13:00 , 30 мая 2018

Старообрядческий староста Федот Поскряков vs Антихрист. История одного расстрела

История Московской старообрядческой общины Рогожского кладбища – духовно-административного центра староверов-поповцев, известна вдоль и поперек с момента создания кладбища в 1771 году и до 1917 года. Потом – все в тумане. Кто возглавлял общину в первые послереволюционные годы – и то толком непонятно. Ведь с этого времени старообрядцы, и без того не избалованные лёгкой жизнью, вынуждены были особо тщательно скрываться от посторонних глаз. Но от одного из экскурсантов, ходившего на экскурсию по Рогожскому староверческому комплексу, мне в руки попали уникальные документы: выписки из протоколов допроса, справки, фотографии. Оказывается, его прадед – Федот Силантьевич Поскряков (1888 — 1938) был председателем общины Рогожского кладбища. В 1935 году Федота Силантьевича арестовали. Дальше — два года ссылки в Красноярском крае, а в 1937 году Поскряков приговорён к расстрелу. Как это водится у староверов, за разговоры об Антихристе во власти (три века они упрямо вели эти разговоры, и три века им за это мстили, но особенно жестоко в XVII веке и в XX-ом). Теперь правнук Пострякова Максим по крупицам собирает о нем документы по архивам. И из этих документов вырисовывается целая картина…

В Памятной книжке Рязанской губернии 1914 года Федот Силантьевич Постряков, крестьянского сословия, упомянут в качестве члена старообрядческой общины, приемлющей священство Белокриницкой иерархии, проживающего в собственном доме в Рязани у Ямской заставы. В свои 26 лет он уже совладелец лесопромышленной фирмы «Масляников, Пятинов, и Поскряков». Старший совладелец – известный в Рязани благотворитель Федот Игнатьевич Масленников, был, собственно, председателем старообрядческой общины, основателем старообрядческого Скорбященского кладбища и держателем при нем моленной. После царского указа 1905 года Об укреплении начал веротерпимости решено было строить на средства общины церковь Всех скорбящих радости. И уж наверняка без участия Федота Поскрякова дело не обошлось. Хотя… ему же было только 22 года, когда церковь построили. Впрочем, в 26 он уже владел двумя собственными домами в Рязани (не смотрите, что он записан по крестьянскому сословию, деньги у семьи были. Недаром его родственник, купец Елисей Дмитриевич Поскряков записан первым среди членов общины в той же в Памятной книжке. Так бывало — одна ветвь семьи переписывалась в купеческое сословие, другая подолгу нет).

Известно, что после революции Поскряков какое-то время еще торгует лесом — в 1919 году он заключает договор с квартирной частью отдела снабжения Рязгубвоенкома на поставку дров. После эпохи НЭПА он занимается кустарщиной (интересно, какого рода?). А в 1929 году приговорён к принудительным работам за неуплату налога (согласно протоколу допроса по второму делу, в 1932 году он ещё и привлекался за валюту (то есть, по всей видимости, имел какие-то иностранные деньги, на которые в голодном 1932 году можно было раздобыть на рынке хоть какую-то еду, в отличие от мало что стоивших советских рублей), но осуждён по этому делу не был. Когда же Федот Силантьевич перебирается из Рязани в Москву, на Новопереведеновскую ул. д.4, кв. 4? Точно не известно, но можно предположить, что в начале тридцатых, когда в связи с индустриализацией в Москву поехали все, и население новой-старой столицы увеличилось почти в три раза. Здесь проще было найти работу, а, значит, получить продуктовые карточки. Но, может, Федот Силантьевич вместе с семьей бежал от греха подальше, когда у него нашли валюту? Всё может быть. Как бы то ни было, в 1935 году Поскряков уже в Москве, ему 47 лет, он инкассатор московского завода «Ритинг» и прихожанин Рогожского кладбища. У него жена — Екатерина Васильевна, 47 лет – штамповщица на заводе «Красный труженик», трое сыновей (26-летний Роман — электромантер, 21-летний Николай — часовой мастер, 20-летний Борис — настройщик на «Шарикоподшибнике») и дочь Евгения 24 лет, учащаяся торфяного техникума. Интересно, дети ещё придерживались старой веры, или уже атеисты, как и положено советской молодёжи? Папу-то переделывать поздно…

Итак, за что же именно Федот Силантьевич был арестован 4 сентября 1935 года? Читаем протокол допроса (допрашивал оперуполномоченный 8 отделения СПО Главного управления Государственной безопасности Народного комиссариата внутренних дел Свечин. Орфография и пунктуация сохранены):

«Вопрос: Следствие располагает данными о том, что Вы являетесь участником конкретной группы Старообрядцев и систематически устраивали нелегальные сборища этой группы: признаете ли Вы себя виновным в этом?

Ответ: Виновным себя не признаю и о существовании конкретной группы мне не известно.

Вопрос: Вы 12.08.1935г. у Каноплева были?

Ответ: Не помню, какого числа, а у Каноплева я был.

Вопрос: Кто у Каноплева кроме Вас еще был?

Ответ: Сейчас я не помню, кто присутствовал 12.08. у Каноплева, так как мы собирались несколько раз.

Вопрос: Напомню Вам, что 12.08.1935 в квартире Каноплева были Вы – Поскряков, Яковлев, Капустин, Федоров, Каноплев и Королев?

Ответ: Повторяю, я сейчас не помню, были ли эти люди у Каноплева 12.08.

Вопрос: По какому поводу Вы собирались у Каноплева?

Ответ: Собирались мы на квартире у Каноплева 3 или 4 раза для обсуждения церковных дел. После того как эти вопросы обсуждались нами в церкви.

Вопрос: Вы как председатель старообрядческой общины разрешение в Райсовете брали на эти сборища?

Ответ: Нет. Разрешение в райсовете я не брал, так как мы собирались от 3 до 5 человек.

Вопрос: Вы показываете не правду. На неоднократных сборищах старообрядцев в квартире Каноплева, на которых присутствовали Вы Поскряков, Яковлев, Капустин, Федоров, Каноплев и Королев, среди этих лиц велись антисоветские беседы и вы делали конкретные выпады против руководства ВКП/б.

Ответ: На устраиваемых сборищах антисоветских бесед не было и я конкретных выпадов, против руководства ВКП/б не делал.

Вопрос: Вы продолжаете говорить не правду: на очередном сборище 18.08.1935 конкретной группы старообрядцев Вы высказывали свои антисоветские взгляды, Советская власть есть власть «Антихриста» и даже делали конкретные выпады против руководства ВКП/б. Требую правдивых ответов.

Ответ: Повторяю, что я этого на сборищах не высказывал.

Вопрос: Вы оказывали материальную помощь находящемуся в концлагере старообрядческому епископу Локошкину?

Ответ: В мае месяце 1935 г. я разрешил церковному казначею Каноплеву выдать для епископа 75 рублей.

Вопрос: Вы Лобанова С.И. знаете?

Ответ: Лобанова Сергей Ивановича я знаю через своего знакомого Ермолаева Георгия Ивановича, который был у меня в ноябре 1934 года на квартире вместе с ним.

Вопрос: Следствию известно, что Лобанов у вас на квартире декламировал конкретные произведения. Подтверждаете ли Вы это?

Ответ: Действительно в ноябре 1934г. Лобанов у меня на квартире декламировал антисоветские произведения. Я просил Лобанова повторить еще раз это произведение что бы записать, он мне в этом отказал.

Обвинительное заключение по следственному делу №2477:

СПО ГУГБ стало известно, что среди старообрядцев Рогожской церкви в Москве существует а/с (асоциальная – прим. СДГ) группа, под руководством председателя церковного совета этой церкви Поскрякова. Участники группы систематически устраивали нелегальные сборища на квартире единомышленника Каноплева, на этих сборищах участниками группы обсуждались политические вопросы в а/с духе, а так же отрицательные лица, распространяли всевозможную к.-р. (контрреволюционную – прим. СДГ) клевету. На основании этих материалов были арестованы МОРЖАКОВ, ПОСКРЯКОВ, СМИРНОВ, и находятся под подпиской КАПУСТИН и КАНОПЛЕВ. Произведенным следствием установлено , что действительно в течении 1934-1935 года, на квартире Каноплева собирались нелегальные сборища. На этих сборищах участники проводили антисоветские беседы; о гонении на религию, об антихристе и т.п… Указанные факты следствием подтвердились.

Итог: «Поскряков Федот Силантьевич изобличен очной ставкой и свидетельскими показаниями…» Остальные обвиняемые – церковный сторож Каноплёв, церковный певчий Капустин, а также «без определённых занятий, бывший служитель религиозного культа» Иван Михайлович Моржаков (он же будущий архиепископ Московский и всея Руси древлеправославной церкви Иосиф), и ещё некий Смирнов Гурий Севостьянович, в доме которого скрывался «бывший служитель культа», признали себя виновными.

В отличие от Ивана Моржакова, приговорённого к карагандинским лагерям, Поскряков, казалось, легко отделался – всего-навсего ссылка в Красноярский край, но… 12 ноября 1937 новый арест: «Предъявлено обвинение в том, что он, находясь в ссылке, проводил среди населения контрреволюционную агитацию, призывал к свержению Советской власти, распространял провокационные слухи о смене и скорой гибели Советской власти, высказывал террористические настроения по отношению к руководителям ВКП/б и Сов. Власти».

Из протокола допроса гражданина Поскрякова Ф.С., род занятий — продавец ларька (допрашивал начальник Кежемского п/о НКВД Давыдов, орфография и пунктуация  сохранены):

«Вопрос: Перечислите ваших близких знакомых по Кежемскому району, как из адм. ссылки, так и вольного поселения?

Ответ: Мне хорошо знакомы по Кежемскому району Лушников Петр Кузьмич, кузнец, Брюханов Лаврентий Лукич, инструктор ОСОА биохимии, Погодин Иван Иванович, работник ППС и его жена. По адм. ссылке — Чернов Данила Федорович, Каруков Василий Сергеевич, Кац Лев— парикмахер.

Вопрос: Дайте показания о вашей контр. революционной деятельности?

Ответ: Ни какой контр. революционной работы я не вел.

Вопрос: Неправда. Следствие располагает достаточными данными, изобличающими Вас в контр. революционной деятельности и требует от вас правдивых показаний.

Ответ: контр. революционной работы я не вел.

Вопрос: Адм. ссыльного Савкина Вы знаете?

Ответ: Да, знаю.

Вопрос: Привожу Вам выдержки из его показаний «В марте месяце сего года лично я находился на квартире у Поскрякова. В беседе он мне сказал: По описанию законов божьих, все сбывается к власти пришел Иуда. Сейчас к власти лезут евреи, разные Когановичи. Они приберут народ к руками будут над ними издеваться. Но все равно они долго с этой властью не просуществуют». Признаете Вы это!

Ответ: Я это отрицаю.

Вопрос: Как же Вы это отрицаете, когда Савкин доказывал Вам то, что Вы не правы и Вы ему на это заявили, что он сам не прав. Был такой разговор?

Ответ: Такого разговора не было. Я с ним говорил, о том, что всё делается по закону божьему. Каждая власть есть от бога и что большевики пришли к власти на основании предсказаний библии. Савкин и другие мне возражали, но я убеждал их в своем.

Вопрос: Что Вы рассказывали Савкину о подпольной типографии?

Ответ: Ни о какой типографии я Савкину не говорил.

Вопрос: Не правда. Савкин показал. Что Вы рассказывали ему о том, что в первые годы революции Вы совместно с другими лицами имели подпольную типографию и очень много печатали антисоветских прокламаций. Правильно это?

Ответ: Ни какой типографии у нас не было и Савкину, я об этом не говорил.

Вопрос: По сведениям Савкина Вы говорили. Да, народ все чумеет, сейчас везде к власти везде налезли жиды и ты их боишься. Но это всё скоро кончится. Найдется человек умнее Сталина и Ленина. Признаете вы это.

Ответ: Я это отрицаю.

Вопрос: Из показаний Савкина. Поскряков говорил о четвертом интернационале и заявил. «Троцкий такая умница, что поискать редко»

Ответ: Я этого не говорил.

Вопрос: В апреле месяце Вы заявили: Все равно всем осталось не долго властвовать, особенно нашим главкам.

Ответ: Я этого не говорил.

Вопрос: В апреле в беседе с Коруковым по вопросу о партиях Вы заявили: Все существующие партии сводятся к одному знаменателю. Все дорожат своей шкурой и борются за теплое место, а партию большевиков можно выделить как одну из наглых. Большинство в этой партии состоят шкурники. Подтверждаете?

Ответ: Я отрицаю.

Вопрос: Следствию известно, что Вы клеветнически отзываетесь о товарище Сталине. Признаете?

Ответ: Отрицаю.

Вопрос: Вы это говорили в магазине Леспродторга в присутствии административно ссыльного Дружинина, который показал: Что раньше царя не поминали так, как теперь Сталина. Уже слишком велики эти почести.

Ответ: Я этого не говорил.

Вопрос: В беседе с Дружининым Вы заявили. Большинство Коммунистов не только скажет, нет бога, а если потребуется продать кого, продадут, лишь бы сохранить звание коммуниста.

Ответ: Отрицаю.

Вопрос: Что означает фраза « Взявший меч от него и погибнет»

Ответ: Я такой фразы не говорил.

Вопрос: В беседах с Каруковым вы не однократно говорили о том, что эта власть временная , она должна быть свергнута и что она долго не просуществует.

Ответ: Не говорил.

Вопрос: В беседах о Сталинской конституции Вы говорили о том, что эта конституция нам ничего не даст , это не конституция а общая норма. Признаете?

Ответ: Я о конституции так не говорил, наоборот говорил, что конституция должна нас ссыльных освободить.

Вопрос: Как же Вы это отрицаете, когда ваш разговор подтвердил свидетель Каруков.

Ответ: Отрицаю

Вопрос: Ваше отрицание голословно. Административно ссыльный Иванов на допросе показал, что от новой сталинской Конституции народ получил не свободу, а постановление советов о двадцатипятилетнем тюремном заключении, поэтому конституция есть дурман народа.

Ответ: Отрицаю.

Вопрос: Показания дает Кац Лев.

Ответ: Отрицаю.

Вопрос: Иванов показывает, что Вы заявили. Вот видишь, советская власть разрушает церкви. Придет время, мы их заставим разрушенное восстанавливать. Признаете?

Ответ: Отрицаю.

Вопрос: Ваши отрицания предъявленных Вам обвинений голословны. Следствие Вам не верит и требует от Вас правдивых показаний.

Ответ: Дополнить свои показания ни чем не могу».

Поскряков снова всё отрицал, признания от него так и не добились. 29 декабря 1937 «тройка» УНКВД по Красноярскому краю приговорила Федота Силантьевича к высшей мере наказания – расстрелу. Приговор приведён в исполнение 26 января 1938 года. Реабилитирован Поскряков 2 сентября 1989 года.

В те же годы, когда погиб Поскряков, церкви Всех скорбящих радости в Рязани нашлось новое применение: в её подвалах тайно хоронили расстрелянных, тела привозили ночью на грузовиках (такие же грузовики, впрочем, приезжали и на Рогожское кладбище в Москве, и тоже по ночам). А в двух кирпичных домах рядом с храмом поселились семьи сотрудников Рязанского управления НКВД. Когда история сделала очередной кульбит, у входа на Скорбященское кладбище появилась мраморная доска: «Это не должно повториться! В братской могиле за этой стеной покоится прах жертв политических репрессий 30-х годов в Рязани». В Москве на Рогожском подобной доски почему-то пока нет…




Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире