе при выходе на пенсию достойный уровень жизни. Накопления должны были стать серьезной добавкой к традиционной части пенсии, финансируемой через страховые взносы с зарплат работающего населения. В совокупности уровень пенсии достиг бы 50% заработной платы.


   После моего ухода из правительства в 2004 году власть остановила пенсионную реформу, а затем пустила её вспять. Сначала из накопительной части системы вывели граждан 1957 – 1966 годов рождения. Затем власти сократили размеры обязательных взносов на накопление и заморозили их. В итоге принадлежащие людям средства просто забрали в бюджет. Руководство страны сочло возможным пожертвовать обязательствами перед гражданами для затыкания текущих бюджетных дыр. Пенсионная модель 2001 года была полностью разрушена. Пенсионеры и готовящиеся выйти на пенсию работники оказались у разбитого корыта. При этом власть не желает нести какую-либо политическую ответственность за безобразное управление важнейшей сферой социально-экономических отношений.

   Давно ожидаемый нами демографический кризис застал нынешнюю власть врасплох. Решение найдено самое простое – будет подниматься пенсионный возраст. По сложившейся традиции оно имеет исключительно фискально-бухгалтерский характер. И это не удивительно: сначала государство конфисковало у работающих граждан их пенсионные накопления и использовало их для финансирования политических авантюр Кремля, а потом отказало непосредственно пенсионерам в индексации их пенсий в 2016 году при инфляции в прошедшем 2015 году на уровне 13 процентов.


   Сокращения пенсионных обязательств перед гражданами для власти показалось мало. Она хочет еще и напрямую влезть в карманы людей. Рост ставки НДС на 2 процентных пункта – это рост цен, который оплатят миллионы людей, чьи реальные доходы за последние 4 года уже сократились на 16%. Повышение ставки НДС состоится через 15 лет после того как нашему правительству удалось добиться её снижения до 18%. Тогда правительство было способно и проводить реформы, и снижать налоги несмотря на цены на нефть втрое ниже сегодняшних.

 

   Повышение налогов снизит возможности потребления населения и подавит деловую активность предприятий. При такой политике говорить об экономическом росте невозможно. НЭП Путина – это не «прорыв», а прозябание.

 

   Ну а главное в этой истории  — безответственность власти и ее презрение к людям. Режим пользуется  неспособностью граждан формулировать и отстаивать свои интересы в нынешней политической системе. Им оставлены только площади городов. Но на этот случай у власти на готове тысячи бойцов Росгвардии.


Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире