«Январь 2011-го ознаменовала постановка «Околоноля» на малой сцене МХТ – программная акция Олега Табакова, выбравшего как бы молодого и как бы авангардного режиссера Кирилла Серебренникова для как бы сверхсовременного материала. Главный кремлевский манипулятор, автор сочинения Владислав Сурков, он же Натан Дубовицкий, присутствовал на премьере и был очень доволен. Этот триумф вскоре был конвертирован. Злые языки утверждают, что кто-то (см. выше) нашептал искателю от режиссуры правильный совет: прийти на встречу с президентом Медведевым с готовым проектом нового театра. Именно так Серебренников, широко проповедующий необходимость протестного сознания, и поступил. И обрел театр «Платформа», а к нему финансирование. Учредил Седьмую студию МХТ, объявил ею собственный курс в Школе-студии. Поставил со своими студентами дружно расхваленный спектакль «Отморозки» (по некоторым экспертным оценкам, граничащий с апологией фашизма). И вот студенческий спектакль против всех правил уже выдвинут на «Золотую маску». Театральных «наших» зрителям различить не так-то легко: маек с эмблемами они не носят».

Приведенный выше материал ( www.novayagazeta.ru) театрального обозревателя «Новой газеты» Марины Токаревой вышел в конце прошлого года.
В минувшую пятницу эти самые театральные «наши» получали дипломы. Различить их в толпе выпускников было легко – девять человек с хамски оплеванного критиком курса, в том числе моя дочь Яна, вышли на церемонию с широкими белыми лентами через плечо: «Россия без Путина». По некоторым экспертным оценкам и моим личным наблюдениям, участники помянутого Токаревой молодежного движения придерживались несколько иных взглядов.

Вообще в корпусе критиков сложилось о Серебренникове особое мнение.
Особые экспертные оценки. Главное преступление режиссера состоит, конечно, в скандальной постановке «Околоноля». Некрасиво русскому художнику и вообще интеллигенту сотрудничать с властью. Это большой и отдельный разговор, но когда я слышу экспертную оценку: «После этого поступка Кирилл мне стал просто неинтересен», — я думаю, как безнадежно, катастрофически сузился бы круг «интересных» явлений, если бы эксперты всякий раз поверяли гармонию алгеброй безупречной морали.

Легче всего бежать, как черт от ладана, от любых компромиссов и в результате гробить дело – даже если это дело жизни.

А то, что для Кирилла Серебренникова театр «Седьмая студия» – дело жизни, – поймут со временем многие.
В том числе и эксперты.

Но Бог с ними, с экспертами, сейчас о другом.

Как отец многое зная о жизни курса, четыре года подряд я испытывал, если можно так выразиться, радостную зависть к той атмосфере творчества, любви и свободы, в которую с первых шагов погрузились моя дочь и ее товарищи.
Далекий от рефлексии чеховских интеллигентов (на которых сам Чехов изливал потоки «горечи и злости»), не имеющий – о ужас! – театрального образования выскочка Серебренников оказался тонким, проницательным и отважным педагогом. Свою работу со студентами он сразу строил как театр, и строил он его «поперек трамплина» (поэт Нина Искренко).

В декабре курс практически в полном составе оказался на Болотной, потом на Сахарова.
До этого будущая «Седьмая студия», как на работу, ходила на Триумфальную, отмечались выкормыши конформиста Серебренникова и у Хамовнического суда. По словам ректора школы-студии Анатолия Смелянского, такого курса на его памяти еще не было. На Винзавод, где они играют «Красную ветку», «Героя нашего времени», а также «Отморозков» («апологию фашизма»), ломится театральная Москва.

Почему же критика, вместо того, чтобы радоваться появлению в Москве молодого талантливого (и, кстати, отчетливо нравственного) театрального организма, брызжет ядом?
В истории театра было немало талантливых курсов, где прекрасные педагоги ставили замечательные спектакли. А что потом, как сказал бы Е.А. Евтушенко? Потом молодые актеры разбредались, бились во все двери, подрабатывали Дедморозами, годами играли на выходах…
Или просто спивались.

Зато все по-честному, ура.

Много ли мы знаем выпусков, которые стали театрами?
Таганка, театр Фоменко, курс Додина. Нужны ли комментарии? Нужно ли объяснять, что вызревание курса в блестящий театр – не случайное явление природы?

Дай Бог, чтобы «Седьмая студия» когда-нибудь пополнила этот обидно короткий список.

На торжественной церемонии дипломы выпускникам вручала Лия Ахеджакова, чье гражданское мужество общеизвестно.
Она играла во многих спектаклях Серебренникова. Думаю, что и на эту роль ее пригласили не случайно.

Комментарии

27

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.

(комментарий скрыт)

02 июля 2012 | 13:47

samuilmarshak - "За дочку хлопочет, волнуется, ну а нам то что за дело?


Действительно, какое дело самуилумаршаку ( верх идиотизма в никейм ставить фамилии известных людей) до судьбы дочки автора, тем более что Иртенев пишет совсем о другом. Но понять это, эховским "самуилумаршакам", которые только вчера перешли от "абырвалг" к "моквошвеи" и "отлезь, гнида", практически нереально.


02 июля 2012 | 14:42

Формула "Талант сам себе дорогу пробьёт" в России, практически, не работает.


02 июля 2012 | 13:18

От себя не убежишь...


02 июля 2012 | 13:32

Новая газета//прийти на встречу с президентом Медведевым с готовым проектом нового театра. Именно так Серебренников, широко проповедующий необходимость протестного сознания, и поступил. И обрел театр «Платформа», а к нему финансирование. Учредил Седьмую студию МХТ, объявил ею собственный курс в Школе-студии.//

А по автору, студенты - белоленточники :"вышли на церемонию с широкими белыми лентами через плечо: «Россия без Путина»."

Выходит, Медведев "финансировал" .....)))))
Мысли путаются...


nektotam 02 июля 2012 | 14:21

> ... Мысли путаются...

Да, в этом месте Станиславский бы, видимо, не поверил.

=========================================================

Игорь, какой-то у вас в тексте промежуток наблюдается. Не хватает какой-то информации, что ли. Ну или хотя бы вашего оценочного мнения. Галимая конъюнктурщина "Околоноля" (будь оно хоть трижды талантливо и даже гениально) все-таки вопиет, а вы как бы не слышите. То ли уши себе оттоптали, то ли на горло наступили.

Понимаете ведь какая штука. Ведь заплатит же Кирилл. Никуда не денется. За всё надо платить - и он заплатит. Жизнь так устроена. Это ж древний сюжет, с Фауста и до.

И дай ему бог, чтобы дёшево обошлось. Как водится у талантливых людей - всего лишь талантом расплатился бы. Обычно-то куда дороже обходится.


02 июля 2012 | 13:39

Новая газета//прийти на встречу с президентом Медведевым с готовым проектом нового театра. Именно так Серебренников, широко проповедующий необходимость протестного сознания, и поступил. И обрел театр «Платформа», а к нему финансирование. Учредил Седьмую студию МХТ, объявил ею собственный курс в Школе-студии.//

А по автору, студенты - белоленточники :"вышли на церемонию с широкими белыми лентами через плечо: «Россия без Путина»."

Выходит, Медведев "финансировал" .....)))))
Мысли путаются...


accessory 02 июля 2012 | 16:15

Выходит, Медведев "финансировал" .....)))))
Мысли путаются...
--------------------------------------

Вот уж действительно. Это великий князь Романов ходил с красным бантом, а Медведев с белой ленточкой мог быть замечен разве что женой в спальне.


babich174 02 июля 2012 | 13:45

Не все методы хороши.
Задницу лизнуть много мужества не надо, а вот быть "Человеком" и в присутствии хоть Президента, хоть бомжа - это театр жизни, которому у вас не учат.


02 июля 2012 | 14:10

Злые языки утверждают, что кто-то (см. выше) нашептал искателю от режиссуры правильный совет: прийти на встречу с президентом Медведевым с готовым проектом нового театра. Именно так Серебренников, широко проповедующий необходимость протестного сознания, и поступил. И обрел театр «Платформа», а к нему финансирование. Учредил Седьмую студию МХТ, объявил ею собственный курс в Школе-студии.
_______________________________________________
Это из той же серии, как критиковать коррупцию, но быть доверенным лицом Путина.


arkady 02 июля 2012 | 15:14

Интересно, что разговор про театр, про его качество. А доводы:" мы же были на Болотной и Сахарова, мы свои, мы поддерживаем политику либерального движения". Еще бы присягу принесли. Как от этого всего несет совком. Жалко, я к Иртеньеву с уважением отношусь.


accessory 02 июля 2012 | 16:22

Дело в Яне. А это простительная слабость.


02 июля 2012 | 15:54

Я тоже,но тумана в посте...


accessory 02 июля 2012 | 15:57

Одно слово в этом тексте лишнее. "Хамски" оплеванный критиками курс - достаточно было бы просто "оплеванный". Критиковать критиков не стоит - известны случаи раскаяния, не говоря уж о причинах художественного свойства.


02 июля 2012 | 16:24

Пост из разряда: как бы капиталец приобрести и невинность соблюсти!


02 июля 2012 | 16:43

Хоть поэт вы хороший, но здесь согласен. И рыбку съесть и куда-то сесть умения много не надо. Следует всего лишь понизить планку брезгливости.


dah 02 июля 2012 | 16:49

Каждый радеет за своего, родного ему человека...
Это хорошо что отец поддерживает дочь, курс на ктором она училась и его руководителя-значит там полная гармония и взаимопонимание.
А все остальное вкусовщина, это же театр! впрочем как и вся жизнь ...


milenna 02 июля 2012 | 21:28

Вы не поняли. Иртеньев совсем не об этом. Не радеет.
Узнала, что есть превосходный режиссер Кирилл Серебренников и театр "Седьмая студия". Успехов им!


dah 02 июля 2012 | 23:19

)) умиляет, вы толмач Иртеньева? Откуда вы знаете что он хотел и правильно я это понял или нет?)) я написал что думаю и даже не все.
Почему обычные, рядовые и понятные инстинкты, чувтсва и эмоции вы решили отринуть, а вот именно глубокий потаенный смысл там должен быть всенепременно?))
Я поддержу Игоря, Кирилла и его театр. Вот и все


olga55 02 июля 2012 | 17:07

Новому театру - большого будущего !


chemodan72 02 июля 2012 | 17:11

Как верно подметили выше - "Все дело в Яне...". Банальная, хотя по мне не особо извинительная слабость. Несколько мелковато выходит у уважаемого автора...


woroninsimb 02 июля 2012 | 18:14

Ну при чём здесь Яна! Она и без папы талантлива и без папы найдёт свой театр.А вот Серебренников замечательный режиссёр театра,который отвечает духу времени.Даже несмотря на то,что дружит с автором "Околоноля".


barby_i 02 июля 2012 | 19:01

Слышала Серебренникова на "Эхе" и ни за что не поверю, что он конформист и "прислуживаться рад". Творческих ему удач и верных друзей.


odadash 02 июля 2012 | 19:09

Это же чудно, что из наших налогов финансируют театр"И обрел театр «Платформа», а к нему финансирование", а не очередное "распилково"...
А стыдно должно быть российским руководителям и нам, кто их выбирает, что художникам приходиться как-то лавировать, чтобы выбивать бюджет для дела, которое останется надолго...


02 июля 2012 | 19:31

НЕ ПО АДРЕСУ

Не похоже на экономного и точного на слова иртеньева.

Наверное, объяснение в эмоционально-личной окраске этого текста.

Для человека, который редко ходит на театральные представления, и еще реже читает театральную критику многие места текста иртеньева неоднозначны и непонятны.

Поэтому и весь пафос текста уходит в песок.

Короче, текст мутный, скомканный.

Почему этот текст иртеньев запустил на эхо – совсем непонятно.

Не надо так торопиться, игорь.

Все будет у вашей дочери в порядке.

Держите фасон.


smakt 02 июля 2012 | 21:26

Борцы блин...Ни черта кроме мрализаторства и нажимания клавишь не умеют , а туда же, скривив физиономию "оценивают", выпятив грудь колесом перед монитором, упиваются собственной принципиальностью. Самое главное - понравится таким же бездарным комментаторам, харкающих отравленой слюной во всех направлениях. Скопившаяся желчь не дает возможности охолонуть мозги, вдохнуть свежего воздуха и хотя бы попытаться отличить талант от приспособленчества.
Слушайте и дальше самую культурную передачу "Человек из телевизора".


vlami1917 02 июля 2012 | 22:33

= хороший мужик Иртеньев, но ... мне непонятно, а Вам ... понятно??? =


siamon 02 июля 2012 | 19:06

"Вообще в корпусе критиков сложилось о Серебренникове особое мнение."
На самом деле, мнения разные. Я, прочитав пост, вспомнила Е. Дьякову из НГ,которая писала о спектакле "Околоноля" и Серебренникове.http://www.novayagazeta.ru/arts/7522.html . Думаю, К.С. уже давно не нужно доказывать ни то, что он талантливейший режиссёр, ни то, что он порядочный человек. А для сомневающихся в последнем - были декабрьские и последующие события, его участие в них, и его, если угодно, гражданская позиция, неоднократно им "озвученная". Ну и ,конечно, позиция и участие в этих событиях замечательных ребят его курса.
Конечно, "материал" Токаревой -несправедливый и обидный, "театральные "наши" в отношение курса Серебренникова уж полное свинство. Но, уважаемый Игорь Моисеевич, критик ведь иногда "...принимается за чужое произведение не для того, чтоб его понять и объяснить, но чтобы эгои­стически любоваться самим собой в его отражении, чтобы отнестись к нему как к поводу поговорить о себе, чтобы загрузить читателя своими фантазмами, своими комплексами, своими стилистическими упражне­ниями, наконец, своим злопамятством или приятельскими симпатиями" .(с) И Вы это знаете, уж точно, лучше меня. Вобщем,не расстраивайтесь из-за ерунды. Берегите себя. И почаще пишите в блог.Вас очень не хватает.

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире