Мраморные статуи не стареют. Их освобождает из камня резец скульптора, и с этого момента проходит год, и два, и пять, и пятьдесят, и сто, двести, триста… даже тысячи лет могут пройти, а статуя не изменится. Конечно, сам камень, из которого она вырезана, может немного потемнеть, или покрыться мелкими трещинками, а само лицо, руки, фигура ничуть не меняются.
Самая знаменитая статуя нашего кино, сыгравшая, в общем-то, одну из главных ролей в фильме, сейчас уже ни в каких фильмах не снимается… Какими-то путями она попала с Мосфильма вот сюда, к старинному особняку на ул. Воронцово поле, д.3, построенному в XIX веке для Е.И. Вандышниковой (кстати, она была соседкой Островских, т.к. отец знаменитого нашего драматурга владел огромным участком земли здесь — ныне это дома № 5, 7 и 9). Последними владельцами здания были коммерсанты фон Вогау или Вагау. Никакие поиски сведений об этом особняке не дали почти ничего, кроме жуткого расстрельного списка 1937-38 годов, длиной в 56 человек. Фон Вогау там не было, но немецких фамилий хватало. Потом, правда, выяснилось, что в страшных списках фигурирует другой дом, соседний (т.н. «Дом политэмигранта»), а с тех пор нумерация сменилась…
Сейчас в здании помещаются какие-то непонятные конторы, а двор сплошь заставлен легковушками и страхолюдными «Газелями», из-за которых с трудом можно разглядеть скромно сидящую «Прасковью Тулупову»...



В очень куцых описаниях особняка упоминается эта статуя, где деликатно говорится: «статуя, похожая на ту, которую пытался оживить (!!!!!) граф Калиостро»... Насчет «очень похожей» — как сказать. Если это не она, то скопирована безупречно. Да и кто и для чего стал бы ее копировать? Рассказывают, что в смутное время скульптуру выкупил какой-то безвестный уже банкир. А вот для чего он поставил ее сюда — никто сказать не может…
Так и сидит она среди вонючих выхлопов с Воронцова поля, среди каких-то машин, на простеньком постаментике из бетонного блока, что ли…
А ведь бывали времена, когда ей пели про прекрасное созданье… Эта роль, пожалуй, была пиком ее актерской карьеры.

Может быть, она мелькала где-то и раньше, но первая заметная эпизодическая роль этой статуи — в фильме «Служебный роман» в 1977 году. Там красавица с голой коленкой сидит на лестнице, украшая (или наоборот — отравляя) жизнь Бубликова, которому и так несладко от постоянно мелькающих мимо девичьих ножек:


*Кадр из фильма «Служебный роман»

Впрочем, это не единственный ее ракурс в фильме. Можно при некотором старании рассмотреть ее и сверху:


*Кадр из фильма «Служебный роман»

Вскоре эта же статуя окажется после статистического учреждения в бане, в фильме «Старый Новый год» (1980), где будет служить не менее колоритным фоном происходящих событий:


*Кадр из фильма «Старый Новый год»

В 1983 году статуя оказалась в более естественной для себя среде — в саду суровой женщины Вассы Железновой*.


*Кадр из фильма «Васса»

А через год — «звездная» роль в «Формуле любви», подарившая статуе еще и имя.


*Кадр из фильма «Формула любви»

С тех пор, если сказать «Прасковья Тулупова», то всякий вспомнит задумчивую девушку с восточным профилем (ну или «бабу каменную», кому что нравится).


*Кадр из фильма «Формула любви»

Наверное, и усадьбы той, откуда она родом, давным-давно уже нет, и имя автора, который ее придумал и создал, давным-давно забыто… И сама статуя стоит не в парке при усадьбе, и не в самой усадьбе или хотя бы городском особняке, а среди шумного и неподходящего для нее города. Только иногда прохожий, скорее всего праздный гуляка, потому что деловому занятому человеку некогда глазеть по сторонам по пути в офис, заглянет за решетчатый старинный забор на Воронцовом поле и удивленно воскликнет: «Да это Жазель! Я признал ее. По ноге»...
* Мария Железнова - физлицо, признанное иностранным агентом.


Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире