nazaretyan

Завтра (15.04.2019) исполняется ровно два календарных месяца с момента ухода из жизни Акопа Погосовича Назаретяна. Ярчайшего философа, подробно о деятельности которого рассказывалось, в частности, на семинаре RUSSIAN SETI в ГАИШ 12 апреля 2019 года (а в Дубне в честь профессора открыли памятную аудиторию)

В последнем (моем с ним) разговоре на вопрос о своем бессмертии (вопрос был задан так, — «сколько он ещё хочет прожить, 100, 200, 500 лет, и хочет ли стать бессмертным», -  имея в виду идеи трансгуманизма) он сказал, что не верит в это (он был болен и знал о неизбежности), и хочет «уйти красиво, громко хлопнув дверью». Действительно, его идеи все больше становятся востребованными.    

Общаясь с трансгуманистами, которые активно агитируют за бессмертие и долголетие (они считали А.П.Назаретяна «своим» поскольку он также был устремлен в будущее), выяснилось, что их бессмертие скорее похоже на сон в физиологическом смысле. Популярный среди них писатель фантаст так и ответил мне в комментарии что, — «хорошо сидеть у камина, смотреть на огонь»... Даже представления о полетах к далеким мирам неких бессмертных киборгов, также похожи на один бесконечно тянущийся сон (см."День сурка"), поскольку изменения «тела» субъекта, не приводят к изменениям личности, «я».

Рассматривая  (по Назаретяну) известные нам фактически установленные эволюционные процессы, трансформации биологических форм, социальных взаимодействий и технического прогресса, — мы видим факты «преобразования», «отмирания» старых процессов и появления новых, форма «человека» как биологического вида и коммуникации не меняется уже несколько десятков тысячелетий, меняются только инструменты связи внутри социума и отношения вне социума, а сам социум поддерживается в своем существовании только сменой индивидуумов, «чередой» рождений и смертей. 

Если смотреть на такую «систему» как некий «колебательный», волнообразный процесс, то мы заметим, что физически, на уровне атомов, никаких изменений возможно не происходит вообще (это заметил Вернадский, который писал о возможном изменении и атомов при их внутриклеточном взаимодействии), а происходит только изменение некоей общей для социума «картины мира», которая обновляется в процессе появления новых индивидуумов со «свежей» возможностью воспринимать, обрабатывать и обмениваться сигналами в новой, генерируемой ими «картине мира». (Идея «любви» между атомами и молекулам тоже одно время занимала умы, и этот процесс редукции, переноса, проецирования в своем сознании представлений из одной сферы опыта на другие — является одним из инструментов сознательной деятельности, но зачастую с его помощью создаются только химеры, образы, существующие исключительно в «картине мира», но не в реальных, физических взаимодействиях).

Из этого следует, что, с точки зрения коммуникационного процесса, мы имеем «обновление», «очищение», памяти субъектов, узлов социальной коммуникации, новые субъекты воспринимают опыт своих предков также проективно, копируя доступные в коммуникации действия и описания, создают новую, актуальную к изменениям внешней физической среды «картину мира» и потом «отмирают» уступая место действия вновь рожденным. Такая смена позволяет предполагать (что мы и видим во многих философских и религиозных концепциях), что смерть субъекта — это не смерть, а смена состояний одного общего «тела», — от понятия «тела бога» до «биосферы» Вернадского. С физической точки зрения можно предположить, что и само «тело» является следствием неких процессов физического уровня взаимодействий, также предполагающих «заполнение-освобождение», как мы наблюдаем изменение «заряда» в конденсаторе электроцепи. 

Можно строить множество различных теорий и выдвигать разные гипотезы, но не имея фактов о реальных взаимодействиях, а оперируя только умозаключениями из актуальной нам «картинки», мы скорее всего не получим адекватных ответов на вопросы о возможности личного бессмертия, о котором собственно и идет речь, о продлении своего существования, как субъекта восприятия всего окружающего сложившимися чувствами и отображения личного опыта в общую «картинку». Но, тем не менее, можно предположить, что какая-либо смена способа генерации «картинок» или подключение к некоей существующей, или создание новой «сети генерации будущих состояний», позволит именно субъекту обновлять свою личную память и продлевать свой личный процесс взаимодействия всего со всем.

Но сидение у камина и смотрение на огонь, или служение некоей устоявшейся «картинке», никак не помогут субъекту сохранить собственную личность, «я», самоосознание. Необходимость самосохранения жизни как процесса, неизбежно приведет или к созданию независимого от Земли и Солнца социума (о чем нам и пишут фантасты и куда устремлено научное мышление), либо взаимодействие биосферы и техносферы приведет к образованию неких неизвестных пока взаимодействий, или «открытию» хорошо забытых, которые также позволят субъектам сохранять собственное динамически обновляющееся состояние взаимодействия. 

Так что основным вопросом для личности становится сохранение, трансформация и создание неких новых коммуникаций к общей памяти не только своего «рода», а всей Вселенной в ее историческом, физическом и философском осмыслении. О чем, кстати, «все время говорили большевики» и их вождь В.И.Ленин, который призывал овладевать всеми достижениями человечества. 

В этом смысле работа недавно ушедшего из жизни (общей синхронизированной сети отображения человечества, «тела биосферы») Акопа Погосовича Назаретяна является бесценной, поскольку создает (если читать его книги, а не просто носиться с образом) возможность каждому переосмыслить собственную роль в Жизни, как общевселенском процессе, процессе универсальной эволюции (вселенского преобразования). 

Вполне возможно, что все «мертвые» хранятся в нас, живущих, в форме некоей, пока недоступной в «актуальной картине мира» памяти ...     

@interrno 



Загрузка комментариев...

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире