Восьмидесятилетний юбилей Михаила Горбачева, естественно, вызвал очередную волну обсуждения перестроечной эпохи и роли последнего генсека в этом процессе. В комментариях хватало и позитива, и негатива — в зависимости от политических предпочтений. На мой взгляд, достаточно объективно освещают этот период в своих статьях Юрий Афанасьев, очевидец и прямой участник тех событий, Виктор Шендерович, просто заинтересованный очевидец, и Владимир Милов, политические воззрения которого как раз в ту эпоху формировались.

И Шендерович, и Милов по-разному говорят о двойственной природе горбачевских реформ, критикуют его за половинчатость мер и нерешительность действий, но тем не менее фактически видят в нем царя-освободителя. Афанасьев гораздо более критичен. Он все-таки непосредственно сталкивался с Горбачевым и его окружением во время Съезда Народных Депутатов СССР и имел возможность глубже разобраться в реальных намерениях Михаила Сергеевича.

Апологет коммунистических идей Сергей Черняховский уже самим названием «Герострат», определяет отношение к «герою» своего очерка. Однако, несмотря на очевидные идеологические пристрастия, Черняховский дает очень точную психологическую характеристику Горбачева-руководителя, разбирая ключевые решения, принятые им на этом посту.
Большая часть того, что я хотел сказать, в вышеупомянутых статьях уже содержится, и мне остается сделать лишь некоторые исторические обобщения.

Горбачев, без сомнения, был партийным бюрократом до мозга костей, и кабинетная интрига всегда была его главным оружием. Поэтому он стремительно двигался вверх по карьерной лестнице, заполучив важнейшего покровителя в лице Андропова, и неудивительно, что в решающий момент выбора нового генсека его поддержал такой партийный консерватор, как Громыко.

Действия Горбачева после избрания генеральным секретарем ЦК КПСС вполне вписывались в алгоритм, применяемый руководством страны на переломе эпох.

В 1953 году, после смерти Сталина, Лаврентий Берия, прекрасно представлявший реальную ситуацию в СССР, предложил пакет реформ, значительно превосходящий робкие предложения Горбачева в первые два года его правления. Но партийная верхушка в тот момент явно была не готова расставаться со сталинским наследием и буквально за считанные месяцы отправила в расход, казалось бы, всемогущего министра госбезопасности.

После смещения Хрущева реформаторские идеи, но уже чисто экономического свойства, начал реализовывать Косыгин. Однако даже эти скромные попытки придать новый импульс советской экономике утонули в море дешевой нефти, которая была найдена в 1965 году в Западной Сибири.

Поэтому весьма наивными кажутся попытки представить Горбачева в виде этакого былинного героя, в одиночку разрушающего сонную «империю зла». На самом деле в середине 80-х советская номенклатура в принципе была готова поддержать реформы, инстинктивно чувствуя невиданные доселе перспективы при возможном дележе бесхозной «общенародной собственности».

Первая речь Горбачева на пленуме ЦК КПСС в апреле 1985 года содержала набор типовых советских рецептов, связанных с улучшением ситуации в стратегических областях. Руководству страны к тому моменту стало очевидно, что гонка вооружений становится неподъемной для советской экономики, и поэтому новый генсек поставил задачу модернизации тяжелого машиностроения. Впрочем, тогда слово «модернизация» еще не вошло политический лексикон, к тому же имело запашок безродного космополитизма, поэтому был использован более примитивный термин «ускорение».

Исторический звонок Андрею Дмитриевичу Сахарову в Горький состоится только через полтора года. Именно с этого момента начинается перестройка, идеологическим вдохновителем которой был совсем не Горбачев, а Александр Яковлев. Горбачеву движение в сторону политической либерализации представлялось самым надежным способом укрепить свое положение внутри партийного руководства. Это и есть традиционная манера горбачевского управления — стоять над схваткой, маневрируя между двумя конкурирующими лагерями.

Судя по всему, эта модель была задействована и в августе 1991 года. К сожалению, даже по прошествии 20 лет мы так и не разобрались до конца в короткой и бесславной истории ГКЧП — был ли Горбачев жертвой неблагодарных соратников или, что более вероятно, самоустранившись, дал им возможность реализовать силовой сценарий. Да и невозможно себе представить, что травля Сахарова на Съезде народных депутатов могла начаться без горбачевской отмашки.

Историческая обреченность Горбачева в противостоянии с Ельциным объясняется полным непониманием значения роли народа в политической борьбе. Для партийного бюрократа народ был и остается статистом, призванным играть те роли, которые пишет ему руководство. Ельцин, сумевший, в отличие от Горбачева, подняться над узкопартийными предрассудками, в этом противостоянии стал непобедимым.

Сегодня странно слышать либеральные причитания о якобы подаренной Горбачевым свободе, которую мы, дескать, не заслужили. В конце 80-х страна переживала небывалый общественно-политический подъем и сотни тысяч людей выходили на улицы и площади Москвы, Ленинграда и других советских городов, чтобы заявить о своем праве жить в свободной стране. И в какой-то момент стало ясно, что ни срочно созданный ОМОН, ни даже регулярные воинские части не в состоянии сломить волю народной стихии.

Правление Горбачева — это годы постоянной борьбы за укрепление собственной власти, которая ускользнула от него задолго до 25 декабря 1991 года. Возвращение из Фороса подвело черту под его реальным участием в политической жизни. Страна поменялась, стала другой, а он все продолжал говорить об обновленном Союзе и реформе КПСС.

Мог ли Горбачев с самого начала своего правления вести себя по-другому и выбрать спокойную жизнь стареющего генсека? Теоретически да. Но логика политического процесса толкала его в сторону либерализации, которую он рассматривал только как эффективное оружие против консервативной партийной верхушки.

Горбачев никогда не был сторонником открытого демократического процесса. Концептуально «управляемая демократия» полностью соответствует горбачевским представлениям о «социализме с человеческим лицом». Поэтому до самого последнего времени он безоговорочно поддерживал путинские шаги по выстраиванию вертикали власти.
В принципе, роль Горбачева сродни роли Людовика XVI. Тот тоже проводил реформы, созывал парламент, но все время опаздывал. Та эпоха была куда более жестокой, и король, объявленный главным врагом новой Франции, кончил свои дни на эшафоте.

Горбачеву повезло больше. Мир по-прежнему ему рукоплещет, считая человеком, завершившим холодную войну и отказавшимся от применения силы, когда советская империя начала рушиться. Однако многие почему-то забывают о том, что минные поля, выложенные национальной чересполосицей на политической карте СССР еще Сталиным, начали взрываться именно при Горбачеве. Это и резня турков-месхетинцев в Узбекистане, и армянские погромы в Сумгаите и Баку, и начало карабахского противостояния, переросшего в полномасштабную армяно-азербайджанскую войну, и «парад саперных лопаток» в Тбилиси, и кровавые события в Риге и Вильнюсе. Причем в стране в тот момент продолжала исправно функционировать жестко иерархическая система принятия решений, исключавшая такой объем самодеятельности на республиканском уровне.

Горбачев привык принимать многочисленные почести, разъезжая по миру в качестве живого символа «успешных демократических реформ». Такой уникальный статус дает ему полный иммунитет и, казалось бы, развязывает руки для отстаивания демократических ценностей у себя дома. Но, комментируя события в России, Горбачев старается соблюдать осторожность в обсуждении тем, которые по-настоящему могут задеть Путина и его окружение. Так, в ответе на вопрос о деле Ходорковского проявляется весь Горбачев с его традиционной двусмысленностью и желанием сделать реверансы в обе стороны: «Если он не убивал людей, то я бы пересмотрел это дело».

Оригинал

ЭФИР программы «ПЕРЕХВАТ», где обсуждалась эта тема >>>

Комментарии

223

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт


savelev 05 марта 2011 | 19:29

Один мой знакомый говорит - никогда не признавайся. Не знаешь - наговори чего-нибудь, наплети ереси, чтобы все забыли, с чего начинали. С цековскими это хорошо, но для практического политика - не очень. Если не убивал - пересмотрел бы. Генсековские замашки, режимом личной власти попахивает. Суды пересматривают вышестоящие, не генсеки. Ну, народ иногда - когда рассердится. А в целом - Горбачёв просто попал туда, ну так вышло. И сделал то, что смог - всё. А чего не смог - не сделал. Чего тут удивительного?


eduard_glezin 05 марта 2011 | 19:42

…Как он прорвался к власти
сквозь ячейки
всех кадровых сетей,
их кадр -
не чей-то?!
Его вело
всю совесть изгрызя:
«Так дальше жить нельзя!»

Евгений Евтушенко
«Так дальше жить нельзя!»
1988 год


Когда я брал интервью у соратника Горбачева – А.Н. Яковлева, мне запомнилась его фундаментальная фраза: «Любая Перестройка в нашей стране возможна только сверху. И только под лозунгом совершенствования существующего строя».

Ровно этому алгоритму и следовал Михаил Горбачев при проведении своих эпохальных реформ. Он словно Нильс из известной сказки увел за собой партократов, играя на своей дудочке убаюкивающие мелодии про «необходимость сохранения социалистического выбора». И, в конце концов, утопил этих консервативных крыс в море народовластия.

Политическая история не знает аналогов тому, что удалось Горбачеву: никогда не существовало деспотизма, обладавшего столь изощренным идеологическим прикрытием, с таким уни­кальным опытом выживания и столь далеко зашедшего по концентрации власти. Никто и никогда не мог, проникнув по ступеням подобной авторитарной иерархии на самый ее верх, навязать ей бой и выиграть его. Только неимоверная политическая воля и решительность генсека помогли ему осуществить революцию сверху.

Горбачев, призывая аппарат поддержать реформы, столк­нулся сначала с глухим, затем со все более откровенным со­противлением и, преодолевая противодействие спрута, как бы поневоле ввязался фактически в борьбу с ним. Горбачев своим искусством «аппаратного боя» на голову превосходил самых матерых, са­мых умелых в делах такого рода партократов. Его виртуозность в этой борьбе позволила Перестройке достичь и пройти «точку возврата», что наглядно показал Август 1991 года.

В совершенстве овладев искусством аппаратной борьбы в коммунистической иерархии, Горбачев направил это оружие против самого аппарата. Он заставил КПСС двинуться в прямо противоположном естественному для нее направлении и, преодолев, сопротивление доселе непобедимого «ордена меченосцев», вырвал страну из пучины тоталитаризма.

Дальше тут: http://ed-glezin.livejournal.com/300488.html


quercus 06 марта 2011 | 19:12

Хватит уж хуйню пороть, да ещё Евтушенко приплёл - одна гопкомпания хамелеонов.


mhir 05 марта 2011 | 19:52

Горбачев вершил судьбу Союза на Западе. Что знало население о его договоренностях с западными политиками, разве оно участвовало в принятии решений, связанных с переустройством общества? Не имея никакого опыта управления страной, ставшей на новый путь развития, занимался демагогией. Результатом его бездарности стал развал великой державы со всеми последствиями, которые до сих пор расхлебывает Россия. Плохое образование, упадок морали, нищета большей части населения -вот лицо дикого капитализма. Именно с эпохи Горбачева мир перевернулся в самом отрицательном смысле этого слова. Свобода - миф. По последним данным 43% имущества планеты сосредоточено в руках 1% землян. Это называется демократия.


quercus 06 марта 2011 | 19:16

Да! Но зоологическая.


klint7 05 марта 2011 | 20:26

Согласен,но с одной поправкой.Мы не живём в данный момент в совке.только потому,что Горбачйв оказался слишком слабым генсеком.Повезло что он оказался слабаком


05 марта 2011 | 20:33

Самая трезвая оценка.


klink 05 марта 2011 | 20:56

Всё Политбюро, в том числе Горбачёв, совершило ошибку, что не пошло по китайскому пути, т.е. построению капитализма в хорошо управляемом процессе, без анархичной демократии. Демократию следовало бы вводить на завершающем этапе, когда общество начало обретать стабильность.
Китайский путь в начале 80-х был уже очерчен, было с кого брать пример. Но для этого нужно было ясное понимание цели и твердая рука. Ни того, ни другого у Политбюро, в том числе у Горбачёва, не было.


06 марта 2011 | 10:58

""Всё Политбюро, в том числе Горбачёв, совершило ошибку, что не пошло по китайскому пути, т.е. построению капитализма в хорошо управляемом процессе, без анархичной демократии. Демократию следовало бы вводить на завершающем этапе, когда общество начало обретать стабильность.
Китайский путь в начале 80-х был уже очерчен, было с кого брать пример. Но для этого нужно было ясное понимание цели и твердая рука. Ни того, ни другого у Политбюро, в том числе у Горбачёва, не было. ""

Уже давным-давно в зубах навязла эта излюбленная каким-то хитромудрым политиканом пущенная побасенка на тему "АХ, КАК ХОРОШО БЫ МЫ ЖИЛИ, ЕСЛИ ПОШЛИ ПО КИТАЙСКОМУ ПУТИ".

Да нифига!
Россия - не Китай, русские - не китайцы. Там за кражу или взятку - расстрел, они могут себе это позволить, народищу тьма. Там старикам по сю пору не платят пенсий, не предусмотрена бесплатная медицина для населения.

Вы правда ТАКОГО ХОТИТЕ??
Не верю! И не поверю. Это все из разряда " за забором трава зеленей".

Если сейчас крики о том, что Горбачев с Ельциным погубили миллионы людей вызывают у меня только брезгливое недоумение, то уж по китайскому-то пути точно миллионами бы расплатились. Готовы были платить?

Россия и без того умирает, сокращение населения приняло катастрофические масштабы. Дайте себе труд осознать, в каком мире мы существуем и не болтайте попусту. Китайский путь, китайский путь - маниловщина сплошная.


klink 06 марта 2011 | 18:48

Мне непонятна ваша истерика. Под китайским путём я понимаю всего лишь использование великой власти советского Политбюро в деле построения социального капитализма.
Кстати, русские были вполне китайцами при Сталине.


06 марта 2011 | 21:54

""Кстати, русские были вполне китайцами при Сталине. ""

Были, да все вышли. Сталин сломал хребет русскому народу. Не понимать этого - закрывать глаза на действительность.

"Мне непонятна ваша истерика."

Нету никакой истерики, бросьте. Есть ясное понимание того, что многим (вам в том числе) пока непонятно. Вам залепили уши очередной химерой пропаганды всякие разные ловкие жулики от политики, вот вы и твердите, как попка про Китай без малейшего понятия о том, каковы гигантские различия между Китаем и Россией в конце двадцатого - начале двадцать первого века.

Не трудитесь отвечать, ваше представление о мире чересчур поверхностно, нам с вами никак не договориться.


klink 07 марта 2011 | 05:23

//вот вы и твердите, как попка про Китай без малейшего понятия о том, каковы гигантские различия между Китаем и Россией в конце двадцатого - начале двадцать первого века.//

Вот вы и твердите как попка, будто я отождествляю Китай и Россию. Я же говорил об управляемом переходе к социальному капитализму, конечно же с учётом российской, а не китайской специфики.


07 марта 2011 | 11:06

""Я же говорил об управляемом переходе к социальному капитализму, конечно же с учётом российской, а не китайской специфики.""

Можете и дальше говорить об этом мифическом переходе к социальному капитализЬму, кто вам запрещает?
"И вы говорите!" (из анекдота)

Желаю здравствовать и откланиваюсь.


uda4a 05 марта 2011 | 22:31

КАспаров 100% прав,что перестройка была инициирована политбюро,а не лично Горбачёвым,потому что все прекрасно помнят,что такую катавасию один человек инициировать не мог ,в то время- это было просто не реально,а просто при тех ценах на нефть ,конкретно близился тот момент,что народу нечего было бы есть,а в политбюро сидели неплохие стратеги,они знали ,что перестройка и гласность умаслят Запад и он даст кредиты. А ,когда всё устаканится,можно будет вернуться на круги своя. Но они ,единственно ,ошиблись,что народу понравится перестройка и гласность. Помните,появились кооперативы,люди стали производить разную продукцию,может по-началу не очень умело,но у людей появился выбор,они могли выбирать каество,цену,у людей появилась надежда ,зарабатывать и жить достойно. Людям понравилось говорить правду,знать правду,чувствовать,что они не просто массы,а от них тоже зависят какие-то решения.Когда власть это поняла,она начала закручивать гайки ,вы все прекрасно это помните. И где был великий инициатор перемен по- Венедиктову,Горбачёв? Ясно,что с дорогим политбюро. Поэтому ясно,что прав Каспаров,что эта вся инициатива нужна была власти,только затем,чтобы оставаться у власти. И кстати,кто в то время разбирался в политике мао-мальски,сразу знал,что после Черненко будет Горбачёв,т. е . он не был джокером в колоде политбюро.


ibunin 06 марта 2011 | 00:19

Логика Гарри Кимовича интересная, но возможно не совсем верная, т.к. всегда легко анализировать с позиций сегодняшнего дня, по прошествии времени. М.С.Горбачеву приходилось находить верное решение в нужный момент - это очень не просто.


falconet 06 марта 2011 | 01:28

"В конце 80-х страна переживала небывалый общественно-политический подъем и сотни тысяч людей выходили на улицы и площади".

Так благодаря кому? Ведь т. Берии уже не было в живых. Ему ведь не припишешь митинги и "небывалый подъем"!!!
Кстати, не видел и не помню Каспарова на этих митингах. Он в то время еще как ни в чем не бывало состоял в стройных рядах КПСС. А на одном из них в Лужниках выступал Сахаров и как раз выражал признательность Горбачеву!


06 марта 2011 | 03:47

...
Спасибо, Гарри Кимович !


06 марта 2011 | 04:50

Умный человек Гарри Каспаров, поэтому политического будущего у него в этой стране нет.


vinning7 06 марта 2011 | 13:09

При наличии Каспарова, Ходорковского, лечь под "бледную вонючую портянку", ограниченную своими собственными шкурными интересами???
Чудны "дела" твои, Российское народонаселение!!!


06 марта 2011 | 17:51

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире