14:07 , 08 февраля 2020

Конституционные инициативы Путина: их цель и возможные продолжения

Если в первые дни после январского послания президента критически мыслящие аналитики и комментаторы давали уверенные (правда, разные) оценки происходящего, то сейчас звучит тема его неопределённости: «по-прежнему остаётся непонятным, что всё-таки на самом деле Кремль затеял» (В. Пастухов), «яснее не стало» (Е. Шульман). А. Галлямов посетовал, что Путин ничего не объясняет.

Мне представляется, что центральным сюжетом наблюдаемого потока событий является всё-таки изменение Конституции, а не что-то иное (смена правительства и проч.). Цель этого изменения – сохранение правящей сейчас группы лиц и её лидера у власти после 2024 года. Это подтверждают как политическая практика последнего 20-летия (рокировка, увеличение срока полномочий президента и др.), так и сегодняшняя активность Путина с агитацией за изменение Конституции в ходе участившихся поездок по регионам. Поэтому от Путина и не стоит ждать объяснения истинных причин происходящего. Не думаю, что он выйдет и скажет: мол, ребята, хотелось бы продолжить ещё пару сроков, да вот тут какие-то закорючки в Конституции мешают, надо убрать их по-быстрому.

Так что придётся нам самим объяснять или прояснять сегодняшнюю политическую ситуацию. Тем более что уже многие известные авторы высказали свою точку зрения на площадке «Эха». Каким же будет дальнейшее развитие событий? Каковы следующие шаги власти? Сначала – о возможных сценариях с уходом Путина с поста президента.

Сценарий 1: Досрочный уход Путина с политической арены

Самую смелую версию высказал В. Соловей: уже в 2022 году Путина не будет в российской политике по причине «личных обстоятельств непреодолимой силы». Тогда «проблема 2024» снимается и в персональном (Путин), и в календарном плане (решится до 24 года). Такой подход объясняет сегодняшнюю лихорадочную спешку власти в реализации её последних инициатив. Однако больше нам об этом ничего не известно. Поэтому пока остаётся лишь оценить эту версию репликой полковника Чеснея из советского фильма «Здравствуйте, я ваша тётя!»: «Неплохо бы!»

Сценарий 2: Госсовет как новый центр власти

Более вероятным на данный момент выглядит вариант с переносом реального центра власти с фигуры президента на Государственный совет. Поправка к статье 83 Конституции (пункт «ж-1») в президентском законопроекте (уже принятом Гос. Думой в первом чтении) наделяет Госсовет полномочиями обеспечивать согласованное функционирование органов государственной власти, а также определять основные направления внутренней и внешней политики РФ (ранее эти полномочия принадлежали исключительно президенту) и приоритетные направления социально-экономического развития государства. Таким образом, Госсовет становится главным органом власти, стоящим выше всех других органов, включая и президента.

Это позволяет Путину, став председателем Госсовета, продолжить фактически руководить страной и после 2024 года, не будучи президентом (так считает, например, Д. Орешкин). При этом фигура президента станет номинальной, как это уже было в 2008-12 гг. На эту роль может вновь подойти Медведев с его «уникальным» опытом человека, являвшегося все годы своего президентства, по оценке Бориса Немцова, «местоблюстителем, который так и не стал президентом». Неслучайно сейчас Медведев путём отставки с поста премьера был выведен из-под огня критики и благоустроен во влиятельный Совет безопасности (если последний сравнивают с советским Политбюро, то заместитель председателя Совбеза – это 2-й секретарь ЦК), где может спокойно готовиться к предстоящей рокировке № 2.

Анализ официального пакета поправок к Конституции показывает, что, вопреки декларациям, полномочия президента не перераспределяются в сторону парламента, а, наоборот, усиливаются (например, в отношении Конституционного суда). И здесь можно согласиться с К. Роговым: «трудно не прийти к мысли, что президентом-монархом новой конституционной конструкции может быть только один человек – тот, кто всё это и затеял». Поэтому далее – о возможных сценариях продолжения президентства Путина после 2024 года.

Сценарий 3: Обнуление предыдущих сроков президентства

А. Пионтковский настаивает, что главный «фокус» Кремля будет заключаться в том, чтобы сначала поправкой исключить из статьи 81 (часть 3) Конституции слово «подряд», а впоследствии (перед президентскими выборами) объявить: в связи с новой редакцией этой статьи вся прежняя история президентских выборов (которые регламентировались старой редакцией статьи) не учитывается, прежние президентские сроки (Путина) обнуляются, и теперь начинается новый отсчёт. В связи с этим Путин пойдёт на свой пятый президентский срок, но по новой редакции как бы на первый.

Заметный участник начавшегося процесса изменения Конституции, председатель думского комитета по законодательству Крашенинников сказал публично, что обнуления предыдущих президентских сроков не будет. Из этого вытекает, что Путин не может пойти на президентские выборы, поскольку являлся президентом уже более двух сроков (4 раза). Но вспоминая, как в своё время Крашенинников (тоже публично) перебежал из СПС в «Единую Россию» ради сохранения кресла председателя думского комитета, думаю, что верить таким оракулам нельзя.

Сценарий 4: Снятие ограничения количества сроков президентства

Видимо, неслучайно самый кассовый российский кинофильм называется «Холоп». На встречах Путина с «общественностью» в регионах обязательно звучит вопрос-призыв в духе «царь-батюшка, оставайся править нами и дальше!», то бишь после 2024 года. Так было и на встрече с ветеранами в Петербурге 18 января, и на встрече с молодёжью в Сочи 22 января. В Питере без обиняков предложили не ограничивать деятельность президента (Путина) никакими сроками. Пока Путин мягко отказывается от подобных предложений. Но как будет дальше? Ведь это можно сделать и (как бы) без Путина – так сказать, «по многочисленным просьбам трудящихся».

Тогда речь пойдёт об исключении из статьи 81 Конституции не только слова «подряд», но уже и слов «более двух сроков», т. е. об исключении всей части 3 этой статьи. Легко представить, как раболепная, извиняюсь, рабочая группа по подготовке к изменению Конституции охотно поддержит такую поправку, которая затем на ура проскочит через парламент (принятие поправок Думой в первом чтении прошло единогласно). А народу объяснят: если президент – хороший, так зачем его ограничивать и вообще менять? Дальше – всенародное голосование поправок (включая важнейшую) пакетом, и путь к президентству для Путина снова открыт.

Сценарий 5: Плебисцит о продлении президентских полномочий

На очередной встрече Путина с «общественностью» в городе Череповце Вологодской области 4 февраля преподаватель местного университета предложила, учитывая вероятное выражение «вотума доверия» президенту Путину на всенародном голосовании по Конституции, не проводить плановые президентские выборы, а просто продлить полномочия президента Путина. (Как в прошлом череповчанин, я, конечно, не испытываю гордости за такую землячку и такое, с позволения сказать, университетское сообщество.)

Данное «предложение» выдаёт ещё один вариант, имеющийся в администрации президента, который может быть реализован, например, в виде отдельного вопроса на апрельском плебисците. А положительный ответ на него позволит Путину в качестве президента править и после 2024 года. Тут может быть пересечение с темой предыдущего сценария (ограничение сроков). Но при необходимости администрация президента «аккуратненько» подработает соответствующую формулировку, а потом ещё в парламенте Матвиенко проверит «до каждой запятой» – и вперёд.

Выше рассмотрены внутриполитические сценарии возможного развития событий. Но интенсивные переговоры Путина с Лукашенко в конце прошлого года, а также их возобновление 7 февраля указывают на ещё один – международный сценарий.

Сценарий 6: Союзное государство

Наверное, Путину хотелось объединиться в союзное государство России и Белоруссии в год 75-летия Победы в войне, что было бы символично. Однако «батька» заартачился. Видимо, его продолжат и дальше уламывать путём если не кнута («отрубим газ»), то пряника (дадим со скидкой).

Существует и другой, более сложный вариант международного сценария – это СССР 2.0. Известно трепетное отношение Путина к СССР (в первой версии) и его распаду («крупнейшая геополитическая катастрофа XX века»). Поэтому любое частичное воссоздание подобия СССР имеет для Путина не только инструментальное (власть), а историческое значение. Возможно, он считает это своей личной исторической миссией.

Некоторые комментаторы считают неким рубежом, когда могут произойти какие-то важные события, не 2024, а 2022 год. С. Пархоменко связывает это с 70-летием Путина в 22-м. Думаю, здесь важен не факт юбилея, а подарок, который юбиляр хочет себе преподнести. Напомню, что в декабре 2022 года исполняется 100 лет образования СССР. Не возникла ли у нашего руководства идея в духе лозунга «можем повторить»?

В 1922 году Советский Союз учредили 4 республики: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР и ЗСФСР (Закавказская Федерация). Сейчас такого масштаба не получится. Но если Россия договорится с Белоруссией, то уже восстановление на 2/4. Вместо Украинской советской республики имеются Донецкая и Луганская народные республики, где при желании можно «сработать» по крымскому варианту (через «референдум»). А вместо ЗСФСР подойдут нынешние Абхазия и Южная Осетия. Глядишь – вырисовывается некоторое формальное подобие бывшего Союза. (Кстати, в «запасе» есть ещё Приднестровская Молдавская республика.) Теоретически «воссоздательный» проект можно начать в год 75-летия Победы, а завершить – к 100-летию СССР.

После реализации любого из названных вариантов – узкого (с Белоруссией) или широкого (многосубъектного) – Путин получит возможность продолжить своё правление и после 2024 года, став президентом союзного государства либо руководителем Госсовета союза (этот орган здесь тоже пригодится, приобретя межгосударственный характер).

Выводы

1. Стратегическая цель Путина – сохранение своей власти после 2024 года, а не совершенствование отдельных положений Конституции или некоторых элементов государственного механизма.

2. Тактически сейчас Путин работает по всем направлениям, сохраняя за собой возможность выбора различных путей и способов (из вышеназванных сценариев – со 2-го по 6-й) для достижения главной цели.

3. Неясность сейчас присутствует не в плане цели, а лишь по поводу того, какой именно способ (сценарий) будет выбран Путиным для её реализации.

4. Нет сомнений, что последняя редакция поправок к Конституции, выносимых на «плебисцит», будет существенно отличаться от начальной (январской). Там и прояснится выбранный Путиным сценарий. Поэтому сейчас стоит последовать совету В. Пастухова: «следите за руками».

5. Задача здоровых сил гражданского общества – противодействие реализации названной цели по любому сценарию. Оппозиция, уже обозначившая 3 подхода к «плебисциту» (протестное голосование; бойкот; разработка альтернативных поправок к Конституции), должна выработать единую тактику и проводить её в жизнь.



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире