Встречу 24 мая 2018 года можно было бы уложить в три строчки :
«24 мая в 19/00 в Московском Центре Льва Гумилёва Святослав Каверин, исследователь народов Гиндукуша, выступил с докладом об истории и культуре бывшего Кафиристана – афганской провинции Нуристан и соседних областей…»


Вот он, Станислав, сидит под «плюсом» арт-систематизма и смиренно ждёт, пока закончатся формальные моменты. Руководитель Центра Льва Гумилева Павел Зарифуллин сделал всё возможное для создания доверительной и творческой атмосферы вечера.

Артефакты культуры и быта представляемых народов, звучавшая весь вечер музыка и образы (аутентичный головной убор и фотографии) соединяли пространства и времена в один нерасчленяемый узел мистического действия. Присутствующие глубоко прониклись как темой, так и подачей материала. 


Кроме развенчания мифотворчества о некоем «прарусском народе» где-то в центре Афганистана, докладчик представил глубокое и многостороннее повествование о Нуристане, пуштунах, калашах, талибах, памирцах… , столкновении и взаимодействии сохранившейся двухтысячелетней (языческой?) культуры и ислама.

На границе трех цивилизаций, — России, Китая и Индии, словно в остановившемся времени (как часто происходит на разных границах, пространства и вещества) живут потомки наших общих предков, со схожими чертами мироощущения и языка («шея» у них тоже «шея»). Цивилизация в виде исламских «покорителей» пришла к ним только в 19 веке, а научные исследования до сих пор весьма трудоемки не только из-за отдаленности территории, но, скорее из-за отдаленности во времени (хотя у всех там есть мобильные телефоны и аккаунты в фейсбуке).

 
Слева на фото вход в офис Центра Гумилева в Москве

Несомненно влияние ещё одной древнейшей цивилизации на исследуемые взаимодействия, — Персия рядом (а была ещё и империя греков, Александра Македонского, также граничившая с нынешним Нуристаном). А местные народности, насмотря на разность обычаев и языков, неизбежное принятие ислама, сохраняют веру в лесных фей «пери» («Перун», «перья», «фейри»,"перина"), и, кстати, в отличии от равнинных собратьев, пользуются мебелью (креслами и скамейками).

И кто-то стремится забыть и стыдится своего прошлого, а кто-то сохраняет и гордится им. Глобализация не только разрушает самобытные культурные традиции и верования, но и выявляет общие и сходные черты, дает возможность не только слиться с новым миром, но переосмыслить и сохранить уходящий, прежний, такой же общий и единый, как и сегодняшний.

Ждём от Станислава Каверина новых исследований, книг и желаем новых вдохновенных открытий.  
источник

Комментарии

0

Пожалуйста, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий.
>
Не заполнено
Не заполнено

Не заполнено
Не заполнено минимум 6 символов
Не заполнено

На вашу почту придет письмо со ссылкой на страницу восстановления пароля

Войти через соцсети:

X Q / 0
Зарегистрируйтесь

Если нет своего аккаунта

Авторизируйтесь

Если у вас уже есть аккаунт

Самое обсуждаемое

Популярное за неделю

Сегодня в эфире