Состоялось заседание Правительства, на котором обсуждались несколько вариантов законопроектов, регламентирующих госзакупки. При этом в позициях, представленных Минэкономравзвития и Минфином, есть разумное звено: к примеру, регламентировать нормы, ограничивающие возможности чиновников, за бюджетные деньги приобретать предметы роскоши. Вспомним кровати, инкрустированные золотом, дорогущие бронированные лимузины. Однако, в конце лета, после скандала с томографами, Президент четко указал, что за откаты и нецелевые траты ответственность должна распространяться по цепочке принятий решений, т.е. от лиц, формирующих заявку, проверяющих ее и утверждающих. Уголовное дело по многомиллионным откатам, связанным с томографами, проиллюстрировало отсутствие регламентации, должностной ответственности лиц, распоряжающихся бюджетом на всех уровнях.

Нужно понимать, что сотни миллионов долларов не тронутся с места без соответствующих утверждающих виз высших должностных лиц министерств и ведомств. Оппоненты могут заявить мне: знаете, сколько бумаг они подписывают? Отвечу: догадываюсь, более того, догадываюсь, как формируются подобные откатные бюджеты… Схемы, как украсть сотни миллионов долларов не рождаются в голове младшего бухгалтера и даже начальника отдела. Эти схемы закладываются уже при формировании бюджета ведомств.

В каждом ведомстве и региональной администрации есть подразделение по госзакупкам. Их задача не просто формировать заказ и тендер, а, извините, отслеживать рынок. Тогда у нас не будет переплаты в 5-10 раз больше. Но это опять же в том случае, если мы определимся по должностной ответственности, а соответственно через нее можно выходить и на уголовную ответственность.

Вот эта позиция, несмотря на указание первого лица государства, не обсуждается в полном объеме. Кроме этого, скромно замалчивается необходимость внешнего контроля при формировании бюджета, именно с позиции его обоснованности и целесообразности.
На сегодняшний день Счетная Палата РФ, впрочем как и другие контрольные органы, осуществляют по факту анализ и учет расходованных средств…

По Гайдаю: «Все уже украдено до нас», т.е. существуют основные предпосылки для одного из самых высоколиквидных секторов коррупционного рынка, причем отношения в этом секторе межведомственные, сформированные и со своими устоявшимися правилами игры. Они могли сформироваться по самой важной причине – отсутствие жесткой системы, основанной на трех китах: учет, контроль, ответственность. При этом, не забывайте про идеологию: на бюджете люди «чисто» зарабатывают. Именно поэтому стратегически правильные слова Президента, сказанные чуть более полугода назад, тонут в хоре голосов, занятых процессуальными обсуждениями.

Со своей стороны, как только один из законопроектов будет утвержден, мы подготовим свое заключение и вынесем его на общероссийское обсуждение, поскольку это наши с Вами деньги и мы имеем право знать, как, кто и куда собирается их расходовать. В этой ситуации, накопленные полукриминальные знания, цинизм и изобретательность наших сограждан очень пригодятся, уж они-то расскажут, как с этим законом можно построить схемки для личного обогащения. Т.е., говоря научным языком, устроим внепарламентское экспертное обсуждение с построением моделей возможных коррупционных практик.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире