iprokhorova

Ирина Прохорова

23 января 2018

F

1413810
Оригинал — на сайте «Сноб»

Процесс реабилитации сталинизма в последнее время набирает обороты, и скандал вокруг фильма очевидным образом встает в один ряд с преследованием «Мемориала», правозащитников, строптивых деятелей культуры и всех противников репрессивной системы управления.

Ползучая сталинизация еще не отлилась в правовую форму, но при таких темпах идеологической индокринации не удивлюсь, что скоро Сталин и его подручные станут фигурами неприкасаемыми, например, в рамках закона о фальсификации истории. Или недалек тот час, когда кого-нибудь привлекут за оскорбление чувств псевдо-ветеранов (или служителей ФСБ) за умаление заслуг великого вождя. Это предположение может казаться диковатым, но ведь при всех шалостях Министерства культуры последнего времени трудно было представить, что оно додумается отозвать прокатное удостоверение у фильма, где Сталин предстает в комическом виде. Т. е. еще вроде бы стыдно прямо сказать «Сталин — наше все», но месседж уже хорошо считывается. Не будем забывать, что хорошим тоном для лояльных чиновников в последние годы стало расставлять по столам бюсты Сталина или вешать его портреты на стены.

Совершенно очевидно, что сейчас Сталина можно изображать каким угодно: кровожадным, демонически загадочным, даже бесноватым, но только не комичным. Оно и понятно, в жестокости и  безумии всегда при желании можно обнаружить своеобразную государственную логику («это он для пользы отечества»), но из ничтожности победительную идеологию не соткешь.

Запрет фильма выявляет, насколько глубоко моральная деградация проникла в наше общество. Ничего более безнравственного, чем попытка реабилитации государственного террора, быть не может. На этом ценностном фундаменте не построить ничего созидательного и достойного.

Память о жертвах репрессий и смех над палачами — это двуединое мощное оружие. Недаром против него всегда борются авторитарные режимы.

Оригинал — на сайте «Сноб»

Десятого сентября в Москве пройдут муниципальные выборы.
Я очень прошу вас прийти и проголосовать за достойных людей, которые, надо сказать, в этот раз в большом количестве представлены в качестве кандидатов.

Когда мы говорим о власти, когда мы ее критикуем, мы всегда почему-то думаем о первых лицах.
А на самом деле, всё то, что власть делает, и хорошее, и плохое, как правило, происходит на низовых уровнях. Поэтому от того, каких муниципальных депутатов вы выберете, будет зависеть ваше благосостояние значительно больше, чем от депутатов Госдумы и даже первых лиц государства.

Так что, проявите политическую сознательность, пожалуйста, пойдите и проголосуйте за правильных людей.

09 ноября 2015

Рецепт счастья

Чем шире разливается море агрессии, чем выше вздымается риторика ненависти в российском обществе, тем призрачнее надежда найти среди бушующего безумия островок миролюбия и солидарности. Кажется, нет силы, способной положить конец затяжной холодной гражданской войне, раздирающей социум. Но вот произошла страшная трагедия, — разбился самолет, унесший две сотни жизней, и тысячи людей вышли на улицы Петербурга и других городов, чтобы почтить память погибших, поддержать родных в их неутешном горе. Люди сообща создавали стихийные мемориалы, и никого не смущало, что рядом стоят либералы и консерваторы, сторонники и противники присоединения Крыма, верующие и атеисты. Их всех объединяло искреннее чувство любви и сострадания к жертвам катастрофы. В такие минуты наступает краткое прозрение: зачем и во имя чего мы воюем друг с другом? Какое нам дело до всех этих геополитических химер, призрачных идеологем, не имеющих никакого отношения к нашей жизни?

И правда, можно сколько угодно тешиться разговорами о судьбе и предназначении отчизны до той поры, пока, не дай Бог, не заболеет ваш ребенок. И тогда будет совершенно все равно, какой национальности лечащий врач, кто мы: европейцы или скифы, нужно ли преследовать людей другой сексуальной ориентации, оскорбляет ли чувства верующих очередная театральная постановка и т.п. Перед вами разверзнется настоящая, а не иллюзорная бездна: где взять денег на лечение, есть ли в стране специалисты, куда бросаться за помощью… 

Жаль, что временное отрезвление у нас происходит только в экстремальной ситуации

Жаль, что временное отрезвление у нас происходит только  в экстремальной ситуации, а так хочется, чтобы подлинные ценностные приоритеты стали нормой жизни. Чтобы мы, наконец, осознали, что государство — это не степи, моря и горы плюс полезные ископаемые, а мы, люди, живущие на этой земле, единые в своем желании сделать собственную жизнь и жизнь вокруг нас достойной и счастливой. Вы спросите, как добиться этого достойного существования после стольких неудачных экспериментов по строительству идеального государства? Рецепт счастья сформулирован с незапамятных времен, он озвучен во всех религиях мира, а позднее и в трактатах о гражданском обществе, — это любовь к ближнему и помощь страждущему, то, что на современном языке зовется благотворительностью.

У нас благотворительность до сих воспринимается в основном как оброк для богатых, а не как моральный императив и образ жизни каждого человека. Вы спросите, ну что радикально могут изменить в моей и чужой жизни жалкие 100 рублей, перечисленные в какой-нибудь детский фонд? Уверяю вас, гораздо больше, чем десятки миллионов долларов, потраченные на загадочную войну в Сирии.

Например, в Санкт-Петербурге есть НИИ детской онкологии, гематологии и трансплантологии им. Р.М. Горбачевой, который делает пересадки костного мозга детям и взрослым с лейкозами и другими заболеваниями. И это не просто больница, это исследовательский центр, где берутся за  самые тяжелые случаи и принимают пациентов со всей страны.

Рецепт счастья сформулирован с незапамятных времен —это любовь к ближнему и помощь страждущему

Современная медицина невозможна без современной диагностики, а значит, без лабораторий, без реактивов, без оборудования. Но государственного финансирования лабораториям не хватает, и на помощь приходят благотворительные фонды — то есть их жертвователи, самые обычные люди, тысячи людей, которые переводят по сто, двести, триста рублей, кто сколько может. Если бы в 2014 году благотворители не оплатили счетов на реактивы и расходные материалы почти  на 15 миллионов рублей, их было бы просто неоткуда взять, а значит, больным пришлось бы оплачивать эти анализы самим. В этом году трансплантаций запланировано больше чем на треть, и цены на реактивы выросли в связи с ростом курса доллара, а значит, выросла и сумма к сбору.

Сразу пресеку реплики: почему мы должны тратить свои деньги, давайте требовать от государства, чтобы оно давало больше денег на здравоохранение! Конечно, давайте требовать. Но пока мы требуем, люди должны лечиться, им некогда ждать. Мы можем и должны помочь друг другу, чтобы стать полноправным обществом; не будем забывать, что только  в любви мы подобны Богу, а для ненависти и разрушения достаточно земных идолов. И если мы справимся с самой трудной задачей — научимся любить ближнего как самого себя, то и все другие проблемы будут нам по плечу.

PS. Для неравнодушных прямо в конце этого текста есть форма, где можно оформить разовое или ежемесячное пожертвование для бесперебойной работы лабораторий НИИ детской окнологии, гематологии и трансплантологии. Даже сто рублей кому-то действительно помогут.

СДЕЛАТЬ ПОЖЕРТВОВАНИЕ

Оригинал

19 августа 2015

Опыт свободы

Вновь наступило 19 августа, уже 24-я годовщина провалившегося путча и основания новой России. Для меня этот день (а вернее — три ужасных и прекрасных дня с 19 – 21 августа) стал личным праздником, которому я много лет назад дала собственное название: «опыт свободы». Мне бесконечно жаль, что исторические три дня, которые потрясли мир, не стали главным праздником страны, символом общественной победы над тоталитаризмом. Мне до сих пор трудно понять, почему прекрасный акт самопожертвования – готовность людей умереть у стен Белого дома за свободу — был ошельмован и в конечном итоге дискредитирован, причем не в последнюю очередь самими участниками славных событий.

Спустя столько лет, после стольких испытаний и разочарований, я все равно вспоминаю эти дни как лучшие в своей жизни. Они стали прологом к встрече с новым, динамичным, открытым миром, полным и неведомых опасностей, и неизведанных возможностей.

Как общество в целом, и каждый из нас по-отдельности смогли ответить на вызов времени, это отдельный и болезненный разговор. В одном я уверена: уникальный опыт свободы (беспрецедентный в истории России) невозможно отменить, затоптать, вытравить из коллективной памяти никакими акциями: ни попытками водружения на пьедестал низвергнутой статуи Дзержинского, ни потугами на реабилитацию большевизма-сталинизма и проч. И люди, ностальгирующие по старым временам, зачастую не отдают себе отчет в том, насколько этот новый опыт вплетен в мифологическую ткань их воспоминаний.

Я хочу передать привет всем, с кем я провела три дня под холодным дождем в августе 1991 года у стен Белого дома, и склонить голову перед тремя прекрасными юношами, погибшими за свободу.

Перед сном по привычке заглянув в интернет, прочла страшную новость — убит Борис Немцов. Убит подло, четырьмя выстрелами в спину в центре города в час ночи. Не могу поверить в случившееся, настолько оно чудовищно до неправдоподобности. Я много лет знала Борю, и выше моих сил представить себе, что в то время, как я в ступоре пишу эти строки, его тело еще лежит на мосту.

Я горюю вместе с родными Бориса, с его друзьями и товарищами по партии.

И я призываю всех, в ком еще живы гражданские чувства, в ком не умерли милосердие и сострадание, в независимости от их политических взглядов и религиозных воззрений, выйти 1 марта на марш, чтобы сказать «нет» политическому террору.


Михаил Касьянов: В связи с трагическим событием – убийством Бориса Немцова – мы отменили антикризисный марш в Марьино и намерены провести траурный марш в центре Москвы 1 марта.

Вернувшись из Томска, полная приятных впечатлений от города и его интеллектуальной жизни, решила заглянуть в фейсбук, чтобы посмотреть, не пропустила ли я чего-нибудь важного за неделю отсутствия. Первое, на что я наткнулась – это пост Марата Гельмана пятидневной давности, в котором тот выливает ушат грязи на Михаила Прохорова за отсутствие должной смелости в истории с опальным «Дождем». Неизбежно пришлось познакомиться и потоком обличительных комментов в соцсетях. Суть претензий (опуская характеристики) заключается в том, что, медиахолдинг «Сноб», предоставив убежище телеканалу в помещении своей редакции, через месяц попросил коллег переехать, хотя обещал продержать их до февраля.

С тех пор, как мой брат стал публичной фигурой, я достаточно начиталась отвратительных поношений в его адрес и в какой-то момент смогла выработать определенный иммунитет к нескончаемой людской зависти и злобе. И вряд ли я бы стала тратить драгоценное время, чтобы запоздало давать отпор Марату Гельману; думаю, Михаил и так переживет гнев черногорского партизана. Меня в этой очередной фейсбучной вакханалии занимает более общий вопрос.

Как известно, перемывание костей знакомым и знаменитостям – это древнейший вид терапии. Положа руку на сердце, кто ни грешил в стремлении немного самоутвердиться, посплетничав о более удачливых или талантливых соплеменниках. Эта неискоренимая человеческая слабость терпима лишь при одном условии – злоязычие не должно покидать кулуары, и тот, кто сводит сплетни, всегда был фигурой презираемой.

Поразительно, но в пространстве интернета даже эта нехитрая этика не работает. В нашем культурном сообществе считается вполне нормальным явлением вывесить на всеобщее прочтение любые домыслы или инвективы в выражениях, от которых покраснел бы даже уралвагонзавод. Да бога ради, пишите, что хотите, боритесь за звание первого демократа на деревне, обличайте отступников и предателей светлых идеалов свободы, только не забудьте сначала отфрендиться от тех, кого заушаете. Почему я принуждена читать мерзости о своем брате, которого горячо люблю и уважаю, от человека, который числится в моих фейсбучных друзьях? Откуда появилось право на словесную распущенность? Или в нашем измененном сознании подобное поведение расценивается как акт личной смелости и гражданского мужества?

Если так, то я готова оплакать судьбу российской демократии.

Что же касается злополучной истории о том, как поссорились две дружественные медиакорпорации, то по моему искреннему убеждению, руководству и сотрудникам «Дождя» следовало бы поблагодарить «Сноб» за то, что в самый сложный момент тот протянул руку помощи, позволив более месяца продолжать работу на своей площадке (причем, насколько мне известно, совершенно бескорыстно). Каковы бы ни были обстоятельства, заставившие «Сноб» изменить решение, как бы ни было его поведение далеко от высоких моральных стандартов, предъявляемых нашим храбрым интернет-сообществом, тем не менее, он был единственным, кто хоть что-то сделал для «Дождя», рискуя собственным благополучием. Честно говоря, я что-то не припомню актов подобного дружелюбия в истории пост-советских СМИ, а после истерических нападок на «Сноб» в соцсетях вряд ли в обозримом будущем найдется охотник заниматься подобного рода благотворительностью.

Мне грустно видеть, как в минуту опасности наше гражданское общество вместо того, чтобы объединиться и совместными усилиями защищаться от давления власти, стремительно превращается в воронью слободку с кухонными сварами, чередой погромных кампаний, с разрывами отношений и взаимными оскорблениями. Главные трудности еще впереди, а мы все уже переругались друг с другом. Я понимаю, что это происходит от отчаяния, от ощущения безнадежности ситуации, но всеобщая агрессия и побивание камнями своих своими же руками никак не поможет найти выход из тупика. Если нас так легко разъединить, то стоит ли удивляться, что нами правят те, кто нами правит.

Оригинал

Невозможно поверить, что Борис Дубин умер. Последнее время он много болел, но все равно казалось, что никакие хвори не смогут его одолеть, что сила его духа и ясность его мысли будут залогом его долголетия.

Он был настоящим ученым — как говорили в старину, ученым с большой буквы. И дело здесь не только в энциклопедических знаниях и поразительной работоспособности, коими он обладал в избытке. Он был носителем высоких этических принципов, как в науке, так и в жизни, а именно это редкое качество отличает подлинного ученого от работника академической сферы.

Это страшная утрата для всех, кто знал и любил Бориса, но, конечно, наше горе ничто по сравнению со скорбью его родных и близких. Выражаю им самые искренние и глубокие соболезнования.

Оригинал
Трудно поверить в смерть Валерии Ильиничны Новодворской, в то, что неисчерпаемая энергия ее души не стала залогом долгой жизни этой поразительной женщины.

Давно замечено, что подлинные мужество и принципиальность редко сочетаются с торжественно-монументальным обликом. Так выглядят, как правило, циники или герои пропагандистских фильмов. Кому-то Валерия Ильинична казалась эксцентричной, возможно, она и была таковой. Но не будем забывать, что бесстрашие не достается даром, оно отвоевывается у конформистского мира ценой огромных душевных затрат и постоянного самопожертвования. Герои часто кажутся странными и смешными, особенно тем, кто не способен на подвиг.

Новодворская была неукротимой воительницей за гражданские свободы и права, и она достойна самых высоких слов и самого глубокого уважения.

Светлая ей память!

Оригинал
Поколение людей, родившихся во второй половине 1950-х годов, было поколением без дедушек. Я росла в обществе, в котором было много немолодых женщин, но совсем мало мужчин среднего возраста.

Первыми шокирующими впечатлениями моего раннего детства – изувеченные люди. Хотя товарищ Сталин по сугубо эстетическим соображениям в одночасье зачистил Москву от инвалидов войны, но на окраинах города они составляли заметную часть населения. Я с ужасом смотрела на мужчин с ампутированными по пах ногами, передвигавшихся на самодельных платформах на колесиках, а мама каждый раз терпеливо объясняла, что не нужно показывать на дядю пальцем, это некрасиво.

Боль пережитой трагедии была столь сильна, что перед ней временно не устояла даже тотально цензурированная советская эстрада. В моем детстве городские репродукторы безостановочно вещали весь день, и во всех учреждениях (включая детские сады), радио тоже не умолкало. Посему могу засвидетельствовать, что подавляющее большинство песен о войне было лирического содержания: «Темная ночь», «Синий платочек», «Враги сожгли родную хату», «Случайный вальс»… Часто они переплетались со сходными по настроению песнями гражданской войны: «Там вдали за рекой», «Эх, дороги…». Только в концу 1960-х годов их стали постепенно вытеснять из эфира псевдопатетические кантаты.

Еще одна характерная черта моего детства: любые застолья по любому поводу непременно заканчивались тостом: «Лишь бы не было войны». Долгие годы его произносили со всей серьезностью, потом – немного шутливо, но для моих родителей — детей войны — он не мог превратиться в пустой оборот речи.

Общеизвестно, что фронтовики не любят рассказывать о войне. Им трудно найти слова, чтобы разделить этот чудовищный опыт с теми, кто не прошел через подобные испытания. Но даже существующие письменные или собранные устные воспоминания так и не стали общественным достоянием, не они формируют российское общественное мнение и коллективную память об ужасах Второй мировой войны. Их подменили парадным гламуром, бравурными маршами и трескучей победной риторикой, за которыми невозможно разглядеть подлинное, страшное лицо войны. Сегодняшняя виртуализация событий вообще превращает любой военный конфликт в занимательную игру, в стрелялку, где главное – убить как можно больше человечков, чтобы перейти на более высокую ступень. И получается, что на протяжении многих лет чтя подвиги фронтовиков, рассуждая о десятках миллионах погибших, мы, тем не менее, не боимся регулярно ввязываться в вооруженные авантюры, грозящие мирным жителям новыми страданиями и лишениями.

Поколение, прошедшее войну, постепенно уходит, унося с собой выстраданное знание о ней. Так оставайтесь же с нами как можно дольше, чтобы успеть объяснить легкомысленным внукам и правнукам, во имя чего совершалось беспримерное самопожертвование: для того, чтобы больше не было войны.

Оригинал
На трагедию в Одессе невозможно смотреть отстраненно, это наши боль и ужас, стыд и печаль. Вот они – первые плоды великодержавных войн престолов, игр в геополитические шашки. Пока большие дяди развлекаются подобным образом, в Украине гибнут люди, мирные жители в одночасье оказываются вовлеченными в военные конфликты. В самой России степень общественного ожесточения и ненависти чудовищна, погромные настроения буквально захлестывают людей. Подумать только, а ведь еще совсем недавно (как поется в старой песне) мы могли спокойно жить, любить, дружить с друг с другом и нашими украинскими соседями несмотря на разность политических, эстетических и прочих взглядов. Как мы, граждане двух братских стран, могли допустить подобную гуманитарную катастрофу?

Вспомните мудрую пословицу: «Паны дерутся, у хлопцев чубы трещат». За амбиции лукавых и негодных политиков всегда расплачиваются простые люди; нам постоянно предлагают пожертвовать собою, нашими детьми, правами, благосостоянием, достоинством, честью ради бесплотных химер, будь то коммунистическое светлое будущее, великая держава, мировая империя и проч. В начале 20 века мы уже пережили ужас гражданской войны, и от этой травмы мы не оправились до сих пор.

Я призываю украинцев не поддаваться на провокации, ни внешние, ни внутренние, и не позволить окончательно расколоть общество, доведя его до братоубийственной войны. Ибо гражданская война – это прямой путь к распаду государственности, к моральной деградации людей.

Этот призыв я обращаю и к обществу российскому…

Оригинал

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире