Мне всегда казалось очень странным, что при колоссальной культурной и философской схожести главных держав Европы – Англии, Германии, Франции – и Америки, почему-то именно последняя является производителем массовых смыслов, а не родоначальница Штатов старушка Европа. Фабрика мировых смыслов – это, конечно же, Голливуд.

После того, как начался этот Чемпионат мира, я поняла, где находится европейский Голливуд.
В реальности это футбол, но не как вид спорта, а как индустрия.

Зрительская аудитория главных матчей планеты переваливает за один миллиард – такое не снилось никакому «Аватару» (46,9 млн посмотрело его в США, 25,5 в Китае, по остальным странам все равно миллиард не наберется). Европейские футболисты и те, что стали знаменитыми благодаря европейским чемпионатам, зарабатывают не меньше своих голливудских коллег.

Здесь все в точности как в Голливуде: не важно, где ты родился – в Кот-д'Ивуар или Бразилии.
Шварценеггер тоже родился в Австрии, но стал знаменитым именно в Голливуде. Рональдиньо в первый раз прикоснулся к славе на командном турнире Копа Америка. Потом была его блестящая игра за сборную Бразилии на Чемпионате мира, но настоящей суперзвездой он стал только после переезда в Барселону. О количестве его рекламных контрактов вы, наверное, догадываетесь сами: спортивная форма, чипсы, можно перечислять и перечислять.

В Европе футбол – это настоящая индустрия.
Спортивные издания – одни из самых читаемых и авторитетных (испанская «Marca» имеет порядка 2 300 000 читателей – самый высокий показатель среди всех печатных СМИ Испании, а сайт посещает 3,5 млн в день). В Англии даже появилась новая социальная проблема: девушки не хотят учиться и работать, а хотят выйти замуж за футболистов. По уровню внимания прессы пара Дэвид и Виктория Бэкхэм вряд ли уступит главной голливудской паре Бреду Питту с Анджелиной Джоли. Сам же Дэвид Бэкхем не сможет принять участие в матчах ЧМ-2010 из-за травмы, но будет их комментировать по контракту с порталом Yahoo! Доход Бэкхэма в 2009 году, по данным Forbes, составил $40 млн — не в последнюю очередь из-за контрактов с брендами Adidas, Giorgio Armani и Motorola. Так что обе «фабрики грез» действуют по одним законам.

Голливуд – это не только мировая «фабрика звезд», но и «фабрика грез».
Технологии, применяемые в американском кино, усложняются с каждым годом. Еще десять лет назад невозможно было представить себе «Аватар». Также и в европейском футболе: помимо постоянного повышения качества и сложности самой игры, развиваются и телевизионные технологии. Очевидно, что лучшие спортивные режиссеры снимают именно футбол. Матчи грандов европейского клубного футбола благодаря европейским режиссерам, а также постоянно улучшающейся технике, смотрятся лучше любого фильма. Тот эффект присутствия, который создает современная оптика, позволяет в реальном времени увидеть то, чего ты никогда бы не увидел, сидя на трибуне.

Причем футбол использует даже военные технологии.
Для того, чтобы во время матча Лиги чемпионов показать, сколько пробежал каждый игрок, применяется особая технология, стоящая на вооружении истребителей – подробнее о футбольных технологиях вы узнаете из ближайшего выпуска «Инфомании». Кстати, такая технология впервые была применена в Лиге чемпионов и на Чемпионате России.

Суммарная аудитория ЧМ-2010 по прогнозам экспертов составит почти 3 млрд человек – это те, кто хотя бы время от времени будет смотреть трансляции матчей.
Россиян из них около 36 млн (1,2%), что существенно ниже показателей четырех– и восьмилетней давности. Тогда доля российских зрителей телетрансляций составляла 13% и 20% соответственно. Такое падение интереса к главному футбольному турниру — «заслуга» отечественной сборной, не сумевшей выбиться в нынешний Чемпионат. Самым же популярным у наших зрителей был матч Россия-Голландия на Евро-2008: доля аудитории телетрансляции (процент от общего числа людей, смотрящих в данный момент телевизор) составила 79,4%.

Падение рейтингов по законам шоу-бизнеса неминуемо сказалось на стоимости рекламного времени.
Доходы каналов в среднем будут на 32% меньше, чем во время Евро-2008. По данным агентства «Телеспорт», базовая стоимость одной минуты в матчах ЧМ-2010 на Первом канале и «России» составит 3,5 млн рублей. Минута во время трансляций Евро-2008 стоила, для сравнения, 5,5 млн рублей на Первом и «России».

Но в футбольной индустрии, как и в Голливуде, зарабатывают не только на трансляциях.
К значимым чемпионатам (как к премьерам) спонсоры выпускают новые продуктовые линии, рассматривая это как возможность привлечь внимание целевой аудитории. К ЧМ-2010 Adidas представила суперлегкие бутсы F50 adiZero, рекламная кампания которых с участием Зинедина Зидана, Давида Вильи и Лионеля Месси стартовала 10 июня, за день до начала турнира.

Ещё один спонсор соревнований – пиво Budweiser – выпустил ограниченную партию пива в алюминиевых бутылках объемом 473 мл.
Новый дизайн бутылки рассчитан на то, что ее содержимое будет меньше выплескиваться при буйном праздновании побед. Причем Budweiser совместил выпуск партии малогабаритных бутылок на российский рынок с Чемпионатом Мира. Все, наверное, уже видели, сколько наружки выпустили по Москве, и посмотрели рекламу в перерывах матча. Компания «Coca-Cola», главный партнер ФИФА и основной спонсор ЧМ с 1978 года, запустила кампанию «Open Happiness», которая призывает болельщиков отпраздновать лучшие моменты турнира в танце.

Другим важнейшим событием в мире рекламы, приуроченным к Чемпионату, стал ролик спортивного гиганта Nike: за месяц число его просмотров на Youtube превысило 15 млн!
Видео «Write the Future», имеющее лишь косвенное отношение к ЧМ, стало лучшим роликом о футболе, выпущенным в преддверии соревнований. Видео посвящено поворотным моментам в жизни каждого игрока, которые за одну минуту могут сделать из него легенду или неудачника. Главным открытием Nike, по мнению британских блогеров, стали актерские способности английского нападающего Уэйна Руни, так натурально изобразившего «дно» жизни после провала на футбольном поле. Ролик, снятый мексиканским режиссером Алехандро Гонсалесом Иньярриту, номинировавшимся в 2007 году на премию «Оскар» как лучший режиссер за фильм «Вавилон», британцы назвали вершиной его карьеры.



Естественно, надо признать, что за столь уникальным рекламным явлением стоит не менее уникальный бюджет.
Создатели ролика держат сумму в секрете. Nike, безусловно, выиграл свой главный матч против извечного соперника Adidas: компании действительно удалось за 3 минуты показать всю красоту футбола и самую суть борьбы. И это притом, что Nike как раз не является официальным спонсором ЧМ-2010. Однако ведущие игроки предпочитают именно новые оранжевые бутсы Nike – обратите на них внимание во время просмотра матчей.

Футбол, в отличие от кино, которое каждый переживает по отдельности, способен объединять людей.
Вспомните, как после матча Россия-Голландия 92% россиян интересовались футболом. Вспомните то единение, которое мы все почувствовали, когда сотни тысяч людей вышли на улицы по всей стране отпраздновать победу. Или вспомните миллионы людей, вышедшие на Елисейские поля, когда Франция впервые в своей истории выиграла Чемпионат Мира. Ничего подобного никакой Голливуд ни в одной стране сделать не может.

Оригинал


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире